Английский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В Древней Греции герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифологическим представлениям греков, язык богов непонятен простым смертным. Гермес – посредник между богами и людьми – истолковывает волю богов, делает её понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства понимания и происхождение термина «герменевтика». В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Основы философской герменевтики заложены в трудах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Бетти, Х.Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса, К.О. Апеля и др.

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания – неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание представляет процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден. Задачу понимания противоречивых и многозначных фрагментов Библии решала библейская экзегетика. На основе античной герменевтики и библейской экзегетики, получивших новый импульс к развитию в эпоху Возрождения и Нового времени, возникает философская герменевтика, разрабатывающая теорию понимания.

Содержание

1. Герменевтика

1.1. Какие проблемы изучает герменевтика?

1.2. Вклад философов в развитии герменевтики

1.3. Как понимают понимание представителей герменевтической философии?

2. Психоанализ

2.1. Разница между основными направлениями психоанализа и их возникновение

2.2. Влияние психоанализа на науку и культуру XX столетия

2.3. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков – врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии?

3. Феноменология

3.1. Феноменологическое понимание специфики философии, её предмета

3.2. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историзм в философии?

3.3. Феноменологический метод Э. Гуссерля

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Философия.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Другие  направления психоанализа, значительно  менее институализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками. Среди них наиболее известным стал А. Адлер, который разработал собственную теорию, названную им «индивидуальной психологией». В основе его понимания психической болезни лежала идея компенсации чувства неполноценности, порождённого каким-либо телесным недостатком, которое разжигает в человеке неосознанное стремление к превосходству. Адлер подверг критике фрейдизм за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес этому он акцептировал роль социальных факторов, подчеркивал социальную направленность влечений – основы человеческого характера. «Индивидуальная психология» Адлера получила наибольшее распространение в 20-30-е годы,  особенно в США. В повседневный обиход вошёл изобретённый им термин «комплекс неполноценности».

    В отличие от Адлера, К.Г. Юнг не был учеником Фрейда и лишь на короткое время сблизился с ним. После их разрыва в 1913 г. Юнг также подверг критике Фрейдову теорию либидо и разработал собственное учение, названное им «аналитической психологией». Особую известность Юнгу принесла его типология характеров, делившая людей на «интровертов» и «экстравертов». Юнгианство имело наиболее сильные позиции в Швейцарии и Англии, было представлено в США. Интерес к Юнгу также был всегда велик среди гуманитариев ввиду того вклада, который он внес в изучение мифологии. Он был связан с учением об архетипах коллективного бессознательного, под которым Юнг понимал несознаваемые эмоционально заряженные образы, впечатления, реакции, накопленные человечеством в своего рода «коллективной памяти», которые образуют глубинный слой личности. Архетипы находят своё символическое выражение в мифах, образах и сюжетах искусства.

    Возникший в 30-40-е годы в США неофрейдизм  в медицине и психологии укоренился незначительно. Влияние неофрейдизма во многом обязано огромной популярности филосовских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления. Другими представителями неофрейдизма являются Г. Салливан и К. Хорни. Всех их объединяет приверженность определённым идеям и установкам фрейдизма, а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации с позиции «культурного» подхода. Всякая психопатология, по их мнению, относительна и специфична для ценной культуры. Существует общий фактор, создающий для неё предпосылку – это невротический тип характера. Фромм и Хорни описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты. Что же касается основных принципов, на которых должно строиться душевно здоровое общество, то они были изложены Фроммом в книге «Иметь или быть?». Фундаментальный тезис этой работы – разграничение между обладанием и бытием. Фромм призывает доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

2.2. Влияние психоанализа на науку и культуру XX столетия

    Без преувеличения можно сказать, что  это влияние очень велико и  разнообразно. В сборнике «Фрейд и  ХХ век», где была сделана попытка  всесторонне оценить место австрийского учёного в науке и культуре столетия, Фрейда ставят в один ряд с Марксом и Эйнштейном, причём – первым номером в этом списке Фрейд более чем кто-либо другой, способствовал изменению образа человека, отказу от просветительского понимания его homo sapiens. Для многих западных обывателей слово «психоанализ» превратилось в синоним слово «психология».

