Классификация жанров массмедийного дискурса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Успех процесса коммуникации зависит не только от языковой компетенции участников общения, но и от их жизненного опыта, от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции, которая является основой жанровой интеракции. Эффективность общения существенно определяется соответствием/несоответствием жанровых установок коммуникантов (настрой на фатический или информативный, риторический или нериторический, конфликтный или кооперативный жанры и т.д.)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Жанр как лингвистическое понятие
1.1 Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина
1.2 Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт
1.3 Понятие жанрового пространства дискурса
Глава II. Классификация жанров массмедийного дискурса
1.2 Статусные характеристики массмедийного дискурса
2.2 Фатические и информативные жанры массмедийного дискурса
2.3 Реализация комического в информативных массмедийных жанрах
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Класс жанров.docx

— 61.21 Кб (Скачать)

Классификация жанров массмедийного дискурса

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Жанр как лингвистическое  понятие

1.1  Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина

1.2  Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт

1.3  Понятие жанрового пространства дискурса

Глава II. Классификация жанров массмедийного дискурса

1.2 Статусные характеристики  массмедийного дискурса

2.2 Фатические и информативные  жанры массмедийного дискурса

2.3 Реализация комического  в информативных массмедийных  жанрах

Выводы

Список использованной литературы

 

Введение

Целью данной работы является описание жанровых особенностей массмедийного  дискурса. Жанры рассматриваются  с точки зрения их соотношения  в континууме, в котором границы  жанров могут быть размыты.

Жанровая организация  речи играет важную роль в процессах  социального взаимодействия: понятие  жанра очень важно для понимания  процесса коммуникации и управления им, так как вербальное и невербальное поведение человека реализуется  в различных жанрах/

Осознанием важности функции  жанровой организации речи объясняется  всё возрастающее внимание к речевым  жанрам со стороны исследователей. Развитие теории речевых жанров началось с работ М.М. Бахтина. В своих  работах он впервые дает определение  жанра, выявляет основные виды речевых  жанров и дает их определение.

В настоящее время изучаются  механизмы воздействия на аудиторию, выявляются и анализируются лингвистические  и паралингвистические средства воздействия на примерах отдельных  видов дискурса: политического, рекламного, ритуального, дискурса масс-медиа и  других.

Успех процесса коммуникации зависит не только от языковой компетенции  участников общения, но и от их жизненного опыта, от знания законов социального  взаимодействия людей в той или  иной области, от социально-психологической  компетенции, которая является основой  жанровой интеракции. Эффективность  общения существенно определяется соответствием/несоответствием жанровых установок коммуникантов (настрой  на фатический или информативный, риторический или нериторический, конфликтный  или кооперативный жанры и  т.д.)/

Теория жанров речи разрабатывается  в свете целого ряда направлений  современной коммуникативно-функциональной лингвистики и гуманитарного  знания: в лингвистической антропологии, социолингвистике, лингвопрагматике, когнитологии, в лингвистике текста, стилистике и др. в данной работе предпринимается попытка рассмотреть  жанр как лингвистическое понятие, классифицировать жанры массмедийного  дискурса и рассмотреть ряд примеров реализации комического в информативных  массмедийных жанрах.

 

Глава I Жанр как лингвистическое  понятие

1.1  Подходы к изучению жанра в работах М.М. Бахтина

М.М. Бахтин заложил основы нового направления в языкознании, получившего название «жанроведение». Жанроведение находится на стыке  лингвопрагматики, социолингвистики и  стилистики. Данное направление пользуется терминологией и методологией таких  дисциплин как риторика, психолингвистика и лингвистика теста. Проблема речевых  жанров, как отмечает М.М. Бахтин, лежит  на границах лингвистики и литературоведения, а также многих еще не разработанных  разделов филологии, которые должны изучать специфическое использование  языка во всех сферах общественной жизни и культуры [Бахтин М.М., 1996].

Жанр – это тип, форма, коммуникативная организация речевого действия и соответствующего речевого произведения либо представление, знание о типах, формах, коммуникативной  организации речевых действий и  соответствующих речевых произведений, но не сами эти действия и произведения [Гольдин В.Е., Дубровская О.Н., 2002].

