Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - применение сюжетно-ролевых игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи исследования:
изучить методическую литературу по проблеме исследования;
определить условия, при которых возможно использование игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе;
проанализировать методики, позволяющие успешно использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте 8
1.1. Диагностический признак младшего школьного возраста 8
1.2. Игра как средство обучения, и ее развивающий эффект 15
1.3. Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности ребенка младшего школьного возраста (7 лет) 20
Глава 2. Анализ методик преподавания с использованием игровых методов на начальном этапе обучения иностранным языкам 26
2.1. Роль и место игры в жизни детей младшего школьного возраста и возможность использования игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения 26
2.2. Опыт использования игровых методов и игровых элементов на уроках английского языка 31
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

финальный вариант.docx

— 69.35 Кб (Скачать)

     Язык  отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт  другого  народа.

     Цель  обучения иностранным языкам в школе  является формирование у учащихся способности  к межкультурному общению.

     Межкультурное обучение, как методический подход к организации учебно-познавательного  процесса по иностранным языкам,   способствует достижению этой цели [12, с.4].

     Представление иностранного языка в качестве необычного, живого, особым образом организованного  материала, через который в процессе игрового общения ребенок мог  бы по-новому осмысливать коммуникативную  ситуацию (так, как он никогда ее не осмысливал при помощи средств  родного языка), на взгляд Кудрявцева В.Т., будет способствовать эффективному усвоению иностранного языка как  учебного предмета в будущем [12,с.5].

     При этом языковой материал рассматривается  не как прямой предмет усвоения, а как возможная «точка приложения»  силы воображения ребенка и посредник  в коммуникации детей и взрослого. На этом построена система занятий,  предлагаемая автором.

     Она включает в себя серию словесно-коммуникативных  игр и игровых упражнений, где  моделируются определенные проблемные, а подчас и парадоксальные ситуации.

     Например, дети ставятся перед необходимостью «прочесть» секретное послание, ключом к шифру которого является иностранное  слово или простая фраза на иностранном языке; они играют в  «живые» иностранные слова, используя эмпатию - прием вживания в образ слова и т.д.

     Дети  экспериментируют со звуковой оболочкой  слов, самостоятельно создают из них  своеобразные конструкции.

     На  занятиях практикуется пиктографическое письмо: вначале ребенок «переводит» простую фразу, произнесенную педагогом на родном языке, на «язык» пиктограммы, а через некоторое время, после того, как фраза забылась, он пытается воспроизвести ее по пиктограмме на иностранном языке. 

     Для построения фразы ребенку предлагается «строительный материал» - набор слов, из которого предстоит выбрать нужные.

     В работе реализуется идея синтеза  слова и звука, слова и жеста. Дети различными способами «пропевают» иностранные слова и фразы, подыскивают их адекватное выражение в жесте, одновременно поют и жестикулируют и т.д.

     При таком подходе занятия по развитию общения на иностранном языке  не только создадут необходимые предпосылки  для его усвоения в школе, но и  внесут свой вклад в психическое  развитие ребенка [1,с.3-21].

     Достижению  поставленной цели,  в значительной мере, способствует и внеклассная  деятельность учащихся в области  изучения иностранных языков, которая  осуществляется в различных игровых  формах: спектакль, музыкальный и  литературный вечер, театрализованное представление, викторина и др.

 

Заключение

      Исследование  теоретического материала об игре как  основной деятельности ребенка  в  возрасте 7 лет, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников и младших  школьников можно привело к следующим  выводам:

      Во-первых, игровая деятельность является основой  развивающей деятельностью ребенка  в возрасте 5-7 лет. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия  человеческих взаимоотношений.

      Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе  с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все  предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых  игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

      В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных  с игровой деятельностью.

      И, наконец, в-четвертых, грамотное использование  сюжетно-ролевых игр, именно в младшем  школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе  в дальнейшем, но и наиболее быструю  акклиматизацию в условиях начальной  школы, поможет в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения.

      Конец дошкольного возраста совпадает  с началом кризиса 7 лет. Поэтому  диагностический признак окончания  дошкольного возраста  и переход  ребенка в младший школьный «возраст»  является одновременно признаком начала кризиса 7 лет.

      Чтобы снизить сроки адаптации ребенка  к новым условиям социализации (поступление  в школу), необходимо использовать различные  методики и технологии преподавания иностранного языка, чтобы сделать  урок интересным для ребенка.

      Поэтому, игра имеет важное значение на начальном  этапе образования и грамотное  использование игры, именно в младшем  школьном возрасте поможет в изучении иностранного языка на начальном  этапе обучения.

 

Список литературы

 
 
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. – Т.1, М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. – Т.4, М., 1984.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Психология развития. СПб - М. – Харьков – Минск, 2001.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: «Школа-Пресс», 1995.
  5. Гессен С.И. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С.И. Гессена, доц. С.И. Карцевского и В.А. Ригана. – Прага: Изд. Земгора. – 1923-1924. - Кн.1.
  6. Егорова Э.Н. Психология развития. Харьков, 2003.
  7. Касвінов С.Г. Періодична система стадій розвитку дитини. //Вісник Харківського державного педагогічного університету ім. Г.С. Сковороди. – Психологія. – Харків: ХДПУ, 2003. – Вип. 10.
  8. Касвінов С.Г. Структура стадій та типи фаз розвитку дитини. //Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. – Психологія. – № 599. – Харків. – 2003.
  9. Лекции И.П. Павлова по физиологии, М., 1949.
  10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
  11. Корнетов Б.В. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. – М. – Владимир: Владим.гос. пед. ун-т,1998.
  12. Кудрявцев В.Т.. «Рекорд – Старт». Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования (общие положения основные программные и подпрограммные области). М., 1998.
  13. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий.//Вопросы психологии. – 2001. – №2.
  14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. I. M., 1983. С. 113.
  15. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
  16. Педагоги отечества. Избранные педагогические труды в 70-ти томах./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна / 2-е изд. М.: Издательство «Педагогика», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  17. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста.//Психология дошкольника. М., 1998.
  18. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1980.
  19. Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. – М.: Просвещение, 1993.
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. – №4.
  22. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Информация о работе Игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения