Хрононимы и геортонимы как отражение национальной картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению хрононимов и геортонимов как отражению национальной языковой картины мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО В ОНОМАСТИЧЕКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.Современные лингвистические представления об ономастическом пространстве и поле
2.Ядро и периферия ономастического пространства. Характерные черты периферии
3.Геортонимы как периферийный разряд ономастического пространства
1.3.1. Отнесенность геортонимов к различным разрядам имен
1.3.2. Класс геортонимов
ГЛАВА 2 ГЕОРТОНИМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО –ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
2.1. История возникновения геортонимов
2.2. Структура англоязычных геортонимов
2.2.1. Основные способы словообразования геотронимов
2.2.2. Отапеллятивные геортонимы
2.2.3. Модели геортонимов
2.3. Особенности семантики наименований англоязычных геортонимов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ЛЕКСИГРОФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 242.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО  В ОНОМАСТИЧЕКОМ ПРОСТРАНСТВЕ…………………………………….

    1. Современные лингвистические представления об ономастическом пространстве и поле……………………………………………………
    2. Ядро и периферия ономастического пространства. Характерные черты периферии……………………………………………………..
    3. Геортонимы как периферийный разряд ономастического пространства………………………………………………………….

     1.3.1. Отнесенность геортонимов к различным  разрядам имен…………

     1.3.2. Класс геортонимов………………………………………………….

ГЛАВА 2 ГЕОРТОНИМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО –      ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА………………………………………………….

    2.1. История  возникновения геортонимов…………………………………..

    2.2.  Структура  англоязычных геортонимов………………………………….

    2.2.1. Основные  способы словообразования геотронимов………………….

    2.2.2. Отапеллятивные  геортонимы…………………………………….

     2.2.3. Модели геортонимов………………………………………………..

     2.3. Особенности семантики наименований  англоязычных геортонимов…...................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ  ИСТОЧНИКОВ…………………………….

СПИСОК ЛЕКСИГРОФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Данная  курсовая работа посвящена изучению геортонимов, как отражение национально-языковой картины мира. Согласно толкованию, изложенному Н.В. Подольской во втором издании «Словаря ономастической терминологии: «геортоним (от греч. праздник) – вид идеонима — собственное имя любого праздника, памятной даты, торжества, фестиваля» [55, с. 48].

     В последние десятилетия отмечается повышенное внимание к наиболее значимым языковым средствам – именам собственным. О.С. Андреева считает, что их природа вызывает большой интерес в теоретической лингвистике, хотя и неоднозначно понимается различными исследователями. Не является бесспорным и содержание семантики имени собственного[2, с. 11].

       Как известно, онимы служат для  наименования людей, географических  и космических объектов, животных, различных предметов материальной и духовной культуры. Исследователи отмечают особое положение имён собственных среди прочих единиц именного класса, среди них О. Есперсен, Е. Курилович, А.А. Реформатский [36], А.В. Суперанская [39], В.Д. Бондалетов [8] и другие.

     Функциональное  и языковое своеобразие имен собственных привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания — ономастике (с греч. onomastike — искусство давать имена). В последнее время появилось большое количество работ, посвященных научному описанию структуры ономастического пространства, методам ономастических исследований, принципам и способам номинации имени собственного. Это объясняется особым положением имён собственных в языке, их большой зависимостью от экстралингвистических факторов, чем у имён нарицательных, полагает О.С. Андреева [3, с. 242].

     Обращение к ономастике как материалу для  этнолингвистического и лингвокультурологического  исследования представляется вполне закономерным, поскольку, по утверждению Е.Л. Березович, «... в ономастике кодируются наиболее значимые и устойчивые кванты этнокультурной информации» [6, с. 34]. В настоящее время особое внимание уделяется всесторонней характеристике отдельных ономастических проблем, разрабатываются теоретические направления, касающиеся классификации собственных имён, исторического своеобразия этого разряда лексики.

