Английский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифологическим представлениям греков, язык богов непонятен простым смертным. Гермес – посредник между богами и людьми – истолковывает волю богов, делает её понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства понимания и происхождение термина «герменевтика». В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К.О. Апеля и др.

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания – неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание представляет процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика. На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герменевтика, разрабатывающая теорию понимания.

Содержание

1. Герменевтика

1.1. Какие проблемы изучает герменевтика?

1.2. Вклад философов в развитии герменевтики

1.3. Как понимают понимание представителей герменевтической философии?

2. Психоанализ

2.1. Разница между основными направлениями психоанализа и их возникновение

2.2. Влияние психоанализа на науку и культуру XX столетия

2.3. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков – врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии?

3. Феноменология

3.1. Феноменологическое понимание специфики философии, её предмета

3.2. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историзм в философии?

3.3. Феноменологический метод Э. Гуссерля

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Философия.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Поясняя идею Гуссерля о философии, как строгой  науки или чистом знании, русский философ-феноменолог Г.Г. Шпет пишет о двух житейских соблазнах для философии как чистого знания – пойти путем «псевдофилософии» или путем «мудрости». Псевдофилософия возникает, когда философия берется решать научными средствами вопросы, которые научному решению не подлежат. Нечто случайное фактическое возводится при этом в ранг абсолютной ценности. Цель философии не объяснение, а непредвзятое описание того, что видит сознание в рефлексии на самого себя. Путь «мудрости» возникает, когда философия рассматривается как искусство жизни, призванное дать жизненные рецепты или средства для спасения души. Но ступить на этот путь, значит отказаться от собственного предмета философии, который объективен, а не субъективен – в качестве такового выступает истина, т. е. то, что есть, или бытие, которое переживается нами в целом, во всем. Философское знание, с точки зрения Г.Г. Шпета, существует не для мудрости, не для техники. Оно самоценно, устанавливает и описывает то, что есть на самом деле, без фантазий и домыслов; оно не предписывает, не оценивает. «Философия требует личного самоотречения, но не, потому что ей нужен человек, а потому что истина не может быть личной».

3.2. За что Э. Гуссерль  критикует натурализм, психологизм и  историзм в философии?

    Под натурализмом в философии Гуссерль понимал трактовку реальности и  сознания как природного процесса, познаваемого в объективно-значимой форме. Следователь естественнонаучному образцу, для которого только пространственно-временной телесный мир является природой, значит, Гуссерлю, неизбежно натурализовать сознание. При таком подходе к сознанию теряется из виду самое главное – межсубъектные связи, определяющие сущность сознания и недоступные для экспериментального исследования, на которое опираются фактуальные науки.

    Психологизм в философии выражается в попытке  обоснования философии, ее значимости через опору на психологию как  науку о фактах. Гуссерль подчеркивает, что такая попытка лишает философию ее предмета. Так как, во-первых, фактуальная наука не может быть обоснованием эйдетической науки, поскольку эйдетическая наука имеет дело не со случайными фактами, а с «априорными интенциональными основаниями эмпирического». Во-вторых, сущность психического исключает бытие в смысле телесного бытия природы, которое познается как индивидуальное тождество во множестве опытов. Концепция сознания строится Э. Гуссерлем на основе понятия интенциональности, введенного его учителем, психологом Ф. Брентано. Всякое сознание есть «сознание о», интенциональность внутренне присуща сознанию, поэтому изучение его сущности означает изучение смысла сознания и его предметности как конституирования системы переживаний, посредством которых для ego существует мир.

    Историцизм, подобно психологизму, также пытается обосновать философию через опору  на историю как науку о фактах. А факт, по Э. Гуссерлю, не обладает и  не может обладать абсолютной ценностью. Поэтому как историцизм, так и прихологизм являются с точки зрения феноменологии вариантами псевдофилософии, а не строгим и точным философским знанием.

    Единственной  дисциплиной, способной сделать  философию строгой и точной наукой, является  феноменология. Феноменология  есть наука о феноменах. Феномен есть то, что проявляется, поскольку оно проявляется в сознании. Человеческое «Я» и все вещи, окружающие его суть феномены. Благодаря принципу феноменологической редукции, т. е. воздержанию от веры в реальность окружающего мира, мы созерцаем эйдос мира, его идеальную ценность. С этой точки зрения редукция является эйдетической. Поскольку феномен проявляется только в сознании и только посредством акта сознания, т. е. сознание субъекта определяет положение вещей в реальности, редукция является также и трансцендентальной. Вместе с тем в отличие от кантовской трактовки сознания как создающего ответ. Э. Гуссерль считает, что сознание лишь проявляет объект во мне, и больше ничего. В двойном – эйдетическом и трансцендентальном – измерении феномен, равна, как и его явленность сознанию, представляет собой нечто абсолютное – сущность вещи, ее бытие. Сознание, осуществляющее редукцию, самодостаточно, и благодаря его деятельности нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале данный сознанию Гуссерль называет интуицией. Задача философии и есть достижение очевидности, основанное на объективной апелляции у интуиции, а не на чьих-либо точках зрения.

