Город, незащищенное детство и семья в произведениях ч диккенса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Диккенс - один из создателей социального реалистического романа в Англии. Он раскрыл в своих произведениях противоречия между бедностью и богатством, выступил защитником низших классов против высших (Н. Г. Чернышевский). В мировую литературу Диккенс вошел также как замечательный юморист и сатирик.
В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

Содержание

1) Введение
2) Основная часть.
2.1) Лондон в произведениях Диккенса.

2.2) Образ города в "Приключениях Оливера Твиста".

2.3) Тема ребенка

2.4) Семейное судебное дело семейства Джарндис в произведение "Холодный дом"

2.5) Главные проблемы романа "Холодный дом"

3) Заключение
4) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word_1.doc

— 135.00 Кб (Скачать)


 

План

1) Введение

2) Основная часть.

2.1) Лондон в произведениях Диккенса.

 

2.2) Образ города в "Приключениях Оливера Твиста".

 

2.3) Тема ребенка

 

2.4) Семейное судебное дело семейства Джарндис в произведение "Холодный дом"

 

2.5) Главные проблемы романа "Холодный дом"

 

3) Заключение

4) Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Диккенс - один из создателей социального реалистического романа в Англии. Он раскрыл в своих произведениях противоречия между бедностью и богатством, выступил защитником низших классов против высших (Н. Г. Чернышевский). В мировую литературу Диккенс вошел также как замечательный юморист и сатирик.

В творчестве Диккенса можно выделить четыре периода.

 

Первый-ранний - охватывает 1833-1841 гг. В это время созданы Очерки Боза, Посмертные записки Пиквикского клуба, Приключения Оливера Твиста, Жизнь и приключения Николаса Никльби.

Второй период-1842-1848 гг.- приходится на время подъема рабочего движения в Англии. В эти годы написаны Американские заметки, Жизнь и приключения Мартина Чезлвита, Домби и сын.


Третий период-1849-1859гг. - открывается романом Дэвид Копперфилд, за которым следуют Холодный дом, Тяжелые времена, Крошка Доррит.

Четвертый период охватывает 1860-е годы. В это десятилетие Диккенс создает романы Большие ожидания, Наш общий друг и начинает работу над Тайной Эдвина Друда. Завершить этот роман помешала смерть писателя.

 

Ни один английский писатель ХIХ века не создал такой всеобъемлющей картины буржуазного общества, как Диккенс. В его произведениях изображены все классы и социальные группы Англии эпохи промышленного капитализма. Ни один писатель-современник не охватил так широко социальную проблематику, не представил с такой наглядностью главные конфликты, характерные для данного общества. Именно эта полнота и многосторонность отражения жизни возвышают Диккенса над другими писателями того времени.

Диккенс постоянно касался в своих романах самых тёмных и отрицательных сторон действительности. Он изображал всевозможные пороки общества и его отдельных представителей, но его произведения никогда не оставляют у читателя чувства отвращения, ибо Диккенс постоянно имеет перед глазами идеал подлинной чело вечности, и всё, описываемое им, он сопоставляет с этим идеалом. Отсюда и возникает то ощущение большой моральной чистоты и красоты, которое оставляют в душе читателя романы великого реалиста.

Это качество Диккенса особенно наглядно вырисовывается при сравнении его произведений с книгами тех писателей конца XIX и начала XX века, которые объективно и натурально воспроизводят буржуазную действительность. Правильно показывая всю грязь жизни классового общества, такие писатели слишком подчиняются материалу действительности.

Диккенс — реалист, но он в подлинно творческом духе перерабатывал этот материал, ставя его на службу высоким идейным задачам. Диккенс хотел быть учителем жизни, воспитателем людей. Но для этого он не прибегал к проповедям, а стремился всем строем своих образов, проникновением в социальную, моральную сущность героев вызвать у читателей либо чувства гнева, негодования, либо симпатии и любви к изображаемым им людям.

