Город, незащищенное детство и семья в произведениях ч диккенса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Диккенс - один из создателей социального реалистического романа в Англии. Он раскрыл в своих произведениях противоречия между бедностью и богатством, выступил защитником низших классов против высших (Н. Г. Чернышевский). В мировую литературу Диккенс вошел также как замечательный юморист и сатирик.
В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

Содержание

1) Введение
2) Основная часть.
2.1) Лондон в произведениях Диккенса.

2.2) Образ города в "Приключениях Оливера Твиста".

2.3) Тема ребенка

2.4) Семейное судебное дело семейства Джарндис в произведение "Холодный дом"

2.5) Главные проблемы романа "Холодный дом"

3) Заключение
4) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word_1.doc

— 135.00 Кб (Скачать)
="text-align:justify">В самом сюжете романа Диккенс стремится передать сложность социальных отношений в обществе. Важным моментом является то, что судьбы героев, принадлежащих к различным общественным слоям, самым неожиданным образом переплетаются друг с другом. Эстер Самерсон оказывается внебрачной дочерью блестящей светской дамы леди Дедлок, а безвестный капитан Хоудон, похороненный па кладбище для бедняков, - бывшим возлюбленным леди Дедлок. Важное значение имеет в романе встреча бездомного метельщика улиц Джо с женой баронета Дедлока, она происходит на могиле капитана Хоудона. Диккенс ставит вопрос об ответственности представителей высшего общества перед простыми людьми. Таким образом, можно сделать вывод, что «Холодный дом» - роман о вопиющих социальных контрастах современной Диккенсу Англии.

Большой социальной остроты критика Диккенса достигает в описании английской аристократии и, прежде всего аристократического семейства Дедлоков. Пародируя стиль светской хроники, он подробнейшим образом рассказывает об укладе жизни в доме сэра Лестера. Приверженность издавна установленным традициям, пренебрежительное отношение к людям, стоящим ниже их - все это характеризует Дедлоков как типичных представителей британской знати. В их доме собирается цвет высшего общества, предстающего в сатирическом описании Диккенса скопищем чванливых уродов с претензиями, намного превосходящими их личные данные.

И все же в фальшивом мире счастья и благополучия была леди Дедлок, которая вовремя смогла осознать всю свою ничтожность.

Судьба леди Дедлок глубоко трагична. Ее прошлое вынесено автором за пределы романа. Бесприданница Гонория вышла замуж по расчету. До вступления в брак с сэром Лестером Дедлоком она узнала радости и горести любви и внебрачного материнства, она ошибалась и с точки зрения света грешила, но ей доступны были человеческие чувства и страдания. Став леди Дедлок, она перестает быть человеком, превращается в светскую куклу, холодное и бездушное изваяние, украшающее лондонские салоны. О леди Дедлок, фешенебельной львице, о ее победах и лаврах Диккенс говорит неизменно иронически. От лица до достопочтенного Боба Стойло, любителя конного спорта, являющегося величайшим авторитетом в глазах общества, он признает ее «самой объезженной женщиной во всей конюшне».

Раскрывая характер своей героини, писатель подчеркивает роль чувства, которое пробуждает ее снова к жизни. Она видит почерк когда-то любимого ею человека, она встречается с дочерью, она все больше осознает ужас и унизительность своей двойственной жизни. Но этого недостаточно для Диккенса. Чтобы вернуть ей утраченную человечность, автор хочет дать ей возможность перестать быть леди Дедлок, вырвать ее из окружения Дудлей, Кудлей, расслабленных кузенов и прочих завсегдатаев света. Чтобы стать человеком, она должна уподобиться беспризорнику Джо, должна покинуть дом сэра Лестера и в одежде простой работницы блуждать по большим дорогам и городским трущобам.