    Для завершения своей теории Э. Гуссерль вводил понятие «конституирование». Сознание есть конституирующий поток переживаний. Формой конституирования является феноменологическая темпоральность – единство прошлого, будущего и настоящего в одном интенциональном акте сознания. Посредством конституирования в форме темпоральности сознание «Я» обладает окружающим миром и самим собой. Философия и есть, по Гуссерлю, высшая попытка Разума конститурировать с подлинной очевидностью «Я» и то, чем является мир этого «Я».

3.3. Феноменологический  метод Э. Гуссерля

    Феноменология Э. Гуссерля оказала большое влияние на всю последующую философию. Ведущие мыслители XX в. использовали основные понятия и метод гуссерлианского учения М. Хайдеггера, а позже Ж.П. Сарто применяют феноменологический метод для исследования фундаментальных понятий для бытия, времени, человеческого существования и свободы. М. Шеллер – для развития идей философской антропологии и аксиологии; М. Мерло-Понти – для анализа сознания и восприятия в концепции «феноментального тела». Н. Гартман и испанский философ Х. Субири используют феноменологический метод для построения нового варианта реализма. Особое применение идеи Э. Гуссерля нашли в формирующейся в XX в. социологии знания. В отечественной философской традиции наиболее видными представителями феноменологии являлись Г.Г. Шпет и М. К. Мамардашвили.

    В первую очередь, такое значительное влияние гуссерлианства объясняется  новым представлением о предмете философии и ее целях. Философия, по Гуссерлю, – это не некоторая рациональная, логическая система высказываний и доказательств, а усилие, заставляющие объект «проявиться», интуитивное «делание очевидным». Для Э. Гуссерля высший принцип философии – не картезианско-кантовский принцип «я мыслю», а принцип «я могу», т. е. очевидная и делающая очевидным интуиция. Объективным коррелятом «я могу» выступает то, что Гуссерль называет горизонтом. Горизонт – это спектр возможностей проявления объекта, внутри которого определен круг последних актуальных интенций одного и того же объекта. Философия, таким образом, предстает, по Гуссерлю, как другой способ прожить естественную жизнь, исходя не из веры в ее реальность, а из прояснения ее сущности. При этом феноменология оставляет сами вещи такими, какие они есть, если они иррациональны, то иррациональными, если рациональны – то рациональными. Единственным идеалистическим положением в феноменологии является признание априорности бытия сущности относительно реальности факта. Любое объективное бытие, по Гуссерлю, основывается интенционально на бытие чистого сознания.

    Во-вторых, заслугой Э. Гуссерля явилась новая философская трактовка сознания. Э. Гуссерль анализирует сознание не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его интенциональной цели или ноэмы. Ноэма – это нечто, что проявляется в сознании и только благодаря сознанию, но не является ни им самим, ни его частью. Любой способ сознания, по Гуссерлю, имеет свою ноэму, например, акт оценивания в качестве своего ноэматического коррелята имеет существующую объективно и независимо от него ценность. При этом смысл ноэмы зависит не от сознания, а от самой ноэмы, но тем, объект обладает ноэматическим смыслом, он обязан сознанию.

    Э. Гуссерль делает сознание, главным предметом своего исследования, используя понятие «чистое сознание» как принципиально непредметное и свободное от всего, что не является сознанием. С точки зрения Гуссерля, любой предмет должен быть схвачен только как коррелят сознания. Предмет при этом не превращается в сознание, в котором нет ничего, кроме значений. Интенциональным коррелятом очевидности является Истина. Логическая очевидность выступает лишь как частный случай интенциональной очевидности.

    В-третьих, в посмертно опубликованной работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерль вводит понятие  «жизненного мира» как докатегориальной области исконно человеческих «смысловых формаций», предшествующих развитию науки и не исчезающих с ее развитием. Только философия в ее феноменологическом варианте может сказать нечто по поводу человека как субъекта свободного выбора и оставить человеку свободу выхода к новым горизонтам. Только феноменология устанавливает связь с «жизненным миром», миром коммуникативной и смысловой интенциональности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Философия: учеб. пособие / Е.В.  Зорина, Н.Ф. Рахманкулова, под. ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.

Информация о работе Английский язык