Эмоциональность составляет одну из важнейших особенностей реализма Диккенса. Каждый характер, каждая ситуация предстаёт в его романах в определённом эмоциональном ключе. У Диккенса нет безлично объективных описаний. Мы всегда ощущаем отношение писателя к тому, что он изображает, и проникаемся сами этим же отношением.

В произведениях Диккенса господствуют три эмоциональные стихии, получающие выражение в сатире, юморе и патетике.

 

В произведениях Диккенса перед читателем во всей живости и наглядности предстаёт не только мир, в котором жил писатель, но и сам он. На всём чувствуется печать замечательной личности художника, который жил вместе с созданиями своего воображения. Перед нами раскрывается великая и прекрасная душа человека, который страстно ненавидел все уродства жизни и любил людей, стремясь сделать их силою своего искусства более счастливыми и хорошими.

 

Под влиянием романтизма писатель находился всегда, но молодой Диккенс воспринимал романтические традиции еще в довольно наивном и простонародном плане. Отсюда сказочная окраска его ранних произведений. Фольклорное влияние всегда ценилось романтиками, но большинство из них, как в Германии (Арним, Брентано, братья Гримм, Гофман, Гейне), Англии (Вордсворд, Кольридж, Скотт), так и во Франции (Гюго, Жорж Санд) принадлежали к просвещенным, высшим слоям общества. Они воспринимали фольклор, скорее, как эстетичную традицию. Диккенс же воспринимает народное творчество органически. Оно для него является философией, эстетичным кредо, народные идеалы являются его идеалами. Правда, не нужно забывать о сугубо национальных особенностях английского фольклора. Тотальная индустриализация уже в начале ХIХ ст. привела к практически полному уничтожению сельской Англии. (Это было одной из основных причин романтической скорби английских романтиков.) Поэтому и горожанин Диккенс воспринимает сельскую Англию в идиллическом виде.

Рядом с именем Диккенса часто можно услышать термин «рождественская философия». «Рождественская философия», связанная с народной верой в непобедимую силу добра, в чудесное наказание греха и не менее чудесное вознаграждение добру, является связанной с религиозными убеждениями, как самого писателя, так и с духовными ориентирами викторианской Англии. Наиболее явно «рождественская философия» раскрылась в «Рождественских рассказах» (1843 - 1846), но в «Записках Пиквикского клуба» она тоже присутствует, когда прямо (во вставных новеллах о рождественских чудесах), когда опосредованно - через авторское отношение к миру, через идеализацию семейных отношений, через эстетичное восприятие обычаев и быта «старой доброй Англии» (на основе произведений Диккенса, вообще, можно писать этнографическую энциклопедию викторианской Британии).

Романы «Приключения Оливера Твиста» (1838), и «Жизнь и приключения Николаса Никлби» (1839), также, как и «Записки Пиквикского клуба», объединяют в себе романтические и реалистические тенденции. Знаток столичных окраин предоставляет реалистическую картину жизни нищих их жителей, рассказывает о жестоких обычаях, которые властвуют в среде уголовных преступников (и что есть интересным: они не очень отличаются от обычаев приютов для детей-сирот).

Сын неизвестных родителей, Оливер Твист, проходит через ужасы воспитательных домов для детей нищих, где просьба о дополнительной ложке каши воспринимается как бунт и признак естественных преступных наклонностей; через криминальную среду, и здесь Диккенс, безусловно, является реалистом. Но какой же Диккенс без «рождественской философии»? В «Оливере Твисте» она раскрывается на уровне чудесной встречи Оливера с добрым мистером Браунлоу, которая коренным образом изменяет жизнь мальчика. Благодаря друзьям, Оливер узнает тайну своего рождения, получает богатство и социальный статус. Все, якобы, заканчивает традиционным хэппи-эндом, но воспоминания о Ненси, которая погибла, стараясь вырвать Оливера из мира преступников, навсегда остаются в его душе.

