Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:50, контрольная работа
Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифологическим представлениям греков, язык богов непонятен простым смертным. Гермес – посредник между богами и людьми – истолковывает волю богов, делает её понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства понимания и происхождение термина «герменевтика». В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К.О. Апеля и др.
Исходной для герменевтики является ситуация непонимания – неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание представляет процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика. На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герменевтика, разрабатывающая теорию понимания.
1. Герменевтика
1.1. Какие проблемы изучает герменевтика?
1.2. Вклад философов в развитии герменевтики
1.3. Как понимают понимание представителей герменевтической философии?
2. Психоанализ
2.1. Разница между основными направлениями психоанализа и их возникновение
2.2. Влияние психоанализа на науку и культуру XX столетия
2.3. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков – врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии?
3. Феноменология
3.1. Феноменологическое понимание специфики философии, её предмета
3.2. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историзм в философии?
3.3. Феноменологический метод Э. Гуссерля
Список литературы
Гжельский государственный
художественно-промышленный
институт
Кафедра гуманитарных, социально-экономических и
естественнонаучных
дисциплин
Контрольная
работа
Философия
20 в.
Выполнила: студентка
Войнович С. Ю.
ФиК
2-10-03
План
1. Герменевтика
1.1. Какие проблемы изучает герменевтика?
1.2. Вклад философов в развитии герменевтики
1.3. Как
понимают понимание
2. Психоанализ
2.1. Разница между основными направлениями психоанализа и их возникновение
2.2. Влияние
психоанализа на науку и
2.3. Психоанализ
возник как направление в
3. Феноменология
3.1. Феноменологическое понимание специфики философии, её предмета
3.2. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историзм в философии?
3.3. Феноменологический метод Э. Гуссерля
Список литературы
1. Герменевтика
1.1. Какие проблемы изучает герменевтика?
Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифологическим представлениям греков, язык богов непонятен простым смертным. Гермес – посредник между богами и людьми – истолковывает волю богов, делает её понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства понимания и происхождение термина «герменевтика». В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К.О. Апеля и др.
Исходной для герменевтики является ситуация непонимания – неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание представляет процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика. На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герменевтика, разрабатывающая теорию понимания.
Для философской герменевтики главным является вопрос о том, что такое понимание. В поисках ответа на этот вопрос философская герменевтика поднимает и рассматривает ряд проблем. Является ли понимание приписыванием смысла тексту, или смысл уже заложен в тексте и задача понимания состоит в том, чтобы выявить этот смысл? Можно ли представить понимание как рациональную, воспроизводимую процедуру, или оно всегда остается интуитивным постижением смысла? Выполнят ли понимание функцию метода познания в гуманитарных науках? Что такое герменевтический курс? Является ли понимание способом человеческого бытия? Иными словами, философская герменевтика формулирует и обсуждает ряд проблем, связанных со структурой, условиями и целями понимания, с характеристикой субъекта и объекта понимания.
1.2. Вклад философов в развитии герменевтики
Основателем философской герменевтики считается Ф. Шлейермахер – немецкий протестантский философ, современник и оппонент Г. Гегеля. Будучи протестантским теологом, Ф. Шлейермахер много занимался проблемами истолкования Библии и был знаком с различными приемами интерпретации юридических, исторических, филологических, мифологических и религиозных текстов. Ф. Шлейермахер поставил перед собой задачу объединить разнообразные герменевтические приемы в одну общую методику, описать процесс понимания вообще, независимо от того, о понимании каких текстов идет речь. Понимание является в концепции Ф. Шлейермахера универсальным методом постижения смысла текста. Поэтому Шлейермахер называл свою герменевтику универсальной. Всякий процесс понимания подчиняется, по его мнению, одним и тем же принципам герменевтического круга и диалога. Эти принципы, с точки зрения Ф. Шлейермахера, описывают структуру любого процесса понимания. Практически все более поздние представители герменевтики вслед за Ф. Шлейермахером, рассматривая структуру понимания, развивают принципы герменевтического круга и диалога.
Ф. Шлейермахер полагал, что главная цель понимания в том, чтобы понять автора текста. Искомый смысл текста он фактически отожествляет со скрытыми интенциями автора текста. Романтический интерес Ф. Шлейермахера к индивидуальности автора и попытка создать методологию проникновения в эту индивидуальность оказались востребованными в связи с развитием методологии гуманитарных наук.
В. Дильтей – немецкий философ, представитель философской жизни – в своей философии откликнулся на теоретические проблемы, возникшие в связи со становлением гуманитарных наук, прежде всего истории. В. Дильтей исходил из принципиального различия между естественными и гуманитарными науками, «науками о природе» и «науками о духе». Специфическим способом познания гуманитарных наук В. Дильтей считал понимание – постижения смысла культурно-исторических явления. Не рассматривая себя в качестве представителя герменевтики, В. Дильтей разработал свою концепцию понимания и тем самым внес существенный вклад в развитие философской герменевтики.
