Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Согласно цели обучения иностранным языкам в рамках базового курса учащиеся должны овладеть основами иноязычного общения. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся навыки и умения монологической речи (МР). Возрастающая роль монологической речи вызвала интерес у исследователей к проблеме обучения данному виду речевой деятельности на всех ступенях обучения.
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава I. Общие проблемы обучения монологической речи на английском языке
1.1. Монолог как разновидность говорения……………….…………….5
1.2. Цели содержание обучения МР…………………………………....10
1.3. Требования Программы к уровню сформированности навыков и умений монологической речи………..…………………………………13
Выводы по главе I………………………………………………………………….15
Глава II. Методика формирования навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку
2.1. Этапы и приёмы обучения монологической речи ……………….16
2.2. Контроль сформированности навыков и умений монологической речи…………………………………………………………..…………..24
2.3. Анализ упражнений УМК В.П. Кузовлева для обучения монологической речи на английском языке….………………………39
Выводы по главе II………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………….…..36
Библиография…………………………………………........................................38
Приложение
Из
всего вышесказанного следует вывод, что
обучение МР является одной из главных
задач обучения иностранному языку. МР
является более сложной, чем диалогическая.
При этом обучению МВ в настоящее время
в массовой школе не всегда уделяется
достаточно внимания. Но именно МВ
учит логически мыслить, доводить свои
мысли до слушателя. Наконец, каждый учитель
должен создать такие условия, которые
способствовали бы активному общению
учащихся. Для создания таких условий
учитель должен использовать приёмы активизации,
которые учитывают вышеперечисленные
признаки устного речевого вида деятельности,
характерные особенности учащихся, их
возраст, уровень развития. Считают, что
преимущества этих приёмов в том, что учащиеся,
активно участвуя в процессе обучения,
начинают обдумывать, вспоминать, использовать
изученный языковой материал.
Обучение
МР учащихся в современной
Каждому педагогу, при обучении говорению, а именно МР, необходимо знать цели и содержание обучения МР.
Целью обучения МР является формирование монологических умений, под которыми понимают умения «логически последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно - мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении» [24].
Предметное содержание речи на начальном этапе включает:
Предметное содержание речи на среднем этапе:
Предметное содержание речи на старшей ступени обучения:
Социально-бытовая сфера.
Повседневная жизнь семьи, её доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения в семье и в школе, с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём., самочувствие, медицинские услуги(50 часов).
Социально-культурная сфера.
Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.
Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.(90 часов).
Учебно-трудовая сфера.
Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль в выборе профессии в современном мире. (50 часов) [21].
Отбор содержания образования осуществляется в соответствии с потребностями речи. Следовательно, с учётом его важности для общения, удовлетворения познавательных, коммуникативных умений и навыков учащихся на каждой ступени обучения.
Таким
образом, при отборе содержания обучения
иностранному языку важно исходить
из реальных потребностей и возможностей
детей конкретного возраста в
практической, интеллектуальной, эмоциональной
сферах, а также из реальных условий пользования
иностранным языком.
На каждой последующей ступени обучения учащиеся должны овладевать все новыми умениями и навыками МР. Для этого обратимся, прежде всего, к Государственному образовательному стандарту, на основе которого строится программа обучения английскому языку.
Развитие МР на начальном этапе обучения предусматривает овладение следующими умениями:
Объём монологического высказывания – до 8 – 10 фраз.
Развитие МР на среднем этапе обучения предусматривает овладение учащимися следующими умениями:
Объём монологического высказывания – до двенадцати фраз.
На старшем этапе обучения предусматривается совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие умений:
Объём монологического высказывания 12-15 фраз [21].
Таким
образом, на конец каждого этапа обучения
учащиеся должны овладеть вышеизложенными
умениями и навыками в полной мере. Отсюда,
необходимо знание учителем программы,
умение подобрать эффективные приёмы
и способы при обучении МР, использовать
различного рода опоры, упражнения, снимающие
трудности при построении монологического
высказывания.
Выводы
по главе I
Рассмотрев сущность понятия говорения, монологической речи, мы выяснили, что монологическая речь является более трудной, нежели диалогическая. Поэтому следует уделять больше внимания обучению МР. Для того, чтобы процесс формирования умений и навыков МР был успешным, учащиеся «не молчали», а активно участвовали в процессе обучения, высказывали свои мысли, идеи, обменивались информацией, мнениями, оценкой происходящего, обдумывали, вспоминали что-то, использовали изученный языковой материал в речи, учитель должен применять различные приёмы активизации, которые бы учитывали такие признаки МВ как целенаправленность, самостоятельность, логичность, информативность, темп, мотивированность и другие. При этом обучению МВ в настоящее время в массовой школе не всегда уделяется достаточно внимания. Но именно МВ учит логически мыслить, доводить свои мысли до слушателя.
При
обучении МР учащимся на каждой последующей
ступени обучения необходимо овладевать
и совершенствовать умения в МР, которые
прописаны в Государственном Стандарте
Образования и Программе по иностранным
языкам. В Программе так же прописаны цель
обучения МР и предметное содержание речи
для каждой ступени обучения.
Глава
II. Методика формирования
навыков и умений монологической
речи на разных ступенях
обучения английскому
языку
2.1.
Этапы и приёмы обучения
монологической речи
В данном вопросе мы рассмотрим основные этапы работы над МВ, основные приёмы обучения МР, а также упражнения, которые необходимо применять с целью формирования навыков и умений МР.
Необходимо отметить, что, говоря о приемах, мы будем иметь в виду элементы метода, используемые учителем в организации обучения учащегося, осуществляемые через решение множества конкретных задач, связанных с мыслительными операциями и восприятиями органов чувств [9]. Прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. Выделим главные задачи в обучении МВ. Определяя их, напомним, что речь идёт об этапе развития речевого умения (а не навыков). Поэтому, используя термин «высказывание», мы имеем ввиду уровень не фразы, а не сверхфразового единства, которое обычно состоят из нескольких фраз [19].
Итак, задачи:
1) научить
выражать законченную мысль,
2) научить логичному развёртыванию мысли;
3) научить высказываться с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.
Чтобы решить эти задачи, надо выяснить тот путь, которым обучающийся пойдёт к намеченной цели, т.е. этапы работы.
Авторы «Общей методики…» намечают три этапа работы над МВ [2; 19].
На первом вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Преподаватель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе (предложению). Если ученик произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет. Единственное требование, которое выдвигают авторы на этом этапе, заключается в том, что предложения должны относиться к теме, заданной преподавателем.
На втором этапе от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь между фразами (например, высказывание: Наш класс большой. В нём четыре окна). Нужно отучить учащихся произносить бессодержательный комплекс предложений и учить высказываться логически.
Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объёма высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.
При обучении МВ в методике приняты два пути: «Путь сверху» и «Путь снизу».
«Путь сверху». Речь идёт о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Исходной единицей обучения является законченный текст [27]. При этом необходимо максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.
Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок [28].
Задания
после прочтения текста предполагают
более продолжительные