Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа
Актуальность темы - в настоящее время человечество занимают проблемы глобализации, влияющие на все сферы жизни человеческого общества: экономические, социальные, политические, культурные, в том числе на социально-экономическую и политическую географию мира, регионов, отдельных стран и местностей. Процесс глобализации имеет объективный характер, являясь неизбежным результатом эволюции мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций (ТНК) была выдвинута концепция «отмирания» национальных государств как участников экономического процесса. Согласно этой концепции в условиях роста гигантских корпораций «национальное государство как экономическая единица приближается к своему концу». «Экономическое будущее мира находится в руках крупных корпораций, которые интегрируют мир». Кульминацией такого процесса должна стать «экономическая организация мира под эгидой крупных корпораций». «Глобализирующий эффект» технологических достижений в области коммуникаций и транспорта проявляется в повышении экономической эффективности деятельности транснациональных корпораций. ТНК – это новые «глобальные субъекты», крупнейшие из которых превосходят по финансово-экономическому и технологическому потенциалу большинство малых и средних государств мира
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...........4
ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ………….......…….6
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК……6
ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ……………………………………………….8
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……………………………13
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТНК НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»….……...19
РЕКОМЕНДАЦИИ И ЦЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТНК......21
ОЦЕНКА СИНЕРГИТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ СОЗДАНИЯ ТНК…………………..........................................28
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТНК………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………...39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….43
Данный управленческий эффект является неизбежным следствием авторитарной системы и жесткой централизации. Консерватизм в управлении затрудняет проведение в компании любых изменений и, в частности, не позволяет эффективно адаптироваться к внешней среде. Это серьезный недостаток формирующейся модели корпоративного менеджмента "Газпрома".
В
то же время подобная система
управления оптимальна в
Аутсайдерская модель корпоративного менеджмента
В теории менеджмента выделяют инсайдерскую (власть в компании концентрируется в руках ее менеджеров) и аутсайдерскую (власть концентрируется у внешних держателей акций - юридических лиц, предприятий и организаций, а также физических лиц) модели корпоративного управления. Инсайдерская модель считается более консервативной, а аутсайдерская - более современной и демократичной, позволяющей адаптироваться к динамике внешнего рынка.
К собственности
аутсайдеров можно отнести, прежде
всего, акции "Газпрома", принадлежащие
государству, а также российским
юридическим лицам и
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: в ОАО "Газпром" действует аутсайдерская модель менеджмента. Однако специфика аутсайдеров компании состоит в том, что самый большой внешний держатель акций (свыше 50%) - государство. Поэтому вместо содействия усилению рыночной ориентации "Газпрома" и развитию демократических тенденций в управлении система аутсайдеров, наоборот, фактически воспроизводит принципы авторитаризма.
Отделение собственника от собственности
Другой серьезной микроэкономической проблемой ОАО "Газпром" является существование в рамках одной компании предприятий двух организационно-правовых форм. ОАО "Газпром" - открытое акционерное общество, которое состоит из предприятий, принявших статус обществ с ограниченной ответственностью, - ситуация, не традиционная для мирового нефтегазового рынка. Подобная организационно-правовая форма чаще характерна для предприятий малого и среднего бизнеса. Структура такого общества, в отличие от АО, не предполагает наличия механизма привлечения работников к процессу принятия управленческих решений.
Еще в
рамках социалистической экономики
существовала такая проблема, как
отделение собственника от собственности.
Формально являвшиеся собственниками
своего предприятия или колхоза,
реализовать свои права работники
фактически не могли. Практика ОАО "Газпром"
показывает, что эта проблема и
в современных условиях не преодолена.
Работник компании "Газпрома", владея
его акциями, фактически не является
собственником того предприятия, на
котором работает, и не может реализовать
свои властные полномочия в масштабах
всей компании. Вертикально-интегрированные
компании международного нефтегазового
рынка, как правило, имеют форму
холдингов, при которой предприятия,
являющиеся акционерными обществами,
объединены в группу, включающую одну
или несколько материнских
Динамика кадровой политики
Кадровая политика компании переживает серьезные изменения. Во второй половине 1990-х годов в "Газпроме" сформировался механизм проведения закрытой кадровой политики. Однако после смены высшего руководства компании кадровая политика стала более открытой. В частности, сам факт, что "первый менеджер" "Газпрома" был сменен "человеком со стороны", ранее не работавшим в данной системе, говорит о развитии новых тенденций в кадровой и корпоративной политике компании. Наем на высшие управленческие должности специалистов извне - непременный атрибут открытой кадровой политики. В начале XXI в. на многих предприятиях "Газпрома" на вышестоящие должности аппарата управления были привлечены менеджеры, ранее в компании не работавшие.
