Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.

Содержание

Введение …………………………………………………….. …………3
Глава 1. Система образования и её финансирование.
1.1 Общая характеристика системы образования и источники её финансирования………………………………………………………… 5

1.2 Общие вопросы внебюджетного финансирования…………………….10

1.3 Организация внебюджетного финансирования………………………..14

Глава 2. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений.
2.1.Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования…………………………………………………….16

2.2. Анализ внебюджетного финансирования высшего образовательного учреждения от реализации продукции столовой……………………………24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы ……………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Гетман Скд 107.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

       Степень участия бюджета того  или иного уровня в финансировании  расходов зависит от целого  ряда факторов, в том числе:  от государственного устройства  и общей системы государственного  управления; законодательного распределения  ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

        - на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждении профессионального образования;

        - на реализацию федеральных образовательных  целевых программ, таких как «Дети-сироты»,  «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п.

       В последние годы наметилась  тенденция к целевому выделению  средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды,  в том числе и на финансирование  федеральных мандатов. Поскольку  право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

       Региональный и местный уровни  аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

       Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

       В настоящее время система  частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями,  но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

        - предпринимательской, условно-предпринимательской  или специфической деятельностью  самого образовательного учреждения;

        - взаимодействие с юридическими  и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Общие вопросы  внебюджетного финансирования.

     Понятие "внебюджетная деятельность" применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять "дополнительную" деятельность, что называется "в свободное от основной работы время" и с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется "внебюджетной".

     Средства  поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

     Бюджетное финансирование настолько плотно вошло  в жизнь, что у каждого есть и свое представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических  проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета учредителя. Обычно понимается -  государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации – учредителя ( из прибыли после уплаты налогов ), то это также может считаться бюджетным финансированием.

     Можно ли в таком случае сказать, что  внебюджетное финансирование – это  все прочие поступления средств  в учебное заведение? Обычно так  и говорят.

     Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое "негативное определение", и в качестве отличительного признака выбирается их "непринадлежность" к определенному источнику поступления – к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, поступающие в учебное заведения средства делятся на бюджетные и внебюджетные (рис.1). Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.

 

       

     

       

     Рис. 1. Средства поступающие в учреждение из разных источников

     Бюджетные средства, поступающие в учебное  заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными  признаками:

    • Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);
    • Поступают безвозмездно, т.е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товара и (или) услуг.

     Иногда  говорят, правда, что государственный  или муниципальный бюджет от имени  общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс является неочевидной, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да её вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т.д.

     Это вовсе не означает, что бюджетные  средства не могут поступать в  образовательные учреждения иначе. Могут, конечно. Государство может, например, приобретать (покупать по рыночным ценам) для своих нужд товары и услуги. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести ещё один важный признак: финансировать организацию может только её учредитель – собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 120). Финансировать образовательное учреждение , таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Следует отметить, что наибольшее распространение получила точка зрения, что учредитель у учреждения может быть только один, поскольку финансироваться учреждение может только из бюджета учредителя, а не учредителей.

     Конечно, можно подискутировать относительно средств спонсоров, отличающихся целевым характером и передающихся на безвозмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно неформально считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие "самофинансирование", т.е. финансирование организацией своих собственных работ, выполняемых внутри организации, за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

    • Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;
    • Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован (продан, использован для производства товаров или услуг), что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен "в запас, в задел", что должно увеличить активы организации.

     Но  поскольку оба эти варианта имеют  в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или  ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее такой вариант следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у себя самой). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на провидение, на пример, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверно, можно считать самофинансированием.

     Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

    • Бюджет учредителя;
    • Спонсорские средства;
    • Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

     И уж если быть ещё более точным, следует  указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да ещё и после урегулирования отношений с налоговой системой.

     Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательного учреждения (по определению не коммерческая организация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать задачи коммерческой организации.

     Вернемся  к внебюджетным средствам и внебюджетному  финансированию.

     Основными источниками внебюджетных средств  являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера. Перечень основных источников представлен в таблице 1. 

    Таблица 1. Внебюджетные средства и внебюджетное финансирование.

  Источники внебюджетных средств Источники внебюджетного финансирования
Спонсорские средства, пожертвования Спонсорские средства, пожертвования
Доходы  от самостоятельной деятельности Часть доходов, остающаяся в распоряжении образовательного учреждения после возмещения издержек, связанных с получением этих доходов, т.е. прибыль после уплаты налогов
 

     Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать, как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от "неучредителей", на возмещение расходов по необходимыми для деятельности организации видам деятельности.

     Понимая основные черты внебюджетного финансирования, будем все же считать, что внебюджетным финансированием является получение и расходование образовательным учреждением средств из внебюджетных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Организация внебюджетного  финансирования

     Первоначально набор источников формирования специальных средств носил достаточно ограниченный характер. Как уже упоминалось выше, Закон "Об образовании" существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых поступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджетных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.

     Принятие  Бюджетного кодекса и отнесение  внебюджетных средств к неналоговым  доходам бюджета потребовало  изменений в организации их движения, т.е. во внебюджетном финансировании. Одним  из главных требований была передача учета внебюджетных средств на лицевые счета в систему казначейства, включая закрытие расчетных счетов бюджетных учреждений в банках. Открытие лицевых счетов потребовало оформления для главных распорядителей бюджетных средств генеральных разрешений на открытие таких счетов. На основании генерального разрешения главные распорядители бюджетных средств выдают соответствующие разрешения бюджетополучателям – образовательным учреждениям. Разрешение предусматривает:

Информация о работе Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений