Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:17, доклад
Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет важное место лексики на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.
Рогова Г.В. выделяет следующие задачи перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности. Для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:
– найти слово в памяти, а, следовательно оно должно быть сначала заложено в память;
– произнести его, что предполагает владение его фонетической формой;
– включить в сочетание на основе смысловой совместимости и в соответствии с грамматической нормой;
– включить сочетание в предложение, текст.
Для рецептивных видов речевой деятельности нужно:
– ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением;
– определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.
Во всех случаях необходимо
обучать словарной стороне
Работа над накоплением
словаря сопровождает весь процесс
обучения. На каждом втором уроке должно
происходить знакомство с новой
порцией слов и работа по ее усвоению.
У учащихся необходимо пробудить
интерес к тщательной работе над
словом, к постоянному расширению
словарного запаса. Специально разработанные
тесты позволяют определять объем
индивидуального словаря
Усилия, затрачиваемые на
усвоение слов, определяются конкретными
их свойствами, в частности совпадения/
Принято различать активный и пассивный лексический минимум. В активный, или продуктивный, словарь входят слова, которые учащиеся должны усвоить и употреблять для выражения своих мыслей. Пассивный, или рецептивный, словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи. Пассивный словарь увеличивается за счёт потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту.
Для формирования лексического
навыка необходимы упражнения, которые
должны соответствовать цели усвоения
реального школьного словаря: свободно
употреблять слова и словосочетания для
выражения своих мыслей и понимания высказывания
собеседника и при чтении в рамках материала
программы. Поэтому недостаточно только
сохранить список слов в памяти, необходимо,
чтобы слова находились в состоянии готовности
к употреблению, определенным образом
ассоциированные. А для понимания слов
в речи нужно, чтобы в памяти сохранились
звуковые и графические образы их, связанные
со значением.
Для усвоения школьного активного словаря
в первую очередь необходимы устные упражнения,
помогающие усвоить звуковую форму слов,
но нужны также и письменные, помогающие
запомнить их графический образ. Нужны
упражнения и для различения семантики.
За курс обучения в младшей
школе учащиеся должны усвоить значение
и формы лексических единиц (ЛЕ)
и уметь их использовать в различных
ситуациях устного и
Успешность в овладении словом зависит от наличия у школьников умений:
В основе работы над лексикой
лежат определенные закономерности,
принципы, соблюдение которых —
необходимое условие
К их числу относятся дидактич
собственно методические принципы: коммуникативной направленности обучения, ситуативности, коллективного взаимодействия, жизненной ориентации обучения, соответствия заданий речемыслительной деятельности, филологизации обучения;
частные методические принципы: поэтапности формирования навыка; адекватности упражнений формируемым действиям; взаимодействия упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи; учета взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействия всех видов РД.
Принципы обучения реализуются в методических приемах, система которых определяет технологию обучения лексической стороне речи.
При обучении лексической стороне речи, как в теории, так и на практике возникает множество трудностей. В теоретическом плане И. Л. Бим выделяет три наиболее существенные группы проблем:
1) отбор лексики с учетом
2) разработка рациональной
3) совершенствование приёмов
Разработка указанных
проблем могла бы
Многие методисты и учителя-практики констатируют, что они не всегда готовят к использованию лексических единиц в речи. Ситуации на речевом уровне обычно направлены на организацию условий для реализации самостоятельных высказываний учащихся, когда перед ними стоит задача выразить собственные мысли и своё отношение к каким-либо моментам. В этом случае предполагается, что всё внимание учеников при этом направлено на замысел, а не на те языковые средства, с помощью которых он будет высказан. При презентации лексических единиц акцент делается на отработке этих языковых средств, а ситуации призваны создавать коммуникативный фон, то есть ту коммуникативную направленность, которая будет способствовать употреблению слов в речи. Коммуникативный фон будет постепенно, последовательно раскрывать сферу применения лексических единиц.
Из психолингвистики известно, что прочность усвоения слова зависит от того, установлены ли многообразные связи нового слова с изученными. При этом связи устанавливаются не только в результате смысловых действий, но и по законам ассоциаций – связей, образующихся при определенных условиях между двумя и более психическими явлениями. Актуализация ассоциативной связи состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого. В исследованиях, посвящённых проблемам ассоциативных процессов, указано, что они обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определённой связи и последовательности. При обучении лексике это отражается в актуализации наиболее свойственных для какого-либо слова связей (парадигматических или синтагматических). Их использование может влиять на характер объяснения новых лексических единиц, что выражается в возможности установить оптимальные способы их семантизации и прогнозировать эффективность запоминания слов при предъявлении их в различных комбинациях. Знание ассоциативных связей может помочь ориентироваться на наиболее частые реакции, ясно представить себе место слова в семантическом поле, степень его близости к другим словам и характер отношений между ними. Кроме того, ассоциирование слов способствует в известной мере порождению речевого высказывания и обусловлено собственно языковыми связями слов.
На основе всех перечисленных
положений может быть сделан
вывод о том, что новая
Первый момент уже
привлёк внимание ряда
Опыт исследования
ситуаций с самого начала
Таким образом, при
обучении лексической стороне
речи проблемы возникают и
в теории и на практике, где
они связаны, прежде всего,
с запоминанием и
В соответствии с личностно-ориентированным походом к образованию, согласно которому в центре педагогического процесса находится ученик, не следует ограничивать учащихся, которые могут усвоить больше лексических единиц, тем более что ситуации общения, которые постепенно расширяются, требуют большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков. Из сказанного следует, что проблема формирования лексических навыков является одной из самых актуальных и сложных проблем при обучении иностранному языку в начальной школе.
Как же обеспечить формирование
лексических навыков у младших
школьников на требуемом уровне? Для
этого нужно исследовать
1) особенностями становления лексических навыков;
2) особенностями психического развития младших школьников;