Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его автоматизированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Основное назначение иностранного языка как предметной области
школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на
иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции,
т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение
(говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с
пониманием иноязычных текстов, письмо).

Работа содержит 1 файл

Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

иностранному языку и общие  задачи образования преимущественно  через  учебный

материал   (язык,   сведения   о   культуре),   определенное   в    качестве

стратегической цели обучения предмету развитие  у  обучаемых  способности  к

общению дает возможность выйти  за узкие рамки языковых аспектов  обучения  в

область личностных отношений учащихся друг к другу, к  содержанию  обучения,

к окружающей их действительности, к  культуре страны изучаемого языка  и  др.

Это, в свою очередь,  создает  особое  «педагогическое  поле»  для  развития

личностных   качеств   обучаемого,   его   интеллекта    и    познавательных

возможностей, эмоций, готовности к  общению  в  разных  видах  группового  и

коллективного взаимодействия.

       Развитие способности  к общению на иностранном языке  связано, в первую

очередь, с формированием у обучаемых  коммуникативной компетенции. Так    как

начальная  школа  является  первым  звеном   в   общей   системе   школьного

образования, то ее задача –  заложить  основы  коммуникативной  компетенции,

позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие  детей  (в  том

числе реальных потребностей и интересов в общении и познании детей  младшего

школьного возраста).

       В области   обучения  говорению  данная  общая  цель  конкретизируется

следующим образом.

       По окончании  начальной школы учащиеся, согласно  «Программе»  обучения

иностранным языкам в начальной школе», должны уметь:

       - общаться (на  элементарном уровне) со своими  сверстниками  (  в  том

числе и   из страны  изучаемого  языка)  в  рамках  обозначенных  программой

сфер, тематики и ситуаций общения;

       -  в  условиях  непосредственного общения понимать  и   реагировать

(вербально и невербально) на  устные  высказывания  партнера  по  общению  в

рамках сфер, тематики  и  ситуаций,  обозначенных  программой,  используя  в

случае  необходимости   перенос,   просьбу   повторить.   Поскольку   умения

воспринимать  и   понимать   звучащую   речь   являются   составной   частью

непосредственного устноречевого  общения, то  эти  умения  рассматриваются  в

программе в совокупности с умениями говорения;

       - делать элементарные связные высказывания о  себе,  о  членах  своей

семьи, о друге, о школе, о городе и др., выражая при этом (на   элементарном

уровне) свое отношение к воспринятой  информации или предмету высказывания.

       Поскольку и  при  такой формулировке целей  в силу их слишком общего  и

несколько   абстрактного   характера   достаточно   сложно    прогнозировать

содержание и результаты  обучения  говорению,  в  названной  выше  программе

проведена их дальнейшая детализация. При этом учитывалось, что  для  ребенка

язык, которым он овладевает пусть  даже в в отрыве от  естественной  языковой

среды,  является  не   системой  знаков,  правил  или  речевых  образцов,  а

инструментом, позволяющим ему  осуществлять  свои  намерения,  удовлетворять

интеллектуальные  и  эмоциональные  потребности,   достигать   практического

результата (узнать что-либо  новое,  совместно  сделать  что-либо  и  т.д.).

Выполняемые языком в жизни  ребенка  функции многообразны, и все  они  должны

быть представлены в учебном  процессе:

       - язык  –  средство  для  удовлетворения  материальных  потребностей

         ребенка:  «Я хочу» – функция;

       - язык – средство, контролирующее поведение  самого  ребенка  и  его

         партнера  по общению: «Делай , что я тебе  говорю» – функция;

       - язык – средство выражения собственной индивидуальности, сходство с

         окружающими  и отличия от них : «Это –  я»  - функция;

       -  язык –  средство познания окружающей  действительности «Почему?»  -

         функция;

       -  язык –  средство, с помощью  которого  ребенок  может  «построить»

         свой собственный  мир, представить его  и   «разыграть»:  «Представь

         себе» –  функция;

       - язык – средство, позволяющее  сообщать,  передавать  то  или  иное

         содержание: «Я должен тебе что-то сказать» – функция.

       Конкретизация  целей (задач) обучения  говорению   на  начальном  этапе

осуществляется, в свою очередь, по этапам. Каждый этап обучения  имеет  свои

задачи и  является  очередной  ступенькой  в  овладении  учащимися  основами

иноязычной коммуникативной компетенции.

