Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:06, реферат
Цель данного реферата - изучить проявление гендерных стереотипов в русской культуре. Основной задачей данного реферата является не только исследование гендерных стереотипов как таковых, но и анализ поговорок русского языка, в которых они проявляются.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение термина «гендер».
2. Рассмотреть понятие «гендерные стереотипы».
3. Провести анализ гендерных стереотипов, отраженных в пословицах и поговорках русского языка.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
Тема № 40:
Гендерные стереотипы в русских пословицах и поговорках
Выполнила:
студентка группы 190-22 2 курса ВШСИТИ
М. В. Волкова
Проверил: Н. А. Мухин
Москва 2012
Введение
В современном языкознании взаимная связь языка и культуры неоспорима. Как известно, каждый язык неотделим от культуры, которая составляет его содержательный аспект; язык не только отражает современную культуру, но и фиксирует ее предыдущие состояния и передает ее ценности от поколения к поколению. При этом надо иметь в виду, что культуры разнообразны и что социальное поведение вообще и речевое поведение в частности чрезвычайно вариативны. В каждой культуре существуют свои собственные правила ведения разговора, тесно связанные с культурно-обусловленными способами мышления и поведения, так как человек с момента рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии.
В настоящий момент развитие гендерных исследований приобретает все более масштабный характер. Гендерные исследования вводят в научный оборот специфическую терминологию, широко распространенную сегодня во всех гуманитарных науках. Предметом гендерных исследований становятся существующие в данном обществе представления о различиях между мужчинами и женщинами, а точнее - представления об особенностях мужчин и женщин, их отличительных чертах. Именно эти представления и получили обозначение «маскулинности» и «феминности», иногда можно встретить термин «фемининность» («женственность»). Гендерные исследования занимаются, таким образом, определенными стереотипами восприятия людей и межличностных отношений, стереотипами формирования собственной экспрессивной модели поведения и оценки, стереотипами конструирования идеала - с точки зрения принадлежности к определенному полу.
Гендерные исследования в лингвистике получили мощнейший импульс в конце 60-х - начале 70-х гг. 20в. благодаря так называемому Новому женскому движению в США и Германии. В результате этого в языкознании возникло своеобразное направление, названное феминистской лингвистикой, или феминистской критикой языка. Главная цель в феминистской лингвистике состоит в разоблачении патриархата - мужского доминирования в общественной и культурной жизни.
В зарубежной лингвистике (70 - 90 гг. ХХ века)1 гендерные исследования проводились в русле четырех основных направлений: теории «дефицитности» женского языка, доминантной, дифферентной теорий и теории перформативности. В первых двух направлениях в качестве базового используется понятие «доминирующая мужественность», вследствие чего женщины рассматриваются как притесняемая социальная группа, а языковые различия интерпретируются в терминах «властный язык мужчины» и «безвластный язык женщины». Представители дифферентной теории объясняют гендерные различия существованием «коммуникативно противоположных субкультур - женской и мужской, уходящих корнями в глубокое детство, в котором создаются и развиваются разные культурные миры - мир мальчиков и девочек».
В теории перформативности гендер рассматривается как явление, варьирующееся под влиянием социальных преобразований.
Не оспаривая существование биологических, психологических и социальных различий у fe/male2 представителей социума, гендерные исследования показывают, что важна не столько констатация различий, сколько их социокультурная оценка и интерпретация, лежащие в основе системы гендерного доминирования, принятого в обществе. Сегодня декларируется равноправное положение женщины в обществе по отношению к мужчине. Женщины занимают ведущие позиции в экономике и политике. Все эти изменения находят свое отражение в языке, который, как известно, является «зеркалом культуры». В последние годы наблюдается повышенный интерес к гендерным аспектам языка и коммуникации. Распространение и развитие идей феминизма привело к появлению новой отрасли науки о языке - гендерной лингвистики (иногда называемой также «феминистской» лингвистикой). Но несмотря на интенсивное развитие гендерных исследований, изучение гендерных аспектов языка и коммуникации остается самой малоразработанной областью в общей междисциплинарной сфере гендерных исследований, что и обуславливает их актуальность.
Цель данного реферата - изучить проявление гендерных стереотипов в русской культуре. Основной задачей данного реферата является не только исследование гендерных стереотипов как таковых, но и анализ поговорок русского языка, в которых они проявляются.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение термина «гендер».
2. Рассмотреть
понятие «гендерные стереотипы»
3. Провести анализ гендерных стереотипов, отраженных в пословицах и поговорках русского языка.
Для работы над данной темой был привлечен Словарь живого великорусского языка В. Даля3. Словарь содержит около 30 тысяч пословиц и поговорок. Этого будет достаточно, чтобы сделать обоснованные заключения.
I. Теория гендера и понятие гендерного стереотипа
1.1. Понятие гендер
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).
Традиционно первое из них
использовалось для обозначения
тех анатомо-физиологических
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Общественные науки, в том числе история, давно установили, что представления о "типично мужском" или "типично женском" отличаются у разных народов в различные исторические периоды. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.
Гендер создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).
В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) прививает гендерные нормы, формирует определенные правила поведения, создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, искусство.
Понятие «гендер» возникло в западной социологии в 70-е гг. ХХ в. и начиная с 1980-х гг. гендер становится одной из центральных категорией научного анализа общества4.
1.2. Определение «гендерные стереотипы»
То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.
Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь. Со стереотипами различного рода мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, когда характеризуем того или иного человека или группу людей по каким-либо «общим» качествам и свойствам. Например, суждение о том, что «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», распространяется благодаря бытующим мнениям об особенностях «национального характера». Подобные суждения называют этническими стереотипами. Существуют расовые стереотипы, стереотипы в отношении представителей тех или иных профессиональных групп, носителей того или иного социального статуса. Например, «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия», или «все врачи – циники» и другие.
Наша цель рассмотреть стереотипы, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, и существующих между ними различиях. Рассмотрим сначала само понятие гендерного стереотипа. По определению А.В. Меренкова5, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола». Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.
1.3. Функции гендерных стереотипов
Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:
- объяснительная функция,
- регулятивная функция,
- дифференцирующая функция,
- ретрансляционная функция,
- защитная или оправдательная функция.
Объяснительная функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.
Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения. Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим. Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.
Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов.
С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин – как низкостатусную группу.
Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. Однако, по мнению некоторых западных авторов, «все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т.п.) – лишь типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции»». Таким образом, дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им (например, сила мужчин – слабость женщин)6.
В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.
Ретрансляционная функция отраж
Информация о работе Гендерные стереотипы в русских пословицах и поговорках