Управление собственным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Содержание

Введение 2
Состав собственного капитала 3
2. Задачи и этапы управления собственным капиталом 6
3. Дивидендная политика предприятия 9
4. Эмиссионная политика предприятия 12
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

контрольная по фин менедж 2.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     2. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

     3. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

     4. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

     Успешная  реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих  основных задач:

     - обеспечением максимизации формирования  прибыли предприятия с учетом  допустимого уровня финансового риска;

     - формированием эффективной политики  распределения прибыли (дивидендной  политики) предприятия;

     - формированием и эффективным  осуществлением политики дополнительной  эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Дивидендная политика предприятия  

     Дивиденд (от лат. dividendum — то, что надлежит разделить), доход, периодически (обычно ежегодно) выплачиваемый акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества.

     Инвестиционная  политика предприятия требует определения  и проведения предприятием дивидендной  политики. Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств. Основные из них сформулированы Д.-К. Шимом и Д.-Г. Сигелом. Последние отмечают следующее:

     во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

     во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;

     в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");

     в-четвертых, дивидендная политика сокращает  собственный капитал, так как  дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли.

     Теория  дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или  иной степени анализируют такие  вопросы, как:

     роль  дивидендной политики;

     влияние дивидендной политики компании на движение ее денежных средств и рыночную цену ее акций;

     преимущества  и недостатки различных типов  дивидендной политики (стабильный размер дивиденда на акцию, постоянный коэффициент выплаты дивиденда, остаточные дивиденды);

     финансовые  и операционные факторы, влияющие на сумму выплачиваемых дивидендов;

     различие  между дивидендной политикой  и дроблением акций, причины, по которым  компания может выкупать свои акции, и финансовый результат таких действий и другие.

     Но  прежде всего содержание дивидендной  политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и  становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом.

     Альтернативой выплате дивидендов являются собственные  акции в портфеле - обыкновенные акции, покупаемые самим эмитентом. При покупке корпорацией части  своих акций число акций в  обращении уменьшается, рыночная цена акций повышается, поскольку дивиденды на находящиеся на балансе общества акции не выплачиваются. При покупке собственных акций необходимо правильно определить объем их покупки с тем, чтобы новая рыночная цена акций осталась бы оптимальной, т.е. устраивающей корпорацию, действующих и потенциальных акционеров. С помощью покупки собственных акций корпорации меняют структуру своего капитала. Акции могут быть проданы, если предприятию необходимы дополнительные денежные средства для решения стоящих перед ним задач.

     Для реализации комплексной дивидендной  политики необходима правильная оценка реального уровня дивидендов. Положение  большинства российских акционерных  обществ не позволяет им истратить  значительную часть прибыли на дивиденды акционерам, поэтому они применяют некорректные приемы при расчете и выплате дивидендов:

     задерживают выплату дивидендов, и инфляция обесценивает их большую часть;

     завышают  полученную прибыль;

     выплачивают дивиденды акциями, не задействуя реальную прибыль.

     Дивидендная политика должна быть понятна всем, поэтому строить ее необходимо исходя из той посылки, что дивидендная  политика есть определенная система  передачи информации. На российском рынке  такая информация практически отсутствует: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов. Это, безусловно, отражается на инвестиционном процессе и сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним и тем же уровнем риска приносят одинаковый доход. При проведении дивидендной политики акционерные общества (советы директоров) должны учитывать, что:

     регулярно выплачиваемые дивиденды уменьшают  неопределенность инвесторов;

     выплата дивидендов свидетельствует о хорошем состоянии общества;

     инвесторов  интересует стабильность величины дивидендных  выплат, скорректированной с учетом инфляции;

     повышение дивидендов за определенный период стоит  проводить только при наличии  расчетов, свидетельствующих о возможности поддержания их размера в будущем.

     Рациональная  дивидендная политика позволяет  максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Эмиссионная политика предприятия  

     Основной  целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств  в минимально возможные сроки. С  учетом сформулированной цели эмиссионная  политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

     Разработка  эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:

     1. Исследование возможностей эффективного  размещения предполагаемой эмиссии  акций. Решение о предполагаемой  первичной (при преобразовании  предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие  уже создано в форме акционерного  общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

     Анализ  конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен, их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

     Оценка  инвестиционной привлекательности  своих акций проводится с позиции  учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

     2. Определение целей эмиссии. В  связи с высокой стоимостью  привлечения собственного капитала  из внешних источников эмиссии  должны быть достаточно весомыми  с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая этому источнику формирования собственного капитала, являются:

     - реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

     - необходимость существенного улучшение  структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости, обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала, повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);

     - намечаемое поглощение других  предприятий с целью получения  эффекта синергизма (участие в  приватизации сторонних государственных  предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если  при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

     - иные стратегические цели, требующие  быстрой аккумуляции значительного  объема собственного капитала.

     3. Определение объема эмиссии. При  определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

     4. Определение номинала, видов и  количества эмитируемых акций.  Номинал акций определяется с  учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия