Управление заемным капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за
счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых
ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других
видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации
выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассив

Содержание

Введение
1 Теоретические основы управления заемным капиталом.
1.1. Понятие и сущность заемного капитала.
1.2. Политика формирования заемного капитала.

1.2.1. Как финансировать внутренние нужды компании.

1.2.2.Эффект финансового рычага

1.2.3.Политика привлечения заемных средств.


1.3. Управление заемным капиталом.

2.Эффективное управление кредиторской задолженностью.

2.1.Стратегический подход.

2.2. Тактические особенности.

2.3. Структурные показатели.

3. Анализ использования заемных средств в ОАО….
3.1. анализ динамики, состава и структуры заемных средств
3.2. анализ использования банковских кредитов
3.3. анализ финансового лизинга
3.4. анализ кредиторской задолженности
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Управление З.К..docx

— 112.51 Кб (Скачать)

финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования  заемных средств представляет собой средний

расчетный период, в течение  которого они находятся в использовании  на

предприятии.

Он определяется по формуле:

ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,

где ССЗ – средний срок использования заемных средств;

СПЗ – срок полезного  использования заемных средств;

ЛП – льготный (грационный) период;

ПП – срок погашения.

Средний срок использования  заемных средств определяется по каждому целевому

направлению привлечения  этих средств; по объему их привлечения  на кратко- и

долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе,

может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

6.Определение форм привлечения  заемных средств.

Эти формы дифференцируются   в разрезе финансового кредита; товарного

(коммерческого) кредита;  прочих форм. Выбор форм привлечения  заемных средств

предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей  хозяйственной

деятельности.

7.Определение состава  основных кредиторов.

Этот состав определяется формами привлечения заемных  средств. Основными

кредиторами предприятия  являются обычно его постоянные поставщики, с которыми

установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк,

осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8.Формирование эффективных  условий привлечения кредитов.

К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита  – является одним из определяющих условий его

привлечения. Оптимальным  считается срок предоставления кредита, в течение

которого полностью реализуется  цель его привлечения (например, ипотечный

кредит – на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит – на

период полной реализации закупленных товаров и т.п.).

б) ставка процента за кредит – характеризуется тремя основными  параметрами:

ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для  наращения  суммы

долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих

ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так

как в этом случае расходы  по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым видам  различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую

на весь срок кредита) и  плавающую ставку процента (с периодическим

пересмотром ее размера в  зависимости от изменения учетной  ставки центрального

банка, темпов инфляции и  конъюнктуры рынка). Время, в течение  которого ставка

процента остается неизменной, называется процентным периодом. В  условиях

инфляции для предприятия  предпочтительней является фиксированная  ставка или

плавающая ставка с высоким  процентным периодом.

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке

его стоимости. По товарному  кредиту он принимается при оценке в размере

ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета  за поставленные

товары, выраженной в годовом исчислении.

в) условия выплаты суммы  процента – характеризуется порядком выплаты его

суммы. Этот порядок сводиться  к трем принципиальным вариантам: выплате  всей

суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы  процента

равномерными частями; выплате  всей суммы процента в момент уплаты суммы

основного долга (при погашении  кредита). При прочих равных условиях

предпочтительней является третий вариант.

г) условия выплаты суммы  основного долга – характеризуются  предусматриваемыми

периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам:

частичному возврату суммы  основного долга в течение  общего периода

функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга  по истечении

срока использования кредита; возврата основной или части долга  с

предоставлением льготного  периода по истечении срока полезного  использования

кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для  предприятия

предпочтительней.

д) прочие условия, связанные с получением кредита – могут предусматривать

необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного

вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению  к сумме

заклада или залога и т.п.

9.Обеспечение эффективного  использования привлеченных кредитов

Критерием такой эффективности  выступают показатели оборачиваемости  и

рентабельности капитала.

10.Обеспечение своевременных  расчетов по полученным кредитам.

С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может  заранее

резервироваться специальный  возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов

включаются в платежный  календарь и контролируются в  процессе мониторинга

текущей финансовой деятельности.