Когда разорваны все сословные связи, сломаны все общественные перегородки, когда она становится выброшенным из жизни существом без рода, без племени, - исчезает леди Дедлок, остается только мать Эстер и возлюбленная капитана Хоудона. Глубоким, искренним чувством проникнуто ее последнее, предсмертное письмо, обращенное к дочери. Суровым, сдержанным пафосом отмечена ее смерть на могиле любимого человека.

Одна из глав романа, носящая ироническое заглавие «Наш возлюбленный брат», заимствованное из заупокойной службы английской церкви, описывает последний путь тела капитана Хоудона, обитателя жалких трущоб, переписчика деловых бумаг, умершего в крайней нищете. Тело капитана Хоудона проходит все унизительные этапы осмотра, дознания и судебного следствия, пока, наконец, не попадает на гнусное свалочное место, называемое кладбищем для бедных.

Для придания большей остроты своей сатире Диккенс пользуется лексиконом заупокойной службы. Горько-иронически звучат непрерывно повторяющиеся слова погребального обряда: «возлюбленный брат наш, ныне преставившийся», - так не соответствующие зловонной яме, которую уготовали ему его «братья» как место последнего упокоения. Диккенс рассказывает, как приходит церковный сторож «вместе с приходской братией... и уносит тело ныне преставившегося возлюбленного брата нашего на кладбище зловонное, отвратительное... На гнусный клочок земли, который и турок отверг бы, как дикое отвратительное место, перед которым содрогнулся бы и кафр, приносят они тело возлюбленного брата благотворительности, нашего, ныне преставившегося, чтобы похоронить его по христианскому обряду».

Здесь, на кладбище, которое со всех сторон окружено домами и к железным воротам которого ведет только узкий зловонный проход, на кладбище, где вся скверна жизни соприкасается со смертью и все ядовитые испарения смерти соприкасаются с жизнью, - зарывают на глубине одного или двух футов возлюбленного брата нашего».

Это страшное заброшенное место является для Диккенса «позорным свидетельством, будущим векам о том времени, когда цивилизация и варварство совместно вели на поводу наш чванный остров».

В то же время это место согрето любовью и памятью всеми отвергнутого беспризорного мальчика, старательно подметающего ступеньки могилы своего друга, бесхитростно выражая этим свою преданность умершему.

Сурово осуждается в романе буржуазная филантропия. Диккенс издевается над попытками «благотворителей» помочь беднякам. Жалкие подачки бессильны, что-либо изменить в жизни народа. Они лишь оскорбляют чувство собственного достоинства, столь развитое у людей труда. Рабочий-кирпичник возмущен приходом в его дом дамы-благотворительницы. Он знает, что лишь бедняк способен понять другого бедняка и только простые люди могут помочь друг другу.

Диккенс в явно сатирических тонах описал он деятельность всевозможных благотворительных обществ, их членов и учредителей. Достаточно вспомнить миссис Джеллиби. Эта дама посвятила себя заботам о далеком африканском племени, она вела переписку с жителями Бориобула-Гха, пачками отсылала туда всевозможные брошюры, которые могли наставить на путь истинный никогда не виданных ею бориобульцев. С насмешкой пишет Диккенс о том, что, водя телескопом по далеким горизонтам в поисках достойных объектов для благотворительности миссис Джеллиби и ей подобных не замечали того, что делается рядом с ними. Писатель прекрасно передает это с помощью выразительной детали: маленький метельщик улиц Джо с жадностью ест хлебную корку на крыльце здания общества по распространению Евангелия в чужеземных странах.