    Психоанализ возник как рабочая гипотеза З. Фрейда, и долгое время его существования  было связано исключительно с  Фрейдом и небольшой группой  последователей австрийского учёного. Ко второму десятилетию ХХ в психоанализ выходит из изоляции и начинает распространяться, приобретая все новых и новых сторонников в различных странах. Он развивается и как теория, проникая в сферы, весьма далёкие от области его возникновения – психотерапии. Растёт влияние психоанализа на разные отрасли общественного сознания, к началу 30-х годов оно становится уже весьма заметным. После Второй мировой войны для психоанализа наступает эпоха расцвета. Психоаналитические теории доминируют в психиатрии и педагогике, широко применяются в ряде областей гуманитарного знания – в психологии, социологии, этнографии, философии, искусствоведении, драматургии.

    Свои  соображения в области этнографии Фрейд высказал в работе «Тотем и  табу». Антропологические гипотезы Фрейда вдохновили многих учёных – этнографов, одни из которых стали их развивать и систематизировать, а другие, проведя полевые исследования и убедившись в неточности этих гипотез, создали, отталкиваясь от них, свои собственные концепции. Так Б. Малиновской пришел к выводу о том, что эдипов комплекс отнюдь не универсален в том виде, как его описал Фрейд, а Р. Бенедикт и М. Мид продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся у Фреда неизменной,  и строгую зависимость особенностей культуры.

    Ещё одним феноменом, подступиться к  объяснению которого подтолкнула Фрейда логика развития его теории, было лидерство. В работе «Массовая психология и  анализ Я» основатель психоанализа обращает внимание социальных психологов на либидную основу связи между индивидами в группе. Эти идеи Фрейда создали теоретическую предпосылку социально- психологического анализа политических отношений и заложили основы политической психологии как отрасли знания.

    Яркой иллюстрацией объяснительных возможностей фрейдизма стал анализ личности Леонардо да Винчи. Австрийский учёный предложил искать разгадку его творчества и личности в обстоятельствах раннего детства. Анализируя дневники и, особенно воспоминания раннего детства великого гения Возрождения, Фрейд выдвинул несколько гипотез  об особенностях его психосексуального развития. Раннее сексуальное любопытство, разбуженное в младенчестве, и тоска по матери, разлученной с ним в тот же период, – таковы, по Фрейду, главные пружины неутомимого исследовательского энтузиазма Леонардо. Данным примером исторического психоанализа Фрейд положил начало целому жанру – жанру патографии. Впоследствии он ещё несколько раз предпринимал патографические исследования, объектами которых стали Ф.М. Достоевский и американский президент Вудро Вильсон. От этих исследований Фрейда до наших дней тянется традиция патографических изысканий в области политологии и искусствоведения

    Но, пожалуй, наибольшее влияние оказало  учение Фрейда о бессознательном. И  хотя он не был его первооткрывателем, а психоаналитическая теория бессознательного не являлась единственной в этом вопросе, именно она целые десятилетия «задавала тон» в трактовке данного феномена, значительно поспособствовав пропаганде проблематике бессознательного как среди ученой, так и среди широкой публики.

2.3. Психоанализ возник  как направление  в психиатрии, и  большинство его  теоретиков –  врачи-психиатры.  Какое отношение  он имеет к философии?

    Действительно, на первый взгляд, кажется, что психоанализ имеет весьма отдалённое отношение к философии, связь их вовсе не очевидна. Ведь сам Фрейд ещё в студенческие годы повесил на стену своей комнаты лозунг: «Работать, не философствуя!», а в более зрелом возрасте, иногда иронически заявлял, что не читает философов, так как имеет несчастье не понимать их. Но в те, же студенческие годы он занимался в семинаре у философа Ф. Брентано и даже перевел на немецкий один из томов сочинений Д.-С. Милля, а в 1912 г. Вступил в «Общество позитивистской философии». А еще позднее, как сообщают некоторые биографы, проявлял заметный интерес к трудам Ницше и Шопенгауэра. Таким образом, личное отношение основателя психоанализа к философским доктринам было противоречивым. Но одно дело – личные философские пристрастия, а совсем другое – реальные философско-методологические основы и выводы, которых ученый может и не замечать, не сознавать.

    Учение  Фрейда, не будучи строго философскими, имеет значительный мировоззренческий  потенциал. Он связан, прежде всего, со специфическим осмыслением Фрейдом человека и культуры. Основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.

    Следствием  такого понимания культуры стала  романтическая критика ее, которая  сначала была направлена против отдельных институтов культуры, но позднее акцент был перенесен на культуру в целом. В работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний.