"Гибридные"
модели управления на практике
могут оказаться наиболее
Риск в случае "Газпрома" повышается, так как принципы открытой кадровой политики внедряются в компании, в течение длительного времени реализовывавшей только закрытую кадровую политику со всеми ее обязательными атрибутами: резервом кадров на выдвижение, системой непрерывного фирменного профессионального образования, соответствующей системой мотивации, социальным пакетом, что подразумевало ориентацию на пожизненный наем работников. Таким образом, начавшийся синтез элементов закрытой и открытой кадровой политики не всегда будет приводить к позитивным результатам.
ОАО «Газпром» уже несколько лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности работы Общества. Основные задачи первого этапа реформы выполнены. Усовершенствована структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры, внедрены системы бюджетирования.
Суть
второго этапа реформирования заключается
в повышении эффективности
Мероприятия
по совершенствованию
В результате структурных преобразований будет завершена работа по разделению финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Преобразования позволят компании значительно повысить прозрачность формирования затрат при добыче, транспортировке и сбыте газа.
29 марта
2006 года Совет директоров ОАО
«Газпром» одобрил предложения
по реорганизации дочерних
В результате проведения реорганизации будут созданы дочерние общества со 100-процентной долей участия ОАО «Газпром» (специализированные профильные компании): ООО «Газпром-ПХГ», ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром северподземремонт», ООО «Газпром югподземремонт», ООО «Газпромтрансгаз-Кубань», а также увеличена до 100% доля ОАО «Газпром» в ООО «Газпромтранс».
В соответствии
с названным решением Совета директоров
ОАО «Газпром» приступает к основному
этапу структурных
Указанная
организационно-правовая схема обеспечивает
возможность четкого и
В дальнейшем планируется создание других юридических лиц, консолидирующих иные виды сервисной деятельности (например, служба заказчика, газозаправочная деятельность и т.д.).
Совершенствование
внутрикорпоративной структуры
управления ОАО «Газпром» – важная
составляющая работы компании, направленная
на превращение «Газпрома» в глобальную
вертикально интегрированную
Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности Компании:
Под диверсификацией деятельности компании понимают расширение направлений ее производственной активности и состава конечных продуктов, устремление на новые рынки и развитие схем логистики. Все это – необходимые атрибуты для реализации стратегических конкурентных преимуществ глобальных компаний.
Как отметил Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер: «Стратегия «Газпрома» – это вертикальная интеграция по природному газу и диверсификация по смежным продуктам и «высоким переделам».
В современной
структуре мирового углеводородного
бизнеса доминируют универсальные
нефтегазовые компании. Концентрация
капитала и наличие единой инфраструктуры
ведут к сокращению удельных затрат
и существенному росту прибыли»
На основе выводов американских специалистов в области управления Дж. Стопфорд и Л. Уэлс, изучавших организационные изменения в структуре фирм в процессе роста американских корпораций и превращения их в ТНК, выделяют три типичных фазы развития.
Первая фаза. Размер фирмы небольшой, она управляется одним менеджером. В связи с отсутствием других основных управленческих уровней успех деятельности всей фирмы в значительной степени зависит от его личных способностей и активности. Однако по мере роста фирмы возникает необходимость передачи президентом части управленческих функций на более низкий уровень, поскольку он один не в состоянии справиться с возрастающим объёмом работы. На фирме создаются функциональные отделы: по производству продукции, продажам, финансам и т.д. Каждый из управляющих этими отделами подчиняется непосредственно президенту фирмы. Подобное структурное изменение рассматривается как начало второй фазы развития фирмы. Как правило, в этот переходный период фирма продолжает оставаться относительно небольшой и производит ограниченную номенклатуру продукции.
Вторая фаза. Структура второй фазы позволяет фирме обеспечить значительный рост за счёт увеличения производства продукции и организации её сбыта в пределах внутреннего рынка. Развитие структуры приводит к разделению каждого функционального отдела на несколько подотделов или групп. Однако новая структура, несмотря на увеличение уровней управления, оставляет неизменным основной заложенный в ней принцип функциональной ответственности. Главную особенность второй фазы развития фирмы с управленческой точки зрения составляет то, что менеджер фирмы и функциональные отделы продолжают оставаться основными элементами схемы управления.
Фирмы, находящиеся на второй стадии развития, часто производят продукцию одной номенклатуры и поэтому сохраняют стабильность операций. Рост фирм происходит, как правило, в результате вертикальной интеграции. Например, сталелитейная компания становится владельцем железорудных рудников. Такое расширение не нарушает сложившихся связей между функциональными подразделениями фирмы.
Структура второй фазы развития фирмы, как отмечают сторонники стадийного развития, может быть чрезвычайно эффективна с точки зрения рационального использования ресурсов фирмы и координации функций. Однако, по их мнению, такие фирмы испытывают серьёзные трудности в развитии новых направлений из-за недостатка высококвалифицированных генеральных управляющих, способных организовать производство новых видов продукции.
Информация о работе Управление в транснациональных корпорациях