Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:01, реферат
Успех процесса коммуникации зависит не только от языковой компетенции участников общения, но и от их жизненного опыта, от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции, которая является основой жанровой интеракции. Эффективность общения существенно определяется соответствием/несоответствием жанровых установок коммуникантов (настрой на фатический или информативный, риторический или нериторический, конфликтный или кооперативный жанры и т.д.)
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Жанр как лингвистическое понятие
1.1 Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина
1.2 Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт
1.3 Понятие жанрового пространства дискурса
Глава II. Классификация жанров массмедийного дискурса
1.2 Статусные характеристики массмедийного дискурса
2.2 Фатические и информативные жанры массмедийного дискурса
2.3 Реализация комического в информативных массмедийных жанрах
Выводы
Список использованной литературы
Классификация жанров массмедийного дискурса
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Жанр как лингвистическое понятие
1.1 Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина
1.2 Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт
1.3 Понятие жанрового пространства дискурса
Глава II. Классификация жанров массмедийного дискурса
1.2 Статусные характеристики массмедийного дискурса
2.2 Фатические и информативные жанры массмедийного дискурса
2.3 Реализация комического в информативных массмедийных жанрах
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Целью данной работы является описание жанровых особенностей массмедийного дискурса. Жанры рассматриваются с точки зрения их соотношения в континууме, в котором границы жанров могут быть размыты.
Жанровая организация
речи играет важную роль в процессах
социального взаимодействия: понятие
жанра очень важно для
Осознанием важности функции жанровой организации речи объясняется всё возрастающее внимание к речевым жанрам со стороны исследователей. Развитие теории речевых жанров началось с работ М.М. Бахтина. В своих работах он впервые дает определение жанра, выявляет основные виды речевых жанров и дает их определение.
В настоящее время изучаются
механизмы воздействия на аудиторию,
выявляются и анализируются
Успех процесса коммуникации
зависит не только от языковой компетенции
участников общения, но и от их жизненного
опыта, от знания законов социального
взаимодействия людей в той или
иной области, от социально-психологической
компетенции, которая является основой
жанровой интеракции. Эффективность
общения существенно
Теория жанров речи разрабатывается
в свете целого ряда направлений
современной коммуникативно-
Глава I Жанр как лингвистическое понятие
1.1 Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина
М.М. Бахтин заложил основы
нового направления в языкознании,
получившего название «жанроведение».
Жанроведение находится на стыке
лингвопрагматики, социолингвистики и
стилистики. Данное направление пользуется
терминологией и методологией таких
дисциплин как риторика, психолингвистика
и лингвистика теста. Проблема речевых
жанров, как отмечает М.М. Бахтин, лежит
на границах лингвистики и
Жанр – это тип, форма,
коммуникативная организация
Речевые жанры по Бахтину
– это широкий спектр разнородных
письменных и устных тематически
и ситуативно-обусловленных
Эти типы высказываний отличаются
друг от друга формально-
Отмечая разнородность речевых жанров, М.М. Бахтин говорит и о трудности определения общей природы высказывания – в одной плоскости изучения оказались такие разнородные явления, как однословные бытовые реплики и многотомный, художественный роман. Изучались больше всего литературные жанры, но они изучались в разрезе их литературно-художественной специфики, в их отличиях друг от друга (в пределах литературы), а не как определенные типы высказываний, отличных от других типов, но имеющие сними общую языковую природу/
Предлагая свою классификацию жанров с функциональной точки зрения, Бахтин различает первичные (простые) и вторичные (сложные)речевые жанры, причем последние он обозначает как идеологические.
Первичные жанры связанны
с обыденным, каждодневным речевым
общением, они относятся к «бытовой
жизни». Вторичные речевые жанры
– это романы, драмы, научные исследования
всякого рода, большие публицистические
жанры и т.д. – возникают в
условиях более сложного и относительно
высокоразвитого и
Упоминая «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра, М.М. Бахтин критикует его в связи с соссюровской концепцией parole; он пишет, что Соссюр игнорирует тот факт, что кроме форм языка существует ещё и комбинация этих форм, то есть игнорирует речевые жанры. Между тем, говорящему даны не только обязательные для него формы общенародного языка (словарный состав и грамматический строй), но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры, которые необходимы для взаимного понимания, как и формы языка. Речевые жанры более гибки, чем формы языка, но они предписаны говорящему, не создаются им, а даны [Бахтин М.М., 1996: 183-184]. Тем самым высказывания – единица чего-то более общего – речевого общения так же, как и слово, и предложение – единицы языка. М.М. Бахтин отмечает, что речевое общение, в отличие от соссюровского parole, не индивидуально, а социально; это процесс двух активных участников – говорящего и его собеседника.