На предприятия, привлекающих большой объем заемных средств в форме

финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения

заемных средств может  быть детализирована затем в разрезе указанных форм

кредита.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Управление  заемным капиталом

Наряду с собственным  капиталом предприятия в хозяйственной  деятельности вынуждены использовать заемные средства. Необходимость  использования заемного капитала связана  с тем, что он позволяет существенно  расширить масштаб хозяйственной  деятельности, обеспечить более эффективное  использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации. Ориентация на использование последних – содержание агрессивной финансовой политики.

Использование заемных средств  экономически оправдано тогда, когда  оно повышает рентабельность всей деятельности капитала, т. е. когда доходность основной деятельности становится выше процентов по займам и кредитам.

Заемный капитал отражается в четвертом и пятом разделах баланса. В четвертом разделе  отражаются долгосрочные заемные обстоятельства. По этим обязательствам срок погашения  превышает 12 месяцев. В пятом разделе  баланса фиксируются все нормы  привлеченного и заемного капитала со сроком погашения менее одного года.

Привлечение заемных средств  должно быть обоснованным, отвечать принятой финансовой стратегии предприятия. Поэтому заемный капитал последнего – один из объектов финансового  менеджмента. Управление заемным капиталом  – одна из важнейших функций финансового  менеджмента.

Политика привлечения  заемных средств должна лежать в  основе управления ими и объединять все отдельные его процедуры.

Данная политика осуществляется в следующей последовательности.

  1. Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств, в результате которого принимается решение о целесообразности применения последних в сложившихся объемах и формах.
  2. Определение целей привлечения заемных средств в будущем периоде; при этом возможными целями могут выступать:
    • формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов;
    • пополнение постоянной части оборотных активов;
    • обеспечение формирования переменной части оборотных активов.
  3. Определение предельного объема заимствований в хозяйственной деятельности, который определяется следующими факторами:
    • эффектом финансового левериджа;
    • финансовой устойчивостью организации в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и возможных его кредиторов.
  4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.
  5. Определение структуры заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов; формирование приемлемых условий привлечения заимствований.
  6. Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.

Эффективность управления заемным  капиталом должна обязательно оцениваться, поскольку таким образом проверяется эффективность политики управления заемным капиталом и реализации финансовой стратегии. Для этого могут использоваться показатели рентабельности, оборачиваемости, структуры и динамики заемного капитала и т. д. Эффективность управления заемным капиталом должна постоянно отслеживаться с целью принятия оперативных и своевременных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эффективное управление кредиторской задолженностью.             

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую

очередь, определить их оптимальную  структуру для конкретного предприятия  и в

конкретной ситуации: составить  бюджет кредиторской задолженности, разработать

систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так

и качественную оценку состояния  и развития отношений с кредиторами  компании и

принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в

процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ

соответствия фактических  показателей их рамочному уровню, а также анализ

причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости  от выявленных

несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и

осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры  долгов

в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.1. Стратегический подход.                          

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям

обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее

прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо

выработать четкую стратегическую линию в отношении характера  привлечения и

использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед

руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных

средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение  собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят  от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности  учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость  активов, уровень рентабельности, дефицит  денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей

хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает

максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне  не верно. С точки

зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами

оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения

производятся в надежде  получить прибыль, выше той, которую  платят банки по

депозитным счетам. С точки  зрения стратегического развития компании отправной

точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые  напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к  целям достижения конкурентоспособности  предприятия, вторичным.

Вывод. Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного

бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач -

максимизации прибыли  компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное  воспроизводство), утверждения

конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую

устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в

полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников

финансирования (собственный  капитал и прибыль - наиболее дешевые  ресурсы),

должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При

этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования

использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая

должна позволять сохранить  рентабельность бизнеса на достаточном  уровне.

                     

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2. Тактические особенности.                         

Следующим этапом в ходе разработки политики использования  кредитных ресурсов

является определение  наиболее приемлемых тактических подходов. Существует

несколько потенциальных  возможностей привлечения заемных  средств:

1) средства инвесторов (расширение  уставного фонда, совместный бизнес);

Информация о работе Управление заемным капиталом