Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:01, реферат
Успех процесса коммуникации зависит не только от языковой компетенции участников общения, но и от их жизненного опыта, от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции, которая является основой жанровой интеракции. Эффективность общения существенно определяется соответствием/несоответствием жанровых установок коммуникантов (настрой на фатический или информативный, риторический или нериторический, конфликтный или кооперативный жанры и т.д.)
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Жанр как лингвистическое понятие
1.1 Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина
1.2 Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт
1.3 Понятие жанрового пространства дискурса
Глава II. Классификация жанров массмедийного дискурса
1.2 Статусные характеристики массмедийного дискурса
2.2 Фатические и информативные жанры массмедийного дискурса
2.3 Реализация комического в информативных массмедийных жанрах
Выводы
Список использованной литературы
1. интродуктивную – введение адресата в суть освещаемого события;
2. амплифицирующую – расширение содержания заголовка.
Основная часть текста газеты истолковывает изложенную во вводной части информацию. Она включает вербальные действия, осуществляющие развитие содержания (авторский комментарий, мнения лиц, причастных к описываемым событиям, авторский анализ этих точек зрения). Основу содержания газетного текста составляет конфликт, называемой проблемой при перенесении на духовную сферу. Т.А. Ван Дейк выявляет аналогичную сюжетную линию в дискурсе новостей: фокусом повествования является социальный конфликт (Главное Событие), вокруг которого группируются остальные текстовые категории – Краткое Содержание (заголовок и водка), Фон (исторический, политический, социальный контекст), Предшествующие События, Последствия (последующие события, вызванные главным событием), Вербальные реакции (цитаты) и Комментарии (выводы, предположения, размышления).
Заключение является логическим
завершением процесса объективного
анализа событий. И.В. Алещанова выделяет
три функционально-
1. перспективно-акциональное заключение, содержащее указание на дальнейшее предполагаемое развитие действий в будущем или формулировку задачи, планов, рекомендаций построения внеречевой деятельности;
2. генерализующее заключение, представленное подведением итогов, построением выводов на дедуктивной основе.
3. резюмирующее-персуазивное заключение, сочетающее поведение итогов вышеизложенной информации с убеждением аудитории в правомерности выводов журналиста, которое подкрепляется мнением компетентных лиц и официально подтвержденными статистическими данными.
Однако следует отметить,
что указанные типы структурно-композиционных
частей газетного текста реализуется
не всегда одинаково. В силу выполняемой
газетными жанрами функции
Размышления о том, какие речевые жанры включаются в сферу того или иного дискурса, вызывают вопросы. По словам Е.И. Шегайл, вследствие прозрачности границ дискурса нередко происходит наложение характеристик разных видов дискурса в одном тексте. Так, например, интервью с политологом сочетает в себе элементы дискурса масс-медиа, научного, и политического; интервью с политиком будет сочетать в себе элементы масс-медийного и политического дискурсов. Рекламный дискурс пересекается с массмедийным в жанре рекламы.
Особую роль в дискурсе
масс-медиа играет политический дискурс.
Политика – единственная профессиональная
сфера, общение в которой
Дискурс, понимаемый как текст
в ситуации реального общения, допускает
различные измерения. В.И. Карасик
отмечает, что с позиции участников
общения (социолингвистический подход)
все виды дискурса распадаются на
личностно- и статусно-ориентированный
дискурс. В первом случае участники
общения стремятся раскрыть свой
внутренний мир адресату и понять
адресата как личность во всем многообразии
личностных характеристик; во втором случае
коммуниканты выступают в качестве
представителей той или иной общественной
группы, исполняют роль, предписываемую
коммуникативной ситуацией. Личностно-ориентированный
дискурс проявляется в двух основных
сферах - бытовой и бытийной. Статусно-ориентированный
дискурс может носить институциональный
и неинтситуциональный характер
в зависимости от того, какие общественные
институты функционируют в
К изучению дискурса можно
подходить и с
Таким образом, массмедийный
дискурс – многомерное явление,
его можно классифицировать как
институциональный дискурс, с преобладанием
информативных жанров над фатическими.
Специфика институциональности
массмедийного дискурса заключается
в преобладании массового адресата;
так же как и в политическом
дискурсе основные векторы коммуникации
проходят по линиям институт – институт;
представитель института –
Такая характеристика, как
театральности или
Сложность массмедийного
дискурса проявляется и в таком
параметре определения его
ДОМИНИРУЕТ ДИСКУРС МАСС-МЕДИА
· памфлет, фельетон
· проблемная аналитическая статья (написанная журналистом)
· колонка комментатора
· передовая статья
· репортаж (со съезда, митинга и т.п.)
· информационная заметка
------------------------------
· интервью с политиком
· полемика (теледебаты, дискуссии)
· политический документ (указ президента, текст закона)
· проблемная аналитическая статья (написанная политиком)
· публичная речь политика
ДОМИНИРУЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В разных языках существуют
свои правила и традиции построения
того или иного дискурса. Одной
из таких особенностей, свойственных
газетному дискурсу независимо от его
языковой принадлежности, является использовании
непрямой коммуникации. Несмотря на то,
что непрямая коммуникация не относится
к числу основных характерных
черт, присущих газетному дискурсу,
она настолько часто
2.2 Фатические и информативные жанры массмедийного дискурса
Для реализации трех важнейших функций языка: общения, сообщения и воздействия выделяются три основных типа непрямой коммуникации: непрямое общение, непрямое сообщение и непрямое воздействие.
Интерпретация высказываний
в непрямой коммуникации определяется
условием общения. Ситуации, обуславливающие
использование средств в
Кроме ситуаций типа small talk косвенность
присуща следующим видам
Б. Малиновский вводит понятие
«фатическое общение», определяя
его как такую разновидность
речи, которая отражает заложенное
в самой природе человека стремление
к созданию «уз общности» между
людьми и часто выглядит как простой
обмен словами [B.Malinowski, 1972]. Т.Г. винокур
отмечает, что «…термин «фатическая
речь» естественным образом расширяет
рамки объекта, располагая внутри него
следующие типологические обособленные
звенья: а) конативную функцию элементарного
содержания (вступление в контакт, его
поддержка и проверка); б) область
речевого этикета в целом; в) бытовые
диалоги и бытовые
Характерно, что именно противопоставление
информативной и фатической речи
является первым членением речи в
большинстве существующих типологий
речевых жанров [В.В. Дементьев, 1997].
Под фатическим поведением Т.Г. Винокур
понимает «речевой акт, интенция, осуществить
который нацелена на сам этот акт
как на предпочтительный способ вступить
в общение: а) частные цели в фатическом
речевом жанре всегда подчинены
начальному контактному импульсу; б)
информативная задача высказывания
с точки зрения участников общения
вторична; в) коннатотивный план коммуникативно-
В.В. Дементьев предлагает следующую типологию фатических речевых жанров (ФРЖ):
1. праздноречевые жанры, или small talk: межличностные отношения не улучшаются и не ухудшаются.
2. ФРЖ, ухудшающие межличностные отношения в прямой форме: оскорбления, ссоры.
3. ФРЖ, улучшающие межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры, признания, комплименты, исповеди и т.д.
4. ФРЖ, ухудшающие отношения в скрытой форме: некоторые разновидности иронии, издевка
Информация о работе Классификация жанров массмедийного дискурса