Управление рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:28, доклад

Описание работы

Риск является неотъемлемым элементом деловой активности всех экономических субъектов, это определяется и в самой сущности предпринимательства. В переходный период множество людей испытывают на себе всем известную истину: чем выше риск, тем выше прибыль. Самым наглядным примером здесь является банковская система, причем некоторые предприниматели сводят все банковское дело к проблемам управления рисками.

Работа содержит 1 файл

Управление рисками.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

   Величина  риска, или степень риска, измеряется двумя критериями: среднее ожидаемое  значение и колеблемость возможного результата. Среднее ожидаемое значение — это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Среднее ожидаемое значение является средневзвешенным для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем. Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-нибудь варианта вложения капитала. Для окончательного принятия решения необходимо измерить колеблемость показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для этого на практике обычно применяют два близко связанных критерия: дисперсию и среднее квадратическое отклонение. Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:

   где а2 — дисперсия; х —• ожидаемое значение для каждого случая наблюдения; х — среднее ожидаемое значение: n — частота.

   Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:

   где а — квадратическое склонение.

   Среднее квадратическое отклонение является именованной  величиной и указывается в тех же единицах, в каких измеряется варьирующий признак. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение являются мерами абсолютной колеблемости. Для анализа обычно используется коэффициент вариации. Он представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений:

   

   где v — коэффициент вариации, %; а — среднее квадратическое отклонение, х — среднее ожидаемое значение.

   Коэффициент вариации — относительная величина. Поэтому на его размер не оказывают  влияние абсолютные значения изучаемого показателя. С помощью коэффициента вариации можно сравнивать даже колеблемость признаков, выраженных в разных единицах измерения.

   Коэффициент вариации может изменяться от 0 до 100%. Чем больше коэффициент, тем больше колеблемость. Установлена следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации: до 10% — слабая колеблемость, 10 — 25% — умеренная колеблемость, свыше 25% — высокая колеблемость.

   Назначение  анализа риска, как одно из самых  сложных этапов управления финансовыми рисками, состоит в предоставлении потенциальным партнерам данных, необходимых для принятия решений о целесообразности участия в проекте, и разработке мер по защите от возможных денежных потерь. Анализ рисков можно подразделить на взаимно дополняющие друг друга виды: качественный и количественный. Качественный анализ представляет собой по сути второй этап управления риском — идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача — определить факторы риска, этапы работы, на которых возникает риск, и т.д. Количественный анализ — это определение конкретного размера денежного ущерба по отдельным подвидам и финансовому риску в целом. Иногда качественный и количественный анализ осуществляют на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов, т.е. определяется поэлементный вес влияния различных внутренних и внешних факторов на работу данного предприятия и их денежное выражение. Такой метод анализа достаточно трудоемок, но приносит свои несомненные плоды.

   В основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между размерами потерь и вероятностью их возникновения. Эта зависимость выражается кривой вероятностей их возникновения (рис. 1).

Рис. 1

   Рассматривая  данную кривую, устанавливают области допустимого (оb) и (bс) и критического риска (ao) и (cd).

   Построение  этой кривой чрезвычайно сложная  задача, требующая достаточного опыта и знаний. Для этого применяют различные способы: статистический, анализ целесообразности затрат, метод экспертных оценок, аналитический, использование аналогов. Вероятность наступления события может быть определена объективным и субъективным методами. Первым методом пользуются для выявления вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит данное событие. Второй метод базируется на использовании субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях.

   Финансовые  риски разрешаются с помощью  различных средств и способов. Средствами разрешения финансовых рисков являются их избежание, удержание, передача, снижение степени. Под избежанием риска понимается простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для предпринимателя зачастую означает отказ от получения прибыли. Удержание риска подразумевает оставление риска за предпринимателем, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала. Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за финансовый риск кому-то другому, например страховому обществу. В данном случае передача риска произошла путем страхования финансового риска. Снижение степени риска — сокращение вероятности и объема потерь.

   При выборе конкретного средства разрешения финансового  риска инвестор должен исходить из следующих принципов: нельзя рисковать  больше, чем может позволить собственный  капитал; надо всегда помнить о последствиях риска; не следует рисковать многим ради малого. Реализация первого принципа означает, что, прежде чем вкладывать капитал, инвестор должен: определить максимально возможный объем убытка по данному риску; сравнить его с объемом вкладываемого капитала; сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше или больше его.

   Объем убытка при прямых инвестициях, как  правило, равен объему венчурного капитала. При портфельных инвестициях — объем убытка обычно меньше затраченного капитала. Соотношение максимально возможного объема убытка и объема собственных финансовых ресурсов инвестора представляет собой степень риска, ведущего к банкротству. Он измеряется с помощью коэффициента риска: Кр = у/с, где Кр — коэффициент риска, у — максимально возможная сумма убытка, с — объем собственных финансовых ресурсов с учетом точно известных поступлений средств. Исследования рисковых мероприятий позволяют сделать вывод, что оптимальный коэффициент риска составляет 0,3, а коэффициент риска 0,7 ведет к банкротству инвестора.

