Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:01, реферат
Успех процесса коммуникации зависит не только от языковой компетенции участников общения, но и от их жизненного опыта, от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции, которая является основой жанровой интеракции. Эффективность общения существенно определяется соответствием/несоответствием жанровых установок коммуникантов (настрой на фатический или информативный, риторический или нериторический, конфликтный или кооперативный жанры и т.д.)
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Жанр как лингвистическое понятие
1.1 Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина
1.2 Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт
1.3 Понятие жанрового пространства дискурса
Глава II. Классификация жанров массмедийного дискурса
1.2 Статусные характеристики массмедийного дискурса
2.2 Фатические и информативные жанры массмедийного дискурса
2.3 Реализация комического в информативных массмедийных жанрах
Выводы
Список использованной литературы
«Модельность» речевого акта
и речевого жанра выражаются по-разному:
речевого акта – посредством индикатора
иллокутивной силы, речевого жанра
– совокупностью текстовых
Итак, речевые акты и речевые жанры не являются достоянием отдельного человека, они социальны, представляют собой модели речевой деятельности в определенной ситуации.
1.3 Понятие жанрового пространства дискурса
По аналогии с дихотомией
Ф. де Соссюра «язык - речь», представляющей
две ипостаси существования языка
(виртуальные и реальные), любой
дискурс может быть рассмотрен как
система коммуникации, также имеющая
реальное и потенциальное измерение.
В реальном измерении – это
поле коммуникативных практик как
совокупность дискурсных событий, это
текущая речевая деятельность в
определенном социальном пространстве,
обладающая признаком процессности
и связанная с реальной жизнью
и временем, а также возникающая
в результате этой деятельности речевые
произведения (тексты), взятые во взаимодействии
лингвистических, паралингвистических
и экстралингвистических
Как пример можно привести жанровое пространство политического дискурса. Многомерность и сложность политического дискурса проявляется в дифференциации жанрового пространства по ряду параметров:
· Градация институциональности (от разговоров с друзьями о политике до межправительственных переговоров);
· Субъектно-адресатные отношения (дифференциация жанров с учетом вариативности субъекта и адресата в рамках иерархии агентов политики);
· Социокультурная дифференциация связана с неоднородностью групповых субъектов политики в плане идеологической ориентации, что приводит к образованию политических социолектов;
· Событийная локализация (дифференциация жанров по их соотнесённости со сложным коммуникативным событием политического дискурса);
· Степень прототипности – маргинальности жанра в полевой структуре дискурса [Шейгал Е.И., 2000].
Всякий дискурс представляет собой полевую структуру, в центре которой находятся жанры, прототипные для данного типа дискурса. На периферии – маргинальные жанры, имеющие двойственную природу и находящиеся на стыке разных типов дискурса [Шейгал Е.И., 2000]. Степень центральности или маргинальности того или иного жанра в поле политического дискурса определяется степенью его соответствия основной интенции политической коммуникации – борьбе за власть. Исходя из этого, прототипными жанрами являются парламентские дебаты, публичная речь, голосование и т.д. Так же критериями прототипности являются первичность текста и отсутствие пересечения с другими типами дискурса. В периферийных жанрах функция борьбы за власть переплетается с функциями других типов дискурсов. Многие маргинальные жанры представляют собой вторичные тексты [Шейгал Е.B., 2000:268].
Применяя критерий различения
первичных и вторичных жанров
«простота – сложность», предложенный
М.М. Бахтиным, к функционированию политического
дискурса, получается обратная картина:
первичный дискурс образуют жанры
институциональной
Таким образом, понятие вторичных жанров в политическом дискурсе включает следующие характеристики:
· Маргинальное положение в жанровом пространстве на пересечении с другими видами дискурса;
· Респонсивный характер: в системе «стимул – реакция» вторичные жанры всегда являются компонентом дискурса-реакции;
· Цитаточный характер: это жанры, в которых происходит преобразование первичного текста. Это преобразование связанно с оценочным, критическим осмыслением тестов первичного дискурса и его субъектов (авторов) [Шейгал Е.И., 2000:269].
Содержание политической коммуникации на функциональном уровне можно свести к трем составляющим: формулировка и разъяснение политической позиции (ориентация), поиск и сплочение сторонников (интеграция), борьба с противниками (агрессия как проявление агональности).
Как отмечает Шейгал Е.И., жанровое пространство политического дискурса складывается относительно этой базовой триады их трех типов жанров: ритуальных/ эпидейктических (юбилейная речь, традиционное радиообращение), ориентационных (партийная программа, конституция, послание президента о положении в стране, указ, отчетный доклад) и агональных (лозунг, рекламная речь, предвыборные дебаты).