Образ Джо занимает важное место в романе. В его судьбе отражены страдания миллионов простых людей Англии, униженных и гонимых, не находящих места в своей родной стране. Джо - бродяга, у него нет дома, нет близких людей, он подвергается постоянным преследованиям, ему не разрешают бродить по улицам, отовсюду гонят, оскорбляют. Зловещая тень полицейского настигает его в каждом укромном углу. «Проходи, не задерживайся!» - этот окрик преследует его всюду. «Слышишь. Джо? - обращается к своему маленькому герою писатель. - Тебе, да и всем вообще нет дела до того, что великие светила парламентского неба вот уже много лет не показывают тебе своей деятельностью примера продвижения без задержки. Это мудрое правило, это глубоко философское предписание относится только к тебе и оно - начало и конец твоего нелепого бытия на земле. Проходи, не задерживайся! Ты, конечно, не должен уходить совсем, Джо, ибо на это великие светила никак не согласны, но... не задерживайся!» В жизни Джо не было ни одной светлой минуты. Он не знает ни своего отца, ни матери, даже имени своего он не знает; Он вечно голоден и совершенно невежественен. История Джо - это история превращения человеческого существа в жалкого затравленного зверя.

«Странное, вероятно, состояние быть таким, как Джо, - говорит Диккенс. - Шататься по улицам, смотреть на непонятные начертания и пребывать в полном неведении смысла этих таинственных знаков, в таком множестве пестреющих над магазинами, на углах улиц, на дверях и на окнах! Видеть, как другие читают, видеть, как другие пишут, видеть, как почтальоны разносят письма... и оставаться слепым и немым. Во время игры уличных музыкантов Джо и стоящая рядом с ним собака слушают музыку «быть может, с одинаковым... чувством удовлетворения». Однако образ Джо является не только свидетельством страшного унижения человека в современном обществе. Этот маленький жалкий бродяжка знает преданную любовь и подлинную привязанность, он воплощает ту истинную человечность, которую писатель не может найти в холодном буржуазном мире.

Воздействие социальной обстановки на формирование характера Диккенс раскрывает в образе Ричарда, продолжая тем самым тему «Давида Копперфильда» и раскрывая ее более углубленно. Жизнерадостный, способный Ричард втягивается в процесс «Джарндисы против Джарндисов», и это роковым образом влияет на всю его последующую жизнь. Все его надежды и стремления отныне связаны с исходом процесса. Ожидание богатства портит его. Он ссорится со своими лучшими друзьями, становится подозрительным, недоверчивым, делает несчастной свою жену.

Участие в процессе не проходит для него безнаказанно: оно накладывает отпечаток на всю его жизнь, портит его характер, подтачивает здоровье, ускоряет его гибель.

Финал романа печален, хотя судьба главной героини - Эстер Самерсон - устраивается вполне благополучно. Умирает Ричард, трагически погибает леди Дедлок. Гибнет маленький Джо. Много тяжелого пришлось перенести и Эстер. Страдания и горе знакомы каждому из героев «Холодного дома», и они вполне закономерны в том страшном мире, где судьбой людей распоряжаются бездушные служители интересов буржуазных партий, которых Диккенс остроумно окрестил ставшими нарицательными именами Тудлов, Кудлов, Дудлов, Будлов.

Характерная черта «Холодного дома» как социального романа - его многоплановость, большая широта охвата действительности. Этим объясняется и своеобразие композиции. Рассказ ведется от лица автора или от имени Эстер Соммерсон. Иногда эмоциональное воздействие на читателя достигается тем, что Эстер как бы дублирует Диккенса. Так, при описании канцлерского суда или кладбища для бедных наивная, подчеркнуто прозаическая речь Эстер как бы оттеняет гневную публицистичность речи автора, ее причудливую, смелую, подчас неожиданную образность.

Образ рассказчицы, ее наивность, недогадливость, постоянные повторы в ее несколько приподнятой, восторженной речи усиливают трагическое впечатление от сцены, когда Эстер, единственная из всех, кто сопровождает мертвую женщину, не узнает в ней свою мать и принимает ее за ту, с которой леди Дедлок поменялась платьем. «Она лежала там, - взволнованно повторяет Эстер. - Я видела, но я не понимала... и это была моя мать, холодная и мертвая...»

 

 

 

 

 

 

2.5 Главные проблемы романа "Холодный дом"

 

«Холодный дом» - роман о трагических и неразрешимых противоречиях английской жизни.

