Управление заемным капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за
счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых
ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других
видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации
выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассив

Содержание

Введение
1 Теоретические основы управления заемным капиталом.
1.1. Понятие и сущность заемного капитала.
1.2. Политика формирования заемного капитала.

1.2.1. Как финансировать внутренние нужды компании.

1.2.2.Эффект финансового рычага

1.2.3.Политика привлечения заемных средств.


1.3. Управление заемным капиталом.

2.Эффективное управление кредиторской задолженностью.

2.1.Стратегический подход.

2.2. Тактические особенности.

2.3. Структурные показатели.

3. Анализ использования заемных средств в ОАО….
3.1. анализ динамики, состава и структуры заемных средств
3.2. анализ использования банковских кредитов
3.3. анализ финансового лизинга
3.4. анализ кредиторской задолженности
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Управление З.К..docx

— 112.51 Кб (Скачать)

Так как, процесс привлечения  дополнительных финансовых ресурсов для  целей

собственного бизнеса  рассматривается нами с точки  зрения максимизации

безопасности данного  процесса, то следует остановиться на двух наиболее

важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа  займа. Первая -

относительная дешевизна: как  правило, инвесторы, обменивающие свои средства

на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые

фиксируются в учредительных  документах (или устанавливаются  на собрании

участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на

предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая

особенность - возможность  инвесторов влиять на процессы управления в

созданном хозяйственном  обществе (право голоса на собрании акционеров или

участников). Поэтому следует  позаботиться о сохранении контрольного пакета.

Иначе ваш, изначально собственный  капитал, может превратиться в капитал,

переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной

ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных  инвесторов: в

общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже

если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно

остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии)

сосредоточения корпоративных  прав под единым контролем.

2) банковский или финансовый  кредит (в том числе выпуск  облигаций);

Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один

из наиболее дорогостоящих  видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы:

высокий процент, необходимость  надежного обеспечения, "создание" солидных

балансовых показателей. Не смотря на "дороговизну" и "проблематичность"

привлечения, возможности  банковского кредита (в отличие  от инвестиционного)

должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый

компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень

рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового  кредита

всегда будет превышать  необходимый к уплате процент. Банки  хотя и дают

предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но

могут довольствоваться и  гарантией третьего лица (если имеются

платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые

показатели также обладают некоторой "гибкостью", как в  процессе их

формирования, так и в  ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие

презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием

для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в

виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним

существенным недостатком  финансовых заемных средств, особенно в сравнении с

инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

3) товарный кредит (отсрочка  оплаты поставщикам);

Основной положительной  отличительной чертой данной разновидности  получения

заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ

привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от

финансового) привлечения  залога и не связан со значительными расходами и

продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных

условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет

собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с  отсрочкой

платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит"

предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает  необходимости

начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в  пользу

поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и украинские в том

числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы

изменения стоимости денег  во времени, а также способны достаточно точно

оценивать размеры "упущенной  выгоды" от торможения оборачиваемости  активов,

замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация

таких потерь закладывается  в цену товаров, которая может  колебаться в

зависимости от сроков предоставленной  отсрочки.

Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен

(госпредприятия, крупные  акционерные и промышленные компании) потери,

связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет

"неформальных" платежей  руководству или служащим компании.

4) использование собственного "экономического превосходства"

Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного

кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования

преимуществ, связанных с  собственным экономическим превосходством,

заключается в возможности  диктовать и навязывать поставщику (кредитору)

собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как

это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения  без

"особых" последствий  для собственного "превосходящего" бизнеса).

Экономическое превосходство  заемщика пред кредитором может возникать  в силу

следующих обстоятельств:

    

  • монопольное положение покупателя на      рынке (монопсония); 

 

  • различия в экономических      потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы      поставщика;

 

  • маркетинговые преимущества      (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть      свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных      магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать      выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

 

  • покупатель "обнаружил"организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

 

 

Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может

обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая

всегда существует в связи  с особенностями бюджетных, арендных и прочих

периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной  оплаты

и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как

"неизбежный". Она хотя  и позволяет временно использовать "чужие" средства в

собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если

такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

Вывод. Менеджеры компаний в своем стремлении максимально  использовать

возможности всех доступных  кредитных средств, в том числе  и в виде задержек

по зарплате, нарушения  сроков плановых платежей поставщикам  и т. д., должны

оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так

как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только

в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного"

кредитора.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Структурные показатели.                         

Как мы уже сказали выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую

задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее

часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской

задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который

рассчитывается как отношение  величины оборотного капитала к краткосрочным

долговым обязательствам.

Менеджеры и финансисты также  часто используют, так называемый коэффициент

"кислотного теста", который представляет собой отношение  разницы между

текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к  текущим

обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать

способность предприятия  покрывать свои обязательства перед  кредиторами. Эти

коэффициенты обладают двумя  существенными недостатками:

    

    • они оперируют такими понятиями как  "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок      которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не      учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как      кредиторской, так и дебиторской задолженностей;

 

    • расчет производится, как правило,      на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в      полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это      связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных)      обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса      предприятие получило "грант" или "дотацию", что не      ведет к увеличению кредиторской задолженности , а на следующий день возвратило их).

 

Устранить подобные "недочеты" в системе анализа состояния  предприятия позволяют:

В первом случае - например, проведение расчетов с использованием более

дискретных значений (распределение  задолженностей по месячным периодам или

(если необходимо) недельным  периодам).

Во втором случае - определять среднемесячное или среднегодовое  значение

коэффициента ликвидности  и других аналогичных показателей.

Одним из наиболее оптимальных  рамочных показателей здорового  состояния

компании можно назвать  ситуацию, когда кредиторская задолженность  не

превышает дебиторскую. При  этом, как мы уже отмечали, данное "непревышение"

должно быть достигнуто в  отношении как можно более  дискретного ряда значений

(сроков): годовая кредиторская  задолженность должна быть не  больше годовой

дебиторской, месячная и 5-ти дневная кредиторская не более месячной и 5-ти

дневной дебиторской соответственно и т. д.

При достижении данного "временного баланса" дебиторской и кредиторской

задолженности, необходимо также достичь и "баланса их стоимости": то есть в

данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с  обслуживанием

кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать  доходы,

вызванные выгодами, которые  связаны с самим фактом отсрочки собственной

дебиторской задолженности (при этом "нормальный" размер наценки в расчет не

принимается).

Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской

задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.

Коэффициент зависимости  предприятия от кредиторской задолженности.

Рассчитывается как отношение  суммы заемных средств к общей  сумме активов

предприятия. Этот коэффициент  дает представление о том, на сколько активы

предприятия сформированы за счет кредиторов.

Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение

собственного капитала (части  уставного фонда) к привлеченному. Данный

показатель позволяет  отслеживать не только процент собственного капитала, но

и возможности управления всей компанией.

Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской

задолженности к сумме  дебиторской задолженности. Данный баланс следует

составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При  этом

желательный уровень соотношения  во многом зависит от той стратегии, которая

принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).

Описанные выше экономические  показатели дают, в основном, количественную

оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа  состоя

кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных

пассивов.

Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного  показателя

срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному  показателю

срока оплаты по дебиторской  задолженности. При этом средний  срок погашения

кредиторской задолженности  необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те

усредненные сроки, которые  должны соблюдать дебиторы предприятия.

Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как

отношение суммы прибыли  к сумме кредиторской задолженности, которые отражены

в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств

и его особенно целесообразно  анализировать по периодам. При этом должна быть

определена зависимость  динамики изменений этого коэффициента от тех основных

факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения  сроков

возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости  кредиторской

Информация о работе Управление заемным капиталом