    При объяснении происхождения и сущности институтов культуры Фред исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических  закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию «коллективным неврозом», а наличие в психике человека типичных форм реагирования и коллективных символов указывает, по его мнению, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. Фрейд выдвинул гипотезу о наличии коллективного бессознательно психического наследства, проявляющегося в мифах, сказках, произведениях искусства и т.д.

    Независимо  от Фрейда и более обстоятельно эту идею разрабатывал К.Г. Юнг в своем учении об архетипах коллективного бессознательного.

    Из  всех представителей психоанализа наибольшую близость к философии и философскую  глубину демонстрирует Э. Фромм. Он получил философское образование и психоаналитическую подготовку, испытал влияние идей, как Фрейда, так и Маркса,  Фейербаха, Спинозы. Поэтому Фромм прямо ставит философские проблемы, трактовку которым он старается дать с позиций психоанализа. Одна из самых важных для него – проблема свободы, которую он считает психологической. Фромм подробно проанализировал феномен «страха свободы» и описал наиболее типичные механизмы бегства от нее. Среди других проблем философско-антропологического характера должна быть названа и проблема человеческого существования, вытекающая из биосоциальной его природы. Непродуктивное ее решение в истории связано с распространенными типами социальных характеров: потребительским, эксплуататорским, накопительским, рыночным; однако будущее, по Фромму, – за продуктивным характером, ориентированным на любовь и бытие в противоположность обладанию, способным реализовать творческие потенции своей природы.

    Отдельную страницу при рассмотрении вопроса об отношении психоанализа к философии и философии составило бы освещение связей его с философией науки. Эта страница была открыта в 30-е годы обсуждением методологических оснований психоанализа, дискуссии вокруг которых не утихли и к настоящему времени.  Образно выражаясь, психоанализ выполнил в методологии науки роль, подобную той, что в истории генетики сыграла муха дрозофила, на которой были выполнены бесчисленные эксперименты по изучению законов наследственности. Они позволили уточнить критерии научности, расширить и углубить понимание такого феномена, как наука.

3. Феноменология

3.1. Феноменологическое  понимание специфики  философии, её  предмета

    Основоположником  феноменологии как ведущего направления  современной западной философии  является Э. Гуссерль, поставивший проблему философии как строгой и точной науки. С точки зрения Э. Гуссерля, все существовавшие в его время философские учения не соответствовали требованиям строгой научности, так как за образец научности берут существующие науки о природе и обществе все науки можно подразделить на два основных вида – эйдетические науки, к которым относятся логика, математика и философия, и фактуальные науки, которые обосновывают свои суждения ссылкой на факты, а последние, носят случайный характер. Философские суждения ни обладают точностью математических истин, ни чувственной наблюдаемостью истин физических и не должны обладать ими, так как философия является совершенно новым измерением знания, связанным со стремлением к чистому и абсолютному знанию. Подлинная философия или трансцендентальная феноменология, в отличие от фактуальных наук, есть наука не о фактах, а о сущностях. А в отличие от других эйдетических наук, например математики, она не может абстрагироваться от того факта, что все данное нам дано через сознание. Философия в качестве своего предмета омет дело с мыслью, направленной на предмет, как таковой, и в этом смысле она не дискурсивна, а интерпретативна. Абсолютная самоочевидность, абсолютная истина, непосредственная созерцаемость сущности – таковы черты философского знания, по Э. Гуссерлю. Строгая наука в этом смысле есть название абсолютных и вневременных ценностей, составляющих простой, безусловно, ясный порядок.

    Выявить эти сущности, т. е. конституировать  предмет философии в феноменологическом смысле этого слова, возможно только при помощи специального метода – метода феноменологической редукции. Феномен и есть та сущность, которая проявляет себя в сознании благодаря феноменологической редукции. Феноменологическая редукция осуществляется в два этапа: на этапе эйдетической редукции мы «заключаем в скобки внешний мир», т. е. ставим под сомнение ценность исходного для многих наук протоверования в реальность внешнего мира.  Трансцендентальная редукция «заключает в скобки эмпирическое самосознание», т. е. ставит под сомнение протоверование в реальность Я как части реальности внешнего мира. Мир, таким образом, редуцируется к чистому феномену или эйдосу, конфигурации всего данного, выступающей как «мерка реальности, фактичности». Феноменологическое значение есть абсолютное значение о сущности, которое оправдывает всякое знание о факте.

Информация о работе Английский язык