 

Среди главных проблем романа «Холодный дом» будет правильным отметить следующие:

                            проблема эгоизма (судебный процесс в кругу семьи)

                            проблема бессмысленности (затевание самого процесса как факта)

                            проблема бездушности и непонимания людских чувств как таковых (на примере всех участников процесса  в целом и в частном примере леди Дедлок)

                            проблема душевной красоты и неприменения с фальшью и порядками внешнего мира (на примере оборвыша Джо)

                            проблема стандартизации и типизации людей (пример всех участников процесса)

                            проблема заскорузлости юридической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Образы большого города создаются в эпоху реализма. Это связано с исходом сельского населения в города, достигающие миллионной численности, что привело к оскудению поместного дворянства, уменьшению и исчезновению мелких селений.

Лондон Диккенса – сердце капиталистической Англии, центр, к которому сходятся жизненные нити со всех концов страны. Это таинственный, загадочный город, покрытый туманом, который, с одной стороны, является укрывателем преступного мира, с другой – олицетворяет холод и отчужденность людей высшего света. Город сочетает в себе контрастные картины роскоши и нищеты, величия и убожества.

 

Англия, особенно промышленных районов (Манчестер, Бирмингем, Ньюкасл) изображена Диккенсом в символически-реалистическом ключе. Это огромный «холодный дом», в котором нет ни добра, ни милосердия. Лондон Диккенса это не парадный город, который привлекает своей респектабельностью, это кварталы бедняков, где в любое время можно оказаться на улице из-за неуплаченной квартирной платы, где горе соседствует с радостью, причем радостью сомнительной, часто связанной с бутылкой.

 

В созданном же Диккенсом мире детства на первый план выходит, прежде всего, социальная оформленность этого мира (писатель обличает пороки современного общества, обобщает жизненные явления и создает типические образы, учит добру и справедливости), дети у Диккенса являются не только выразителями основной темы творчества писателя, темы гуманистического начала в человеке, но и несут на себе вполне ощутимую онтологическую нагрузку, когда не социальные отношения, а впечатления от внешнего мира и его пространственно-предметной организации существенным образом воздействуют на их мысли и формируют способ и образ их действий.

 

Зачастую персонажи Диккенса – это дети-сироты. Например, Эстер Саммерсон, героиня «Холодного дома», воспитывалась крестной, Дэвид Копперфилд родился после смерти отца. Оливер Твист, «…если бы он мог знать, что он сирота, оставленный на милосердное попечение церковных старост и надзирателей, он кричал бы ещё громче». 
Маленькие герои Диккенса – это не обычные дети, воспитанные в привычных и понятных условиях родительской заботы и ласки, это жертвы коварных жизненных поворотов. Причем, это могут быть как дети из низов, о чём любила упоминать социалистическая критика, так и дети из, казалось бы, вполне благополучных семей, но их судьба складывается не менее драматично. Диккенс умело и точно показывает, как Поля Домби, любимейшего сына, не знавшего в жизни ни лишений, ни одиночества сироты, убивает безмерная спесь «любящего отца». Детство без забот Дэвида Копперфилда обрывается, когда в доме появляется отчим. Здесь Диккенс показывает всю остроту и тяжесть непонимания, которое сваливается на жестоко наказанного Дэвида, одиноко сидящего в комнате и пытающегося хоть как-то осознать, почему перевернулся такой, казалось бы, устойчивый и благословенный мир. 
Говоря о Диккенсе сегодня, можно сказать, что его творчество, и в особенности, тема детства, отраженная в его произведениях, как никогда актуальна. Наше время также наполнено смутой и бедами, неуверенностью в завтрашнем дне, жестокостью и беспощадностью. В наши дни также много детей, не знавших никогда родительских объятий, сирот при живых родителях, детей, вынужденных ежедневно думать о том, чтобы выжить в жестоком мире, где они, кажется, никому не нужны. 

Информация о работе Город, незащищенное детство и семья в произведениях ч диккенса