       Так, на первом  этапе выделяются  четыре  основные  задачи.  При  этом

важно заметить, что на данном этапе  в  силу  возрастных  особенностей  детей

первоклассников, а также по причине  того, что в   первом  классе  проводится

обучение школьников родному алфавиту и чтению на родном  языке,  вся  работа

на уроке иностранного языка  строится на устной основе с акцентом на  игровую

мотивацию обучаемых. В результате у детей формируется  коммуникативное  ядро

– первичные навыки и умения иноязычного общения.

       Каждая задача  обучения связана с реализацией  общающимися определенных

коммуникативных  намерений.  Уточнив  последние,   можно     выделить   круг

основных умений, овладение которыми делает  учащихся  способными  решить  ту

или иную коммуникативную задачу. Выделенные таким образом  умения,  с  одной

стороны,  выступают  в  качестве  уточненных  (детальных)   задач   обучения

говорению в начальной школе, а  с  другой  –  являются  одни  из  компонентов

содержания обучения.

       Как известно, говорение  включает  в  себя  различные  акты,  которые

протекают в конкретных ситуациях  общения и являются его продуктом. Вместе  с

тем в структуре устноречевого  общения коммуникативная ситуация  возникает  в

определенных сферах общения: социально-бытовой, учебно-трудовой,  социально-

культурной, игровой. Коммуникативные  ситуации влияют  на  выбор  тематики  и

могут быть как однотемными,  например,  в  социально-бытовой  сфере,  так  и

политемными, например, в социально-культурной сфере. Например, в  социально-

культурной  сфере  были  выделены  такие   темы:   «Город   (село)   и   его

достопримечательности», «Путешествия  и  экскурсия»,  «Транспорт»,  «Правила

уличного  движения»,  «Времена  года»,  «Погода»,  «Отношение  к   природе»,

«Любимые герои сказок и мультфильмов»  и др.  В социально-бытовой сфере  были

выделены следующие  темы:  «Семья»,  «Помощь  старшим  и  младшим  по  дому,

семейные традиции», «Дом и квартира, обязанности по  дому»,  «Самочувствие»,

«Еда» и др.

       Для того, чтобы  иметь  представление  о   возможных  путях  реализации

задач  общения,  помимо  коммуникативных  ситуаций,   сфер,   оформления   и

коммуникативных задач даны примерные  стимулы  для  оформления  разных  типов

высказываний,  таких, как диалог-расспрос,  монолог-описание,   диалог   –

«этикет», монолог-сообщение и др. Например, для решения  задачи  «Установить

контакт с партнером по общению»   такими  стимулами  могут  быть  следующие:

«Представься, скажи, как тебя зовут. Если тебе нужно срочно  уйти,  извинись

и  попрощайся», «Представь его (ее)  своим  друзьям,  родителям»,  «Поздравь

его (ее) с ….., пожелай ему (ей)….».

       Отбор  языкового  (фонетического,  лексического  и   грамматического)