Философия
М. Хайдеггера сочетает в себе традиции
феноменологии и
Г. Гадамер – немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, является крупнейшим представителем современной герменевтики. Он рассматривает понимание как универсальный способ человеческого бытия. Человек сталкивается с необходимостью понимать себя, понимать другого, понимать искусство и т.д. Бытие человека с этой точки зрения можно назвать понимаем. Таким образом, герменевтика Г. Гадамера становится онтологией, учением о бытии. При этом необходимо отметить, что методологические функции герменевтики Г. Гадамер не отрицает. Герменевтика как методология гуманитарных наук должна быть с его точки зрения, дополнена герменевтикой-онтологией.
В работах современного французского философа П. Рикера органично сочетается интерес к герменевтике, структурализму, психоанализу и другим философским течениям. Рассматривая понимание и интерпретацию как способы постижения смысла текста, П. Рикер подчеркивает, что смысл текста имеет много уровней. Поэтому результатом интерпретации всегда является конфликт множества интерпретаций, ни одна из которых не должна быть абсолютизирована. В качестве своеобразного текста П. Рикер рассматривает социальное действие. Человеческая деятельность является символически опосредованной, поэтому она имеет определенные сходства с текстом и может быть интерпретирована как текст. В современную философию, ориентированную на синтез философских школ и течений, герменевтика входит в качестве необходимого элемента всякого философствования.
1.3.
Как понимают понимание
представителей
Понимание
– центральное понятие
Процесс понимания чаще всего описывается как движение по герменевтическому кругу. С одной стороны, принцип герменевтического круга подписывает рассматривать текст как часть по отношению к языку эпохи, литературному жанру, творчеству автора и как целое по отношению к фрагментам текста. С другой стороны, текст является частью духовной жизни автора, а сама духовная жизнь является частью исторической эпохи, культуры. Движение по герменевтичекому кругу от целого к части и наоборот представляется как процесс понимания смысла текста.
Ряд герменевтических концепций считает понимание интуитивным постижением смысла текста, вчувствованием и сопереживанием. Согласно Ф. Шлейермахеру, процесс понимания протекает как интуитивное вживание интерпретатора в образ автора. Эта процедура требует воображения и эмоционального напряжения, сила которых зависит от личности интерпретатора и его способностей. Поэтому понять гениального автора может только конгениальный интерпретатор. Трактовка понимания как интуитивного вчувствования сводит его к процедуре мысленного преодоления исторической дистанции, разделяющей автора и интерпретатора, к перемещению интерпретатора в другую эпоху. При таком подходе подразумевается, что интерпретатор может отвлечься от своей принадлежности к определенной культуре, времени и другим историческим условиям своего существования. Эта позиция подвергается критике в герменевтике Г. Гадамера.
Г. Гадамер справедливо полагает, что ни один процесс понимания не начинается с «чистого листа». В ходе освоения языка, получения образования, накопления жизненного опыта каждый индивид невольно приобщается к определенным культурно-историческим традициям. Усвоенные традиции становятся той основой, на которой строится понимание. Процесс понимания начинается с предпонимания. Предпониманием Г. Гадамер, так же как и М. Хайдеггер называет предварительный набросок смысла, или прообраз смысла текста, смысловое ожидание, вырастающее на почве усвоенных традиций. После прочтения текста прообраз смысла сопоставляется с тем смыслом, который образовался в результате прочтения, происходит корректировка предварительного проекта смысла. Таким образом, понимание представляется как переход от предпонимания к новому пониманию. Новое понимание в дальнейшем может выступать как предпонимание для последующего понимания. Движение от предпонимания к пониманию является герменевтическим кругом в концепции Г. Гадамера. Говоря о существовании предпонимания, Г. Гадамер фактически утверждает, что невозможно полностью преодолеть историческую дистанцию и мысленно перенестись в другую эпоху. Вживание интерпретатора в образы чужой культуры всегда будет основано на предпонимании, связывающем интерпретатора с его эпохой и культурными традициями.
Целью понимания в разных философских школах выступают: понимание индивидуальности автора, понимание духовной жизни, «объективации духа», понимание смысла бытия, понимание социального действия. Согласно Гадамеру, понимание преследует цель прояснить смысл проблемы, на которую обращен данный текст.
Учитывая интуитивный характер понимания, в ряде концепций различают понятия понимания и интерпретации. Так, например, Э. Бэтти считал, что интерпретация – это процесс, а понимание – это цель. П. Рикер называет пониманием искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение. Понимание – это проникновение в чужое сознание с помощью внешнего обозначения. В отличие от него интерпретация – это понимание, направленное на зафиксированные в письменной форме знаки.
Понимание представляется либо как «вынесение» смысла из текста, либо как «привнесение» его в текст. Ряд философов склонялись к тому, что смысл уже заложен в тексте, и задача понимания состоит в выявлении этого смысла. Другие, учитывая исторический характер сознания и выделяя структуру предпонимания, полагали, что понимание – это реконструкция смысла текста. С этой точкой зрения интерпретатор всегда приписывает свой смысл тексту.
2. Психоанализ
2.1. Разница между основными направлениями психоанализа и их возникновение
В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии, как вместе взятые, так и по отдельности. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавшихся в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные приемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу – наиболее многочисленному и влиятельному направлению психоанализа. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение З. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объединяющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы и вытесненные и сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного. Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идеи, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс последовательных превращений его сексуального инстинкта.