Гендерные стереотипы испанского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение различных языковых явлений в гендерном ключе.
В соответствии с поставленной целью определен ряд задач:
1. рассмотреть понятие гендера в языковом сознании;
2. раскрыть понятие «гендерные стереотипы»;
3. провести анализ испанских фразеологизмов, выявить гендерные стереотипы и концепты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения гендерных стереотипов в языке………….5
1.1. Гендер в языковом сознании……………………………………………..5
1.2. Гендерные стереотипы в языке………………………………………….10
2. Гендерные аспекты в испанском языке………………………………….......14
2.1. Сравнительный анализ лексики испанского языка в гендерном
аспекте……………………………………………………………………………14
2.2. Гендерный концепт в испанской разговорной речи…………………...16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………...…21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Гендерные_стереотипы.doc

— 118.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток, 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы изучения гендерных стереотипов  в языке………….5

    1.1. Гендер в  языковом сознании……………………………………………..5

    1.2. Гендерные стереотипы в языке………………………………………….10

2. Гендерные  аспекты в испанском языке………………………………….......14

    2.1. Сравнительный анализ лексики  испанского языка в гендерном 

аспекте……………………………………………………………………………14

    2.2. Гендерный концепт в испанской  разговорной речи…………………...16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы………………………………………...…21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  работы. В современном обществе социальные отношения полов представляют собой отношения неравных статусных социальных групп, общностей. Это приводит к социальной иерархии, к гендерной асимметрии.

     Рассматривая  человека с точки зрения его «языковости» можно открыть новые «горизонты»  в понимании феномена человека. Поэтому  изучение стереотипных представлений о «мужественности» и «женственности» в разных языках относится к числу важных задач современной лингвистики, тем более имеющиеся теоретические исследования нуждаются в систематизации и проблемном осмыслении.

     Объект  работы – гендерные стереотипы в испанском языке.

     Предметом исследования настоящей работы являются языковые средства, определяющие мужественность и женственность.

     Цель курсовой работы – изучение различных языковых явлений в гендерном ключе.

     В соответствии с поставленной целью  определен ряд задач:

     1. рассмотреть понятие гендера в языковом сознании;

     2. раскрыть понятие «гендерные  стереотипы»;

     3. провести анализ испанских фразеологизмов, выявить гендерные  стереотипы  и концепты.

     Теоретической и методологической основой исследования явились положения, выдвинутые в работах отечественных исследователей в области языкознания, лингвокультурологии. Среди них – работы Горошко Е.И.1, Зыковой С.А.2, Кирилиной А.В.3, Мед Н.Г.4 и др.

     В работе применялись следующие методы и приемы исследования: метод описания, методы сравнительно-сопоставительного и контекстуального анализа, интерпретативного анализа.

     Структура работы определяется поставленной целью и конкретными задачами, включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы изучения гендерных стереотипов в языке

     1.1. Гендер в  языковом сознании

     Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений  о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах5. Таким образом, возникло понятие гендер. Собственно понятие «гендер» было введено в социальные науки Энн Оуклей в 70-е годы прошлого века6. Термин появился для определения социальных, а не биологических различий между мужчинами и женщинами.

     Систематизировано концепции по определению или  скорее "видению" понятия «гендер» изложены также в работах О. А. Ворониной.  Воронина О.А., обобщая  и систематизируя западные подходы  к этому определению, выделяет семь «позиций» по интерпретации категории «гендер». В современной гуманитарной парадигме, гендер рассматривается: как стратификационная категория, как социальный конструкт, как субъективность, как идеологический конструкт, как сеть, как технология, как культурная метафора7. О. А. Воронина также подчеркивает, что «гендер» обозначает в сущности социокультурный конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера.