   Реализация  второго принципа требует, чтобы  инвестор, зная максимальную величину убытка, определил бы, к чему она  может привести, какова вероятность риска, и принял решение об отказе от риска, о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу. Действие третьего принципа особенно ярко проявляется при передаче финансового риска. В этом случае он означает, что инвестор должен определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Риск не должен быть удержан, т.е. инвестор не   должен   принимать   на   себя   риск,    если   размер   убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховой премии. Для снижения рисков существует ряд финансовых инструментов и методов их практического применения, основанных на весьма сложных математических моделях, то, что сегодня называют   финансовой   инженерией.   Инструментарий,   применяемый   в практике, весьма разнообразен: на фондовом рынке это фьючерсы и опционы не только на акции, но и на индексы, варранты, на валютном рынке   —   форвардные контракты,  валютные опционы, фьючерсы, свопы, опционы на свопы; на денежном — процентные   фьючерсы, опционы на фьючерсы, свопы, опционы на свопы, кэпы, флоры, доллары и опционы на них. Параметры, описывающие степень риска в рамках модели,  например, волатильность, могут рассматриваться также в качестве торгуемого индекса, явным образом указывая на степень риска. Но необходимо учитывать,  что использование ряда подобных  инструментов с целью уменьшения рыночного риска может увеличивать кредитный риск.

   На  российском рынке производные инструменты  представлены пока слабо: фьючерсы и форварды на валюту, опционы на валютные облигации Минфина: на ММВБ открыли торговлю фьючерсами и опционами на ГКО-ОФЗ. Вместе с тем российский финансовый  рынок вступил на стадию развития,  которая требует широкого внедрения наукоемких финансовых технологий, включая освоение современных финансовых инструментов. Необходимость  квалифицированного    управления    рисками    стала    по-настоящему осознаваться российскими финансовыми институтами с августа 1995 г. в результате массовой потери ликвидности банков, кризиса межбанковской системы и, как следствие, значительной потери активов ряда инвестиционных и страховых компаний.

   Диверсификация  представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация — весьма распространенный, скорее даже обязательный способ снижения инвестиционных рисков. Приобретая различные виды ценных бумаг или инвестируя в предприятия различных отраслей, или в разные предприятия одной отрасли, инвестор снижает конъюнктурные риски, связанные с конкретным сегментом рынка, а ведение инвестиционной деятельности в разных странах позволяет снизить политические риски.

   Однако  диверсификация имеет свои недостатки. Первый — ограниченность применения: с помощью диверсификации можно ограничить только конъюнктурные риски. Второй недостаток — диверсификация, особенно диверсификация производства, требует немалых средств.

   Приобретение  дополнительной информации о выборе и результатах. Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, что, если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший выбор и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

   Какого-либо традиционного или стандартного перечня того, что надо знать о  коммерческих партнерах и инвестируемом  объекте, не существует. Чаще всего спрашивают о реальном финансовом положении контрагента и реальном опыте работы компании, историю ее поведения на рынке. С какими деньгами она имеет опыт работы, сколько денег она может абсорбировать, чтобы они не валялись мертвым грузом, а работали. Причем речь идет как о предприятии-контрагенте или объекте инвестиций, так и о конкретных людях, которые им управляют. Понятно, что располагая перечисленной информацией о партнере, можно сделать определенные заключения о его надежности, где эту информацию можно взять. В США, прежде чем заключить любой контракт, обе стороны нажимают на кнопки на компьютере, входят в базу данных и получают информацию о своем партнере. Есть, например, Dun&Bradstreet, у которого базы данных и в Америке, и в Испании, и в Скандинавии, и в Арабских Эмиратах. Это миллиарды гигабайт памяти о коммерческих структурах, в том числе о журналистских расследованиях, база данных банкротств, аудиторских отчетов и других документов.

   В России же пока говорить о таком сервисе  рано, поскольку информационная структура не развита. Информационные базы о фирмах и предприятиях в России практически отсутствуют, а компании типа Dun&Bradstreet в полную мощь еще не развернулись. Основная проблема предпринимателя в этом случае — найти нужного человека. Второй путь — воспользоваться услугами специализированных структур. В стандартный перечень услуг таких компаний входит, кроме проверки финансового состояния потенциального делового партнера, проверка лиц которые за ним стоят, посредников, а также проверка страховой компании, осуществляющей страховую поддержку партнера.

   Агентства могут предоставить и достаточно специфическую, но очень полезную информацию, например о наличии у партнер «крыши» (которая кстати может быть не только бандитская) или связи с криминальным бизнесом.

    Еще одно обстоятельство, которое следует  иметь в виду при осуществлении  инвестиционного проекта — это  коррупция чиновников.

   Третий  и последний путь — не ошибиться  в выборе делового партнера — создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих контрагентах. В качестве образца и примера для подражания в этом случае можно использовать систему Due Diligence — «должного внимания», практикуемую банками по отношению к своим клиентам. Эта система обеспечивает защиту, во-первых, от разного рода мошенничеств и, во-вторых, что очень важно для банков, от обвинений в неразборчивости в выборе клиентов. Один из основных инструментов этой системы — анкета, включающая вопросы о названии компании-клиента и адресах ее офисов за последние 3-5 лет. Обязательный вопрос — о видах бизнеса, осуществляемых партнером. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах. Встречаются вопросы о финансовом состоянии компании, предполагаемом обороте или будущем среднем остатке на счете. Наиболее трудные пункты анкеты связаны с происхождением капитала компании и источниками средств их владельцев. Анкета дает предварительную информацию о клиенте, и, если что-то в ответах клиента насторожило банк, он начинает расследование, включающее поиск подтверждении полученных данных, поиск фактов, о которых клиент умолчал, а также проверку сведений через своих агентов.

   Рекомендации  — второй шаг системы. Рекомендация может  быть предоставлена либо другим партнером этой компании или клиентом банка, либо известным адвокатом, либо другой авторитетной компанией или банком.

   Лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных  сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является г важным средством снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п.; хозяйствующим субъектом — при продаже товаров в кредит,  по дорожным чекам и т.д.; инвесторам — при определении сумм вложения капитала и т.п.

Информация о работе Управление рисками