«Оливер Твист» уже довольно ясно очерчивает моральную позицию писателя, который всю жизнь считал своим долгом защиту социально незащищенных слоев общества, тем паче, что сам прошел в детстве через тотальную бедность. С другой стороны - глубокая религиозность удерживала Диккенса от поддержки революционного движения чартистов, во главе которого, по мнению писателя, стояли морально незрелые люди (этим проблемам посвящен роман «Барнеби Радж»). Викторианская религиозность проявилась и на понимании задач писателя, который, по мнению Диккенса, должен оказывать содействие моральному здоровью общества.

Мода на «ньюгетский роман» (Ньюгет - наибольшая тюрьма Лондона, которой сейчас не существует; «ньюгетский роман» - жанр, посвященный жизни преступного мира). В предисловии к «Оливеру Твисту» писатель заявил: главной задачей этой книги является показ «суровой правды». Благодаря трудному детству, Диккенс неплохо разбирался в законах криминального мира, и, в отличие от многочисленных коммерческих романов, показал жизнь преступных обществ без прикрас, без рыцарской окраски.

Диккенс верил в возможность морального усовершенствования общества средствами литературы. Здесь он выступает последователем европейских просветителей (Свифта, Филдинга, Дидро), поэтому Идеал денег противопоставляется у него идеалу счастливой семьи.

Англия и Америка ХIХ ст. быстро шли путем коммерциализации общества, духовность от этого, безусловно, страдала, страдало и милосердие. США наживались на рабской работе негров, в Британии негров заменили белые, которые по 14 часов работали возле раскаленных мартенов, превращаясь в жалкие придатки к машинам. До социального мира в Британии еще было далеко. Жалованье рабочих не позволяло, даже постоянно отапливать жилые помещения.

Англия, особенно промышленных районов (Манчестер, Бирмингем, Ньюкасл) изображена Диккенсом в символически-реалистическом ключе. Это огромный «холодный дом», в котором нет ни добра, ни милосердия. Лондон Диккенса это не парадный город, который привлекает своей респектабельностью, это кварталы бедняков, где в любое время можно оказаться на улице из-за неуплаченной квартирной платы, где горе соседствует с радостью, причем радостью сомнительной, часто связанной с бутылкой.

Диккенс - один из крупнейших юмористов мировой литературы, замечательный мастер смеха. Обладая даром юмора, Диккенс с самых первых своих шагов в литературе тонко подмечал комические стороны жизни и высмеивал их. Смех Диккенса - выражение его оптимизма, веры в то, что зло в жизни не опасно и его можно исправить. Диккенсовская шутка помогает утвердить бодрое мироощущение. В 30-е годы смех Диккенса был далек от гневного осуждения. В 40-е годы иной становится идейно-эмоциональная, а вместе с тем и эстетическая оценка жизни писателя.

Исследователи творчества Диккенса  справедливо отмечают, что в романе Домби и сын сама манера характеристики комедийных образов находится в непосредственной связи с их социальной принадлежностью. Так, например, капитан Катль и владелец лавки морских инструментов Джиле-фигуры явно комические, даже карикатурные. Но эти простые, честные и отзывчивые люди глубоко симпатичны автору, и он смеется над ними весело и добродушно. И этот смех, это тонкое иронизирование над слабостями старых чудаков утверждают добрые начала в человеке и служат большой задаче - созданию положительных образов простых людей.

Создавая образы лицемеров, эгоистов, скупцов, Диккенс изображает их как нравственных уродов. Он считает, что зло - это уродство, отклонение от нормы. Подчеркивая это уродство, Диккенс использует гротеск.

Диккенс широко пользуется приемом лейтмотива. Лейтмотивом образа Каркера являются его блестящие белые зубы как символ его хищности и коварства. Череп, гиена, кошка вместе взятые не могли бы показать столько зубов, сколько показывает Каркер. Лейтмотив образа Домби - леденящий холод.
Новым этапом в творчестве Диккенса были 50-е годы. После поражения чартизма и революции 1848 г. в европейских странах Диккенс сохраняет веру в народ. Обращаясь к основному конфликту эпохи - к конфликту между пролетариатом и буржуазией, писатель с большой глубиной раскрывает его. 50-е годы ознаменованы значительными достижениями реализма Диккенса.