     В современной лингвистике уже  детально рассмотрены следующие  лексико-семантические поля ономастического  пространства: антропонимы, топонимы, теонимы, большое внимание уделено  зоонимам и космонимам, изучением которых занимались многие лингвисты Е.Л. Березович [7], В.Д. Бондалетов [8], Л.А. Введенская, Н.Д. Голев, М. В. Голомидова [15], М. В. Горбаневский [16],  Т.А. Гридина, Т. В. Иванцова, Ю.А. Карпенко [19], И. В. Крюкова [24] , А.В. Суперанская [40], В.И. Супрун [44], В.Н. Топоров [47], Г. Бауер [52], Е. Ейхлер, К. Хенгст, Э.И. Хоффман, О.И. Фонякова и другие.

     В течение последних десятилетий ономастика обогатилась исследованиями, посвященными изучению основных разрядов онимов и их состава [19;24], были описаны процессы ономастической деривации, онимизации, трансонимизации и апеллятивизации в русской ономастике [16], выявлена роль имен собственных в текстообразовании и коммуникации [27], сложилась ономастическая терминология [55]. В работах В.И. Супруна представлена полевая модель комплексного описания ономастического пространства современного русского языка [44].

     Следует также подчеркнуть, что исследования ономастического пространства русского языка опираются на большую философскую и лингвистическую традиции (П. Флоренский, А.Ф. Лосев, А.А. Реформатский [36], О.С. Ахманова, А.В. Суперанская [42], В.А. Никонов [29], В.Д. Бондалетов [8], Н.В. Подольская[55] и другие).

     Описанию же периферийных разрядов ономастики ученые уделяют гораздо меньше внимания. Хотя, в  последние десятилетия появилось много работ, посвященных исследованию периферийных разрядов ономастики (О.С. Андреева [2], Л.А. Батурина, А.В. Беспалова, И.В. Крюкова [24], А.Б. Мороз, Т.П. Романова, Н.А. Стадульская, В.В. Стародубцева, А.Г. Широков, О.Е. Яковлева и другие), названия торжественных мероприятий не становились предметом отдельных научных исследований. Есть лишь отдельные упоминания об этом разряде в работах, посвященных более широким ономастическим проблемам.

     Так, немецкий исследователь Г. Бауер, рассматривая категории имён собственных и ономастическую терминологию, упоминает об именах общественных, культурных, спортивных и других мероприятий и относит их наряду с именами политических, исторических и военных событий к так называемым событийным именам, праксонимам (от греч. действие, поступок) [52, с. 58].

     Аналогичного  мнения придерживается и Г. Вальтер. Классифицируя имена собственные, исследователь относит названия праздников и торжественных мероприятий вместе с названиями политических событий, именами эпох и именами природных явлений к событийным именам. Таким образом, немецкие исследователи не делают различий между названиями торжественных мероприятий и названиями исторических отрезков времени.

     В свою очередь, в статье «Апеллятив —  онома» А.В. Суперанская упоминает о названиях фестивалей, юбилеев, кампаний в связи со сходством названий предприятий и учреждений с названиями различного рода мероприятий: «По своим лингвистическим свойствам названия предприятий и учреждений близки названиям различного рода мероприятий: фестивалей, юбилеев, кампаний, войн и сражений» [39, с. 26].

     И.В. Крюкова также  указывает на существование  такого периферийного  разряда ономастики, как геортонимия (к  которому относятся  названия праздников, концертов, фестивалей и т. п.), но подробно на рассмотрении этого разряда автор не останавливается [22]. Часть геортонимов (фестивали, конкурсы, концерты) вместе с прагматонимами (словесными товарными знаками), эргонимами (названиями коммерческих предприятий), гемеронимами (названиями средств массовой информации) рассматриваются как рекламные имена, поэтому отмечается их прагматическая направленность и принадлежность к языку рекламы [22;23].

     О.А. Андреева в работе «Семантико-стилистические особенности функционирования геортонимов в современном русском языке» рассматривает другой разряд геортонимов – имена православных праздников, которые составляют, по мнению автора, поле «Геортонимии» [2].