Учет стилистического
содержания речевого высказывания является
весьма заметным моментом в теории
М.М. Бахтина, хотя о стилях он говорит
меньше, чем о жанрах. По его словам,
всякий стиль неразрывно связан с
высказыванием и формами
Многие примеры речевых
жанров могли бы рассматриваться
в новой системе терминов как
примеры функциональных стилей. Можно
отметить, что ученый пришел к функционально
стилистически обоснованному
М.М. Бахтиным предпринимается
попытка исследовать
Адекватное понимание отношения речевых жанров и языка должно исходить из их общей коммуникативной природы: речевые жанры и язык представляют собой две разные стадии общего процесса формализации коммуникации. Данная идея активно развивается последователями М.М. Бахтина. Дискуссия о теории речевых актов получила новое продолжение. В 90-е годы ХХ века появляется ряд работ, где переосмысливается наследие М.М. Бахтина, предлагается более четкая классификация, уточняется терминология, детально исследуются отдельные речевые жанры.
Западные лингвисты тоже
исследуют жанр. В книге Д. Суейлза
«Анализ жанра», переосмысляется
понятие жанр с позиций дискурсивного
анализа, обобщаются новые термины
и направления исследования. Так,
жанр рассматривается с точки
зрения дискурсивного сообщества. Дискурсивное
сообщество, по Суейлзу, представляет
собой группу людей, объединенных тем,
что они сообща владеют определенным
количеством типов или жанров
дискурса, с помощью которых они
осуществляют свои коммуникативные
цели. Жанр – это класс дискурсов.
В широком смысле дискурс отражает
особенности данного
массмедийный дискурс речевой жанр
1.2 Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт
В работах российских лингвистов
90-х гг. ХХ века впервые рассматриваются
отношения между речевыми актами
и речевыми жанрами. Например, в работах
В.В. Дементьева и К.Ф. Седова теория
речевых жанров рассматривается
в социопрагматической
Ряд различий между теорией речевых жанров и теорией речевых актов имеет терминологический характер. Терминология теории речевых жанров - это общепризнанная, довольно четкая систематизация иллокутивных актов, создание единой классификации и терминологии теории речевых жанров находится на стадии формирования. Обозначение «речевой жанр» еще недостаточно определено как научный термин. О речевых жанрах, являющихся единицей теории речевых жанров, говорят как о термине и как о понятии.
И.В. Труфанова отмечает, что речевой акт – это термин, предназначенный для обозначения речевого действия или высказывания как процесса. Речевой жанр – это термин, обозначающий тип текста или высказывания как продукта [Труфанова И.В., 2001:56]. В парадигме с термином речевой акт термин речевой жанр употребляется для анализа сходного материала именно потому, что термином речевой жанр обозначается признак высказывания как продукта речевого акта.
В лингвистической литературе
предпринимались попытки
Анализ литературы вопроса
о разграничении понятий
· Хочу, чтобы ты сделал для меня нечто хорошее
· Говорю это, потому что хочу, чтобы ты это сделал
· Не знаю, сделаешь ли ты это, потому что знаю, что ты не обязан делать то, что я хочу, чтобы ты сделал [А. Вежбицка 1997:104].
Понятие речевой жанр и речевой акт определяются в разных системах понятий, первое через мир их произнесения/ условия успешности осуществления, второе через понятие ситуации, темы, композиции, стиля. Теория речевых жанров М.М. Бахтина больше сосредоточена на стилистических вопросах, речевые жанры определяются с учетом стилистических признаков. Лингвистическая прагматика, напротив, вместе с теорией речевых актов отстраняются от риторики и стилистики.
Информация о работе Классификация жанров массмедийного дискурса