Преобладание фатики над
информативностью в ритуальных жанрах
обусловлено тем, что данные типы
жанров входят в политический ритуал
в качестве его важнейшей части:
отсутствие новизны в сообщении
автоматически переключает
Совокупность первичных
и вторичных дискурсных образований
разных жанров, сконцентрированных вокруг
определенного политического
Организация жанрового пространства политического дискурса представляет определение функциональной иерархии его жанров, корреляция между типами жанров и типами знаков, описание прототипных жанров политической коммуникации.
Глава II Классификация жанров массмедийного дискурса
2.1 Статусные характеристики массмедийного дискурса
В настоящие время наблюдается
отчетливая тенденция смещения центра
исследовательских интересов на
проблемы массовой информации, на проблемы
массового речевого воздействия. Изучаются
механизмы воздействия на аудиторию,
выявляются и анализируются
Язык как реальная знаковая система реально существует в виде дискурсов. Не существует абстрактного общения, оно всегда происходит в определенной сфере человеческой деятельности, в определенном социальном пространстве. В лингвистической литературе мы сталкиваемся с анализом не дискурса вообще, а некоторого конкретного дискурса.
Функцию языка, ориентированную
на адресата и имеющей своей целью
воздействовать, регулировать поведение
адресата в литературе называют по-разному:
конативной, волюнтативной, вокативной,
регулятивной. Суть этой функции в
том, что она выражает идею воздействия
на адресата, навязывание своей воли,
изменения намерений адресата и
т.д. Как отмечает Алещанова И.В.,
основные функции массово-информативного
дискурса – информативная и
Основная задача данной разновидности
дискурса заключается в сообщении
определенных сведений с определенных
позиций, и тем самым, в достижении
желаемого воздействия. Функциональное
единство информационного и
Для описания речевой структуры
газетного текста, как элемента газетного
дискурса, выделяется минимальная структурно-
1. «констатирующее сообщение» с элементами описания, реализующее речевое действие «информирование»;
2. «рассуждение», коррелирующее с речевыми действиями «комментирование» и «оценивание»;
С учетом возможных комбинаций этих речевых форм выделяют основные виды функционально-тематических блоков, характерных для газетных текстов:
1. информативный;
2. информативно-оценочный;
3. информативно-аргументативный;
4. аргументативно-оценочный.
Представляется, что выделение
этих речевых форм и функционально-тематических
блоков связано с авторской
Что касается таких жанров,
как заметка и информационное
сообщение, им свойственно нейтральное
представление информации. Для этих,
так называемых малых форм, состоящих
из двух-трех предложений, характерны
большая информативная
В фельетонах, занимающих отдельное место среди жанров газетной публицистики, авторская модальность выражена эксплицитно, причем материал подается, как правило, подчеркнуто иронично, с использованием большого количества стилистических приемов.
Цели автора-адресанта, его взаимодействие с аресатом-читателем в газетном дискурсе часто реализуется в оценке, прагматический смысл которой заключается в том, что автор, выражая свое отношение к какому-либо явлению, пытается вызвать адекватное отношение адресата. Такой способ представления информации, типичный для репортажей, статей, корреспонденции, можно охарактеризовать как эмоционально оценочный.
Что касается формы подачи информации, то она предполагает соблюдение ряда структурно-композиционных и языковых правил построения и оформления газетных жанров. Алещанова И.В. на основе структуры газетных жанров выделяет четыре типовые структурно значимые части композиции в общей модели текста газеты. Важнейшими композиционными компонентами, присущими каждому газетному жанру, являются заголовок, вводная часть, основная часть и заключение.
Первая часть газетных текстов, представленная заголовком, содержит в максимально сжатом виде всю текстовую информацию. Еще не опираясь на текст, адресат направляет усилия на декодирование смысла заголовка с помощью индивидуальных ассоциаций, основанных на предшествующем опыте. Заключенная в заголовке информация активизирует предшествующее знание адресата, тем самым, стимулируя его интерес. Таким образом, по мнению И.В. Алещановой, желание раскрыть смысл заголовка является активным побуждением к вступлению адресата в контакт с текстом.
Самым насыщенным по коммуникативной
нагрузке является так называемый зачин
газетного текста, формально корригирующий
с вводным абзацем. Наиболее престижной
позицией теста в силу установок
восприятия массовой аудиторией считается
вводный абзац, из первых строк которого
адресат может извлечь всю
интересующую его информацию. Дальнейшее
взаимодействия адресата с текстом
полностью зависит от интенции последнего.
Вводная часть как
Информация о работе Классификация жанров массмедийного дискурса