     Одной из первых исследовательниц, которая  выдвинула идею о рассмотрении гендера  в сети других стратификационных  категорий, была английская ученая - историк  Джоан Скотт. Точнее, она предложила подвергнуть гендерной экспертизе несколько социально-исторических подсистем. При этом пол, раса, класс выступили в качестве фундаментальных переменных, которые определяют «гендерный концепт». Джоан Скотт относит к ним, прежде всего: образно-символическую систему, описывающую женщину и мужчину в культуре; комплекс норм, которые предопределяют образно-символическую систему и находят выражение в научных, правовых, религиозных и политических доктринах и течениях; социальные отношения и институты, ими формируемые; самоидентификация личности8.

     Для теоретической базы лингвистической  гендерологии, и, в частности нашего исследования, крайне важно и введение понятия "гендерная картина мира", предложенное в работе О. В. Рябова "Матушка-Русь". По мнению ученого, система гендерных отношений оказывает влияние на социальные отношения, которые в свою очередь предопределяют развитие общества. И картина мира коррелирует с гендерными нормами идеалами, репрезентациями, стереотипами. Гендерная метафора участвует в оценке самых разнообразных общественных и природных явлений, оказывая на них постоянное воздействие9. Вышесказанное позволяет предположить, что в каждой культуре должна существовать гендерная картина мира. В определении О. В. Рябова "гендерная картина мира - это соокупность представлений, составляющих такое видение человеком реальности, где вещи, свойства и отношения категоризуются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или женским началом"10.

     Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается.

     Важную  роль в развитии и поддержании  гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования11.

     Теория  социального конструирования гендера основана на двух постулатах:12

     1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

     2) гендер конструируется и самими  индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом  норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

     С конца 60-х годов ХХ века в языкознании (главным образом в США и  Германии) возникает направление, названное  феминистской критикой языка, или феминистской лингвистикой. Это направление существует и сегодня, но в более взвешенном состоянии, пройдя типичную для начального этапа «алармистскую» стадию, когда высказывались радикальные утверждения, многие из которых впоследствии не подтвердились или подтвердились частично13.

     Феминистская  лингвистика подвергла критике язык за его андроцентричность, т. е. ориентированность не на человека вообще, а на мужчину. Язык был обвинен в сексизме — дискриминации по признаку пола, которой подвергаются женщины. Дискриминация выражается в преобладании мужских форм в языке, вторичности и объектности женщин, совпадении во многих языках понятий «человек» и «мужчина», преобладании в обозначениях женщин негативных оценок и т. п.14

     В основе рассуждений представительниц феминистского направления лежала гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа: язык структурирует и направляет мышление, поэтому сознание человека в значительной мере определяется особенностями языка15.

     Сегодня можно говорить о существовании  собственно гендерных исследований, изучающих оба пола, а точнее — процесс социального конструирования различий между полами. Гендер считается институционализованным и ритуализованным социокультурным конструктом — одним из параметров социальной идентичности индивида16. Гендер как продукт культуры отражает представления народа о женственности и мужественности, зафиксированные в фольклоре, сказках, традициях и, разумеется, в языке.

     В самом общем плане исследование гендера в языкознании касается двух групп проблем.

     1. Язык и отражение в нем пола. Цель такого подхода состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола (исследуются в первую очередь номинативная система, лексикон, синтаксис, категория рода и т. п.), какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее заметно/отчетливо выражены.

     2. Речевое и в целом коммуникативное  поведение мужчин и женщин, где  выделяются типичные стратегии  и тактики, гендерно специфический  выбор единиц лексикона, способы  достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций и т. д. – т. е. специфика мужского и женского говорения17.  

     1.2. Гендерные стереотипы в языке

     Стереотип - это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах18. Стереотипы рассматриваются как особые формы обработки информации, облегчающие ориентацию человека в мире. Признаки, содержащиеся в стереотипах, используются говорящими для оценки отнесенности предметов к тому или иному классу и приписывания им определенных характеристик.

     Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины19.  Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: "… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины"20.

Информация о работе Гендерные стереотипы испанского языка