В это время им написаны романы: Жизнь Дэвида Копперфильда рассказанная им самим (The Personal History of David Copperfiald, 1850),Холодный дом (Bleak House, 1853), Тяжелые времена (Hard Times, 1854), Крошка Доррит (Little Dorrit, 1857) и роман о Французской буржуазной революции XVIII в. Повесть о двух городах (А Та1е о Two Cities, 1859). Это блестящие художественные полотна, в которых подняты важные общественные проблемы.

Социальная система Англии, политический и общественный строй, парламент и суд - все подвергается критике. Диккенс показывает гнилость английского государственного аппарата, бюрократизм и коррупцию. 50-е годы - это годы еще большей демократизации мировоззрения писателя. Об этом свидетельствуют замечательные образы простых людей (Одинокий Том, Обитатели Подворья Разбитых Сердец, рабочие) и последовательное противопоставление их правящей верхушке. Связь с народом и вера в народ, которые всегда были свойственны Диккенсу, еще больше усилились в его социальных романах 50-х годов.
Характерная особенность произведений Диккенса этого периода заключается в преобладании в них сатиры над юмором.

 

 

Первое знакомство русского читателя с Диккенсом произошло в 1838 г., когда на страницах Отечественных записок был опубликован перевод Записок Пиквикского клуба. С тех пор Диккенс становится в России (а вскоре и в Узбекистане) одним из наиболее любимых и широко известных английских писателей. Белинский приветствует Диккенса как одного из достойных представителей реалистического направления в литературе. Чернышевский называет его карателем лжи и лицемерия. Диккенс был одним из любимых писателей Л. Н. Толстого. О своем преклонении перед Диккенсом писал Горький, отмечая, что Диккенс постиг труднейшее искусство любви к людям.

В изучении творчества Диккенса многое сделано советскими литературоведами. Монографии о Диккенсе написаны В. В. Ивашевой, Т. И. Сильман, И. М. Катарским. Большую научную ценность имеет завершенное в 1963 г. издание тридцатитомного собрания сочинений Диккенса на русском языке. Своим успехом у советского читателя романы Диккенса во многом обязаны искусству переводчиков А. В. Кривцовой, Е. Ланна, Н. Волжиной, Н. Дарузес и др.

Данная курсовая работа посвящена раскрытию образа такого города, как Лондон на примере романа «Приключения Оливера Твиста», «Холодный дом». Я буду опираться на некоторые известные монографии. Из русской литературной критики, затрагивающей тему города у Диккенса, для меня представляет интерес монография В.В. Ивашевой «Творчество Диккенса», в которой автор считает, что центром изображения у Диккенса часто является Лондон, город нового капиталистического типа, с контрастирующими картинами блеска и нищеты. В.В. Ивашева в своей работе отмечает самые яркие описания из жизни Лондона, так или иначе влияющие на развитие сюжета или поведение героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Лондон в произведениях Чарльза Диккенса

 

Мир романов Диккенса — Лондон. Вначале Лондон старинных экипажей и почтовых карет, а потом Лондон железных дорог и промышленного бума.

 

Когда, пронзительнее свиста,

Я слышу английский язык, —

Я вижу Оливера Твиста

Над кипами конторских книг.

 

У Чарльза Диккенса спросите,

Чтo было в Лондоне тогда:

Контора Домби в старом Сити

И Темзы желтая вода.

 

О. Мандельштам

 

Лондон присутствует во всех произведениях Диккенса – от первых скетчей «Боза» до последних романов 60-х годов. Лондон составляет в них, как правило, обязательный фон: книги Диккенса трудно представить себе без описания улиц Лондона, шума Лондона, пестрой и разнообразной толпы. Диккенс изучил все стороны  жизни этого города, все его самые парадные и самые заброшенные, глухие кварталы.

Информация о работе Город, незащищенное детство и семья в произведениях ч диккенса