Лексический навык

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:17, доклад

Описание работы

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет важное место лексики на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.

Работа содержит 1 файл

Лексические навыки в структуре речевой деятельности.docx

— 41.87 Кб (Скачать)

3) спецификой учебной  деятельности учащихся младших  классов в целом.

Начнем с рассмотрения особенностей становления навыков  на данном этапе обучения. На уроке  в условиях дефицита времени учителю  трудно организовать необходимые условия  для формирования лексических навыков. Он не может обеспечить немедленную  обратную связь и коррекцию при  выполнении письменных упражнений, направленных на формирование лексических навыков. Промедление же в сообщении результатов  ученику обратно пропорционально  эффективности тренировки [5 -12].

Недостаток времени, отведенного  на изучение иностранного языка в  начальной школе (2 и редко 3 часа в неделю), ведет к тому, что  выполнение большого количества письменных упражнений из учебника и рабочей  тетради планируется на внеурочное время. Выполнение письменного задания  дома с последующей проверкой  учителем (обычно отсроченной во времени) часто способствует закреплению  в памяти, допускаемой учеником ошибки.

Следует отметить, что часто  не соблюдаются порядок и условия  предъявления тренировочного материала  в соответствии с операционным составом лексических навыков, в результате нарушается последовательность при формировании навыка. А для того, чтобы формируемые навыки были гибкими и прочными, необходимо разнообразие условий тренировки, которое выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления тренировочного материала [6 – 15].

Формирование лексических  навыков у учащихся любого возраста требует многократного повторения действий с лексическим материалом. При обучении младших школьников необходимость многократного повторения возрастает еще больше, что объясняется  особенностями их памяти, которая  является преимущественно кратковременной, и для запоминания лексических  единиц исключительно важен объем  тренировки. В условиях недостатка времени оказывается невозможным  обеспечить многократное повторение каждым учащимся большого по объему лексического материала, который с каждым уроком увеличивается.

Если рассматривать распределение  лексических единиц в процессе обучения, то часто бывает, что большой массив лексики дается в начале новой  темы. Отсутствие возможности для  достаточного количества повторений большого по объему лексического материала вследствие недостатка времени затрудняет правильное формирование лексических навыков  у каждого учащегося. Вторая группа психологических закономерностей  связана с особенностями психического развития младших школьников. Конкретность мышления младших школьников, восприимчивость  к мобильным, колоритным предметам, неустойчивость внимания, преобладание наглядно-образной памяти требуют ассоциации слова с конкретным предметом  или действием. Причем чем больше анализаторов «работает», тем лучше  усвоение.

Работу с раздаточным  материалом с целью осуществления  предметных действий с лексикой учителю  организовать трудно вследствие большой  наполняемости классов в общеобразовательной  школе и невозможности проконтролировать правильность выполнения действий с лексическим материалом каждым учащимся.

Свое влияние на усложнение процесса овладения лексикой оказывает  и несформированность навыков и  умений учебной деятельности у младших  школьников [7-13].

В процессе обучения иностранному языку в начальной школе учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают общеучебными навыками и  умениями. В частности, они еще  не совсем умеют работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в  группе), взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого при формировании лексических навыков у младших  школьников в основном используется фронтальная работа, при этом не обеспечивается достаточная индивидуализация обучения.

У школьников 1-2 классов еще  только начинают формироваться навыки самостоятельной работы. Это осложняется  еще и тем, что у каждого  учащегося возникают индивидуальные трудности в процессе овладения  лексикой, которые ему желательно научиться самостоятельно преодолевать путем выполнения предназначенной  только для него серии упражнений. Создание таких условий на современном  этапе обучения в начальной школе  представляет существенные трудности. Определенные проблемы наблюдаются  и при контроле лексических навыков. Владение лексикой проявляется в  процессе устно-речевых высказываний учащихся, в процессе чтения и аудирования, хотя допускается, что «в целях промежуточного контроля лексическая сторона речи может быть условно отграничена  от фонетической и грамматической и  подвергнута проверке».

Таким образом, рассмотрение психологических проблем, наблюдаемых  при обучении младших школьников лексике, показывает, что учебный  процесс будет организован более  грамотно в психологическом отношении, если он будет индивидуализирован, будет обеспечивать немедленную обратную связь, больший объем тренировки лексического материала, предъявляемого учащимся в соответствии с операционной структурой лексических навыков, будет более наглядным и будет обеспечивать предметные действия с лексическим материалом.

 

 


Информация о работе Лексический навык