Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:35, курсовая работа
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы товароснабжения предприятий розничной торговли 5
1.1 Понятие товарных ресурсов 5
1.2 Классификация и факторы, определяющие величину товарных ресурсов 8
1.3 Задачи анализа обеспеченности предприятия товарными ресурсами 11
1.4 Показатели эффективности использования товарных ресурсов 14
2 Управление процессом анализа обеспеченности и эффективности
использования товарных ресурсов и их планированием 15
2.1 Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами 15
2.2 Расчет необходимого размера товарных запасов 18
2.3 Расчет общей потребности в товарных ресурсах 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По отношению к плановому периоду товарные запасы делятся на отчетные, относящиеся к срокам, уже истекшим к моменту составления плана; начальные или входные, являющиеся ожидаемыми товарными запасами на начало планового периода; конечные или выходные, являющиеся запасами на конец планового периода.
Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:
(звенность товародвижения, способ доставки и т.п.);
Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе вы явления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.
Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов
1.3
Задачи анализа
обеспеченности предприятия
товарными ресурсами
Под временем товарного обращения понимается такое время, в течение которого часть общественного продукта, вышедшая из производства в форме товаров, находится в каналах обращения. Уменьшение времени обращения способствует повышению времени производства во всем времени процесса воспроизводства, уменьшению потерь во времени при доведении товаров до потребителей. Относительное сокращение товарных запасов вызывает меньшую потребность общественных фондов, которые обслуживают сферу товарного обращения, укрепляют денежную и финансовую систему страны.
На
время товарного обращения
размещение пунктов производства по отношению к пунктам потребления;
свойство самого товара: скоропортящиеся, более быстрой реализации и нескоропортящиеся;
комплектность товара (ассортиментная способность);
совершенствование транспортных средств;
сокращение времени погрузки и разгрузки.
Потребительские свойства товаров, особенности их реализации непосредственно воздействую на время обращения. Так, непродовольственные товары при прочих равных условиях оборачиваются в 2,5 - 3 раза медленнее, чем продовольственные. Спрос на большинство продовольственных товаров, исключая товары сезонного потребления, носит повседневный и достаточно равномерный характер. Повышение в общем объеме розничного товарооборота доли непродовольственных товаров, при прочих равных условиях, влечет за собой замедление товарооборачиваемости.
Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента — товарных запасов является необходимым, начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах.
Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров сточки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для предприятий торговли, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и ее неравномерности.
Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций:
Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
Важным направлением анализа является определение степени обеспеченности розничного товарооборота товарными ресурсами в целом и товарными запасами в частности. Обеспеченность предприятия товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. розничного товарооборота:
Уровень обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами может быть охарактеризован размером товарного запаса в днях оборота, который показывает, на сколько дней торговли хватит данного товарного запаса:
Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами.
Если ТЗДН > НТЗ(д„) — существует угроза затоваривания, если ТЗД|| < NT3(flll)— возможны перерывы в продаже товаров.
Анализ товарных ресурсов и товарных запасов завершается анализом эффективности их использования и планированием товарных запасов.
1.4
Показатели эффективности
использования товарных
ресурсов
Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е. скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Продолжительность времени обращения товаров оказывает существенное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, способствуя получению дополнительной прибыли в случае ускорения оборачиваемости или вызывая определенную потерю выгоды в случае ее замедления. Поэтому в ходе проведения анализа товарных запасов необходимо не только охарактеризовать скорость их обращения, но также измерить влияние на нее отдельных факторов и определить сумму дополнительной прибыли (или ее потери) в случае ускорения (замедления) товарооборачиваемости.
Продолжительность времени обращения товаров оказывает существенное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, способствуя получению дополнительной прибыли в случае ускорения оборачиваемости или вызывая определенную потерю выгоды в случае ее замедления. Поэтому в ходе проведения анализа товарных запасов необходимо не только охарактеризовать скорость их обращения, но также измерить влияние на нее отдельных факторов и определить сумму дополнительной прибыли (или ее потери) в случае ускорения (замедления) товаро-оборачиваемости.