     Необходимо  отметить, что для ономастического  континуума характерна теснейшая взаимосвязь имён собственных разных полей. Он развивается, как и явления нашей действительности, в пространстве и во времени, но есть у него и своя специфика. Ему присуща культурная непрерывность, т.е. особая связь имен, созданных людьми разных стран и культур [40, с. 9]. В связи с этим выделение онимов в отдельные лексические поля и разряды в известной степени условно.

     Одна  из таких проблем  — геортонимы как  периферийный разряд ономастического  пространства английского  языка. Особенно сложно провести границу  между смежными разрядами геортонимов. Так, названия регулярно повторяющихся праздников могут быть использованы для обозначения времени, например (Пасха, Рождество как обозначения церковных праздников и бытовые выражения: «к пасхе», «к рождеству», в которых имеется в виду не праздничный ритуал, а время). Эти онимы являются переходными между геортонимами и хрононимами. Следовательно, непроходимых границ между разрядами ономастического пространства не существует. Кроме того, целые пласты ономастической лексики занимают промежуточное положение между смежными разрядами ономастического пространства [2].

     А.В. Суперанская ещё  в 1973 году в своей  работе «Общая теория имени собственного»  коротко останавливается  на названиях праздников, юбилеев, торжеств, а  также на названиях мероприятий и кампаний, отграничивая их от названий отрезков времени (хрононимов): «Названия мероприятий, как хрононимы, могут относиться и к явлениям единственным в своей данности, и к регулярно повторяющимся. Отличие их от хрононимов состоит в том, что последние приурочены к определённой точке или отрезку времени, а названия мероприятий - к процессам, происходящим в определённое время... » [40, с. 200]. 

     Таким образом, актуальность данной темы определяется, с одной стороны, тем, что развитие русской ономастики требует дальнейшей разработки теоретических проблем, касающихся классификации имён собственных, их происхождения, вопросов выбора и особенностей использования в речи; и, с другой стороны, тем, что в современной лингвистике не нашли должного освещения вопросы разграничения смежных разрядов ономастической лексики.

     Объектом  исследования являются геортонимы, как периферийное лексико-семантическое поле ономастического пространства современного английского языка.

     Предмет исследования – особенности геортонимов, которые отличают их от других периферийных разрядов.

     Цель  работы заключается в комплексном анализе структурно-семантических особенностей геортонимов. Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

     – провести комплексный анализ ономастического поля и его периферии в частности;

     – ознакомиться с историей возникновения геортонимов;

  – определить понятие «геортоним» и выявить характерные признаки, отличающие их от других онимов;

          – рассмотреть структуру и способы образования англоязычных геортонимов;

     – проанализировать основные принципы и  способы номинации, характерные  для рассматриваемых лексических  единиц; 

    ГЛАВА 1

    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЕОРТОНИМОВ И ИХ МЕСТО  В ОНОМАСТИЧЕКОМ ПРОСТРАНСТВЕ  

    1.1. Современные лингвистические представления об ономастическом пространстве и поле

           Развитие общества оказывает значительное влияние на объем ономастического пространства. Политические, экономические и социальные перемены стимулируют появление новых предметов, которые являются единственными в своем роде. В конце XX века появилось много новой техники, каждая из которых имеет свою марку. Значительно увеличилось количество печатных органов и издательств, радио и телепередач, музыкальных групп и т.д. Все эти факторы расширяют границы ономастического пространства, которое, следует отметить, заметно изменилось в последние два десятилетия [33, с. 7] .

      Термин  «ономастическое (топономастическое) пространство» был впервые употреблен В.Н. Топоровым для обозначения всей совокупности ономастических названий. Исследуя палийскую топонимику, он показал, что в разные эпохи и в разных странах выделялись и индивидуализировались разные вещи, иной раз не похожие друг на друга. В.Н. Топоров доказал, что ономастическое пространство всегда конкретно.

        У людей, принадлежащих к разным  культурам, территориям и эпохам, ономастическое пространство имеет  различное заполнение. При этом  онимизируются различные денотаты.

Информация о работе Хрононимы и геортонимы как отражение национальной картины мира