материала  для  говорения  осуществляется  в  программе  в  соответствии   с

задачами общения  и  предполагал  логичный,  последовательный  и  динамичный

выход на планируемый результат  обучения. В новой программе  сделана  попытка

показать  динамику  «прироста»  подлежащего  усвоению  материала  на  каждом

последующем  этапе  обучения.  Кроме  того,  в  ней  в  качестве  одного  из

компонентов содержания структурирован  в соответствии  с  другими  основными

содержательными вехами  лингвострановедческий  и  страноведческий  материал,

что  позволяет  расширить  целевые  возможности  программы,   сориентировать

обучение не только на  приобретение  речевых  навыков  и  умений,  но  и  на

введение  детей  в  мир  иной  культуры,  приобщение  их  к  социокультурным

особенностям другого народа. Так, например, для развития  у первоклассников

умений называть лица, предметы, животных и действия  с  ними  в  рамках  тем

«Любимые  герои  сказок  и   мультфильмов»,  «Еда»,  «Любимые  игры»,   «Мир

животных и отношение к ним», «Времена года»,  «Погода»,  «Школа»  происходит

ознакомление детей с героями  сказок  и  мультфильмов,  известными  в  стране

изучаемого языка, с национальными  блюдами, с играми,  в  которые  играют  их

сверстники  за  рубежом,  с  названиями  животных,   обитающими   в   стране

изучаемого  языка,  с  ее  некоторыми  географическими   и    климатическими

особенностями, с названиями школьных дисциплин, принятыми в этой стране.  На

втором этапе обучения список  тем   расширяется:  в  него  включаются  такие

темы, как «Путешествия и   экскурсии»,  «Транспорт»,  «Город  (село)  и  его

достопримечательности», «Свободное время», и учащиеся  знакомятся  в  рамках

этих тем с мерами длины и  веса, денежными  знаками  и  ценами,  принятыми  в

стране   изучаемого   языка,   с   названиями   городов   и   их   основными

достопримечательностями, с  государственной  символикой,  с   географической

картой;  им  сообщаются  также  некоторые  сведения   из   истории   народа,

говорящего на изучаемом  языке.  На  третьем  (завершающем)  этапе  к  этому

материалу  прибавляется  знакомство  школьников    с   основными   дорожными

знаками, принятыми  в  стране  изучаемого  языка,  а  также  с  вывесками  в

магазинах.

       Таким  образом,  взяв  за  основу  определенную  задачу  обучения   и

ориентируясь  на  предполагаемый   результат,   выраженный   в   способности

школьника реализовать то  или  иное  коммуникативное  намерение,  конкретный

потребитель программы  может  вносить  необходимые  изменения  в  компоненты

содержания   обучения   говорению,   ситуации,   тематику,    их    лексико-

грамматическое наполнение, а также  варьировать последовательность  работы  с

данными ситуациями, тематикой и  т.д.

 

 

 

                                   ВЫВОДЫ

 

 

       1. Итак, исходя  из выше упомянутой программы,  на первом этапе  ученик

должен уметь:

       - устанавливать  контакт с партнером по общению  в учебных, игровых  и

         реальных  ситуациях общения;

       - называть лица, предметы, животных и действия  с  ними,  давать  их

         количественную, качественную и временную характеристики в учебных,

         игровых  и реальных ситуациях общения;

       -  выражать  эмоциональную  оценку  (чувства,  желание   (нежелание)

         воспринимаемой  информации;

       - понимать и  отдавать простые указания в  учебных, игровых и реальных

         ситуациях  общения.

       2. На втором  этапе сохраняются все основные  задачи первого класса, но

при их решении  осуществляется  обогащение  коммуникативного  ядра  за  счет

овладения   школьниками   новыми   средствами   общения.   Дополнительно   к

обозначенным  четырем  задачам  выдвигается  новая,  связанная  с   умениями

школьников высказываться не  только  об  увиденном,  но  и  по  прочитанному

тексту или на его  основе.

       3.  На  третьем   этапе  осуществляется  система  приобретенных ранее

знаний, навыков и умений и их  дальнейшее  совершенствование,  в  том  числе

совершенствование умения школьников  самостоятельно  решать  коммуникативные

задачи в различных  ситуациях  общения  (данное  умение  должно  быть  важно

составляющей учебного процесса -–большое его начало); происходит  усложнение

устной  речи  учащихся  –  большое  внимание  уделяется  формированию  таких

качеств высказывания, как его логичность  и  последовательность;  проводится

целенаправленная работа по развитию у обучаемых умений  выражать  личностное

отношение  к  информации.  Важно  заметить  также,  что  к  третьему   этапу

школьники овладевают языком (на   элементарном уровне, в  рамках  требований

программы) во всех его основных функциях.

       4. Выделенные задачи являются на начальном этапе обучения стержневыми

при конструировании содержания  обучения  по  предмету:  именно  они,  а  не

тематика и не языковой и речевой  материал являются отправной  точкой  отбора

и организации учебного материала.

 

 

 

                             ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

   Использование диалогов-образцов  для развития навыков и умений  учащихся

 

 

 

       Теоретические   положения,  изложенные  в  предыдущих  главах   данной

работы, были проверены нами на практике. Исследование проводилось по  методу

естественно-опытного  обучения  без   нарушения   обычного   хода   учебного

процесса.

       Предлагаемая   система   работы   с   данным    учебным    комплексом

Т.Б.Клементьевой и Б. Монк по  развитию  навыков  говорения  предусматривает

развитие следующих речевых   умений,  являющихся  конечными  требованиями  к

устной речи.

Информация о работе Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его автоматизированности