Речевые жанры по Бахтину  – это широкий спектр разнородных  письменных и устных тематически  и ситуативно-обусловленных типов  высказываний, которые охватывают все  сферы человеческой деятельности и  частично пресекаются с литературными  жанрами, рассматриваемыми в теории литературы. «Эти высказывания, - пишет  М.М. Бахтин, - отражают специфические  условия и цели каждой области  человеческой деятельности не только своим содержанием и языковым стилем, то есть отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка, но, прежде всего своим  композиционным построением. Каждое отдельное  высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка  вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний»/

Эти типы высказываний отличаются друг от друга формально-синтагматически  и функционально. К речевым жанрам М.М. Бахтин относит и короткие реплики  бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо (во всех разнообразных  формах), и короткую стандартную  военную команду, и развернутый  приказ, и довольно пестрый репертуар  деловых документов (в большинстве  случаев стандартный), и разнообразный  мир публицистических выступлений (в широком смысле слова: общественные, политические). Сюда же он причисляет многообразные  формы научных выступлений и  все литературные жанры (от поговорки  до многотомного романа)/

Отмечая разнородность речевых  жанров, М.М. Бахтин говорит и о  трудности определения общей  природы высказывания – в одной  плоскости изучения оказались такие  разнородные явления, как однословные  бытовые реплики и многотомный, художественный роман. Изучались больше всего литературные жанры, но они  изучались в разрезе их литературно-художественной специфики, в их отличиях друг от друга (в пределах литературы), а не как  определенные типы высказываний, отличных от других типов, но имеющие сними  общую языковую природу/

Предлагая свою классификацию  жанров с функциональной точки зрения, Бахтин различает первичные (простые) и вторичные (сложные)речевые жанры, причем последние он обозначает как  идеологические.

Первичные жанры связанны с обыденным, каждодневным речевым  общением, они относятся к «бытовой жизни». Вторичные речевые жанры  – это романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т.д. – возникают в  условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного  культурного общения (преимущественного  письменного).

Упоминая «Курс общей  лингвистики» Ф. де Соссюра, М.М. Бахтин критикует его в связи с  соссюровской концепцией parole; он пишет, что Соссюр игнорирует тот факт, что кроме форм языка существует ещё и комбинация этих форм, то есть игнорирует речевые жанры. Между  тем, говорящему даны не только обязательные для него формы общенародного  языка (словарный состав и грамматический строй), но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые  жанры, которые необходимы для взаимного  понимания, как и формы языка. Речевые жанры более гибки, чем  формы языка, но они предписаны говорящему, не создаются им, а даны [Бахтин М.М., 1996: 183-184]. Тем самым высказывания – единица чего-то более общего – речевого общения так же, как  и слово, и предложение – единицы  языка. М.М. Бахтин отмечает, что речевое  общение, в отличие от соссюровского parole, не индивидуально, а социально; это процесс двух активных участников – говорящего и его собеседника.

Учет стилистического  содержания речевого высказывания является весьма заметным моментом в теории М.М. Бахтина, хотя о стилях он говорит  меньше, чем о жанрах. По его словам, всякий стиль неразрывно связан с  высказыванием и формами высказываний. В лингвистике 50-х годов существовало разное понимание стиля: как индивидуального, присущего тому или иному человеку, и как безличного функционального  стиля. Бахтин отмечает возможности  перехода стиля из одного жанра в  другой, но это, по его мнению, не только меняет звучание стиля в условиях несвойственного ему жанра, но и  разрушает или обновляет данный жанр. Иногда стиль и жанр как  бы приравниваются друг к другу [Бахтин М.М., 1996: 166, 202-203].

Многие примеры речевых  жанров могли бы рассматриваться  в новой системе терминов как  примеры функциональных стилей. Можно  отметить, что ученый пришел к функционально  стилистически обоснованному определению  речевых жанров как определенным, относительно устойчивым тематическим, композиционным и стилистическим типам  высказываний [Бахтин М.М., 196: 164]. Следует  отметить, что единого понимания  стиля в лингвистике не существует до сих пор.

М.М. Бахтиным предпринимается  попытка исследовать высказывание как единицу речевого общения  и определить его границы. Он различает  специализованные и конструктивные или диалогические и монологические речевые жанры. Фактически предлагаются два разных критерия для диалога  и монолога. В диалоге высказывание весьма просто: это реплика одного говорящего, прерванная другими репликами. В монологическом, прежде всего в  письменном тексте, в явном виде не присутствуют другие речевые субъекты, высказывание – связный и законченный  тест, например, роман или трактат.

Адекватное понимание  отношения речевых жанров и языка  должно исходить из их общей коммуникативной  природы: речевые жанры и язык представляют собой две разные стадии общего процесса формализации коммуникации. Данная идея активно развивается  последователями М.М. Бахтина. Дискуссия  о теории речевых актов получила новое продолжение. В 90-е годы ХХ века появляется ряд работ, где переосмысливается  наследие М.М. Бахтина, предлагается более  четкая классификация, уточняется терминология, детально исследуются отдельные  речевые жанры.