Расчет
влияния изменения объема, структуры товарооборота
и среднего товарного запаса на время
товарного обращения (в днях) можно провести
методом цепной подстановки Помимо объема товарооборота
на время товарного обращения существенное
влияние оказывает и его структура.
2 Управление процессом анализа обеспеченности и эффективности
использования товарных ресурсов и их планированием
2.1
Анализ обеспеченности
предприятия товарными
ресурсами
На розничный товарооборот влияет множество факторов, которые можно разделить на внешние (не зависящие от торгового предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
К внешним факторам относятся промышленное и сельскохозяйственное производство товаров в стране и регионе, доходы населения, уровень инфляции и т. д.
К внутренним факторам, влияющим на розничный товарооборот, можно отнести три основные группы, связанные с:
1) товарными ресурсами;
2) численностью
работников, организацией и производи-
тельностью их труда (трудовыми ресурсами);
3) состоянием и использованием материально-технической базы предприятия.
Товарные ресурсы являются материальной основой розничного товарооборота и представляют собой массу товаров, поступивших на предприятие из различных источников и предназначенных для последующей продажи конечному потребителю.
Товарные
ресурсы предприятия формируются за счет
поступления товаров и товарных запасов
и являются главным фактором развития
розничного товарооборота. Они влияют
на объем продажи через изменение величин
запасов товаров на начало и конец периода,
поступления товаров и их прочего выбытия.
Между этими величинами имеется определенная
балансовая связь, выражаемая формулой
товарного баланса:
3H +П = N +B+3K,
где
Зн — запасы товаров на начало отчетного периода;
П — поступление товаров;
N — продажа товаров (реализация, объем розничного товарооборота);
В — прочее выбытие товаров;
Зк — запасы товаров на конец отчетного периода.
Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого слагаемого. Объем продажи будет, например, равен:
N=3н + П – В – 3к,
Каждое алгебраическое слагаемое товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Положительное влияние оказывают увеличение начальных товарных запасов и поступления товаров, отрицательное — увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Влияние на объем товарооборота того или иного слагаемого баланса измеряется способом цепной подстановки или способом разниц, т. е. определения разницы между фактическими и плановыми величинами (или путем сравнения с показателями предшествующего периода).
Анализ товарных ресурсов начинается с изучения товарного баланса
Для этого используются данные прошлого и отчетного годов в целом по предприятию. По данным таблицы определим влияние на отклонение объема продажи от прошлого года изменений элементов товарного баланса с помощью цепной подстановки.
В первом расчете все показатели прошлого года; во втором — начальные запасы товаров отчетного года, а остальные — показатели прошлого; в третьем — начальные запасы товаров и поступление товаров отчетного года, а прочее — выбытие и конечные запасы прошлого года; в четвертом расчете все показатели (кроме конечных запасов) отчетного года; в пятом — все показатели отчетного года. При этом следует учесть, что сумму первого и пятого расчетов можно в готовом виде взять из таблицы. Следовательно, практически проводятся лишь три промежуточных расчета.
Посредством последовательного вычитания результатов второго расчета из первого, результатов третьего из второго и т. д. можно определить влияние каждого слагаемого товарного баланса. В случае, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя-фактора можно исчислить, используя способ разниц. Она определяется как разность между отчетного и прошлого года показателя-фактора, а направление влияния либо совпадает со знаком полученной величины (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком «плюс»), либо противоположно ему (для слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком «минус»). Следует отметить, отклонения по прочему выбытию и товарным запасам на конец периода со знаком «плюс» не совпадают со знаком влияния «минус», исчисленным способом цепной подстановки. Значения полученных отклонений по этим элементам товарного баланса отрицательные (минусовые).
Информация о работе Управления планированием товарных запасов на торговом предприятии