Западные лингвисты тоже исследуют жанр. В книге Д. Суейлза  «Анализ жанра», переосмысляется  понятие жанр с позиций дискурсивного  анализа, обобщаются новые термины  и направления исследования. Так, жанр рассматривается с точки  зрения дискурсивного сообщества. Дискурсивное сообщество, по Суейлзу, представляет собой группу людей, объединенных тем, что они сообща владеют определенным количеством типов или жанров дискурса, с помощью которых они  осуществляют свои коммуникативные  цели. Жанр – это класс дискурсов. В широком смысле дискурс отражает особенности данного дискурсивного  сообщества, особые условия коммуникации его конкретных участников. В узком  смысле дискурс, входящий в тот или  иной жанр, должен соответствовать  прототипу данного жанра, то есть он должен являться конкретным воплощением  инварианта, признанным дискурсивным сообществом.

массмедийный дискурс  речевой жанр

 

1.2   Разграничение понятий речевой жанр и речевой акт

В работах российских лингвистов 90-х гг. ХХ века впервые рассматриваются  отношения между речевыми актами и речевыми жанрами. Например, в работах  В.В. Дементьева и К.Ф. Седова теория речевых жанров рассматривается  в социопрагматической перспективе  и включается в семиотическую  парадигму «семантика – синтактика – прагматика».

Ряд различий между теорией  речевых жанров и теорией речевых  актов имеет терминологический  характер. Терминология теории речевых  жанров - это общепризнанная, довольно четкая систематизация иллокутивных актов, создание единой классификации и  терминологии теории речевых жанров находится на стадии формирования. Обозначение «речевой жанр» еще  недостаточно определено как научный  термин. О речевых жанрах, являющихся единицей теории речевых жанров, говорят  как о термине и как о  понятии.

И.В. Труфанова отмечает, что  речевой акт – это термин, предназначенный  для обозначения речевого действия или высказывания как процесса. Речевой  жанр – это термин, обозначающий тип текста или высказывания как  продукта [Труфанова И.В., 2001:56]. В  парадигме с термином речевой  акт термин речевой жанр употребляется  для анализа сходного материала  именно потому, что термином речевой  жанр обозначается признак высказывания как продукта речевого акта.

В лингвистической литературе предпринимались попытки разграничить понятия речевой жанр и речевой  акт. Речевой жанр трактуется не только как более крупная в количественном, но и отличная от речевого акта в  качественном плане единица. Однако для обозначения частных видов  речевых актов и речевых жанров используются одни и те же термины.

Анализ литературы вопроса  о разграничении понятий речевой  акт и речевой жанр указывает  на то, что каждое из них соответствует  разному уровню абстракции исследования. Речевое действие и его продукт  – текст рассматривается в  отношении к общественно-культурному  контексту своего функционирования. Название речевых актов и речевых  жанров могут совпадать, потому что  сфера и тема деятельности – контекст речевого жанра могут быть очерчены достаточно узко (угроза, утешение). Типология  жанров строится в соответствии с  типами тем и ситуаций – стереотипов  общения. Интерпретировать ситуации, человек  может потому, что располагает  приобретенными в процессе социализации знанием о типах ситуаций. В  современной науке для обозначения  единицы знания о стереотипных ситуациях, составляющих континуум жизни, используется термин фрейм – фрагмент знаний о мире, ментальная схема, обеспечивающая ориентировку в ситуациях и событиях, в которых мы сами участвуем, которые  наблюдаем или о которых слышим [Труфанова И.В. 2001: 58-60]. А. Вежбицка выделила фрейм некоторых речевых жанров через последовательность простых  предложений в рамках своей «теории  семантических примитивов». Например, модель просьбы:

·  Хочу, чтобы ты сделал для меня нечто хорошее

·  Говорю это, потому что хочу, чтобы ты это сделал

·  Не знаю, сделаешь ли ты это, потому что знаю, что ты не обязан делать то, что я хочу, чтобы ты сделал [А. Вежбицка 1997:104].

Понятие речевой жанр и  речевой акт определяются в разных системах понятий, первое через мир  их произнесения/ условия успешности осуществления, второе через понятие  ситуации, темы, композиции, стиля. Теория речевых жанров М.М. Бахтина больше сосредоточена на стилистических вопросах, речевые жанры определяются с  учетом стилистических признаков. Лингвистическая  прагматика, напротив, вместе с теорией  речевых актов отстраняются от риторики и стилистики.

Информация о работе Классификация жанров массмедийного дискурса