Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:44, дипломная работа
Целью выполнения данной курсовой работы является поиск путей повышения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории
- Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия
- Разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия
- Дать экономическую оценки предложенным мероприятиям.
Введение __________________________________________________________3
1 Теоретические основы понятия прибыли как экономической категории____6
1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли торгового предприятия _______________________________________________________6
1.2 Прибыль и рентабельность как показатели эффективности коммерческой деятельности ______________________________________________________14
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния __________________________________________________________________19
2. Оценка и анализ прибыли и рентабельности ООО «Контур» ,Кафе «Франт`Эль» с 03. 2011-по 03.2013 гг__________________________________25
2.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли ____________________25
2.2 Анализ формирования прибыли ООО «Контур» Кафе «Франт`Эль» с 03. 2011-по 03.2013 гг__________________________________________________28
3. Пути повышения прибыли и рентабельности ООО «Контур» Кафе «Франт`Эль» ______________________________________________________32
3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности_________32
3.2 Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий______34
Заключение _______________________________________________________39
Список литературы ________________________________________________42
Показатели |
С03.2011 по 02.2012 |
С 03.2012 по 02.2013 |
Отклонение (+;-) по |
Темп роста, % | |||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % | ||
Валовая прибыль |
6654 |
9170 |
2516 |
137,81 | |||
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Операционные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доходы от участия в деятельности других предприятий |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие внереализационные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
6654 |
100,00 |
9170 |
100,00 |
2516 |
0,00 |
137,81 |
Таблица 2.2 Анализ доходов ООО «Контур» с 03.2011 по 02.2013 год
За анализируемый период валовая прибыль предприятия возросла на 2516 тыс. руб., что оставило 37,81%.
Далее проведем анализ валовой прибыли предприятия (табл. 2.3).
Уровень торговой надбавки определяется по формуле:
(2.1)
где ВП – валовая прибыль, тыс. руб.
Т – товарооборот, тыс. руб.
Показатели |
03.2011-02.2012 |
03.2012-02.2013 |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
11496 |
14482 |
2986 |
125,97 |
Уровень торговой надбавки, % |
6654/(11496-6654)*100=137,42 |
9170/(144827-9170)*100=172,62 |
35,2 |
- |
Валовая прибыль сумма, тыс. руб. |
6654 |
9170 |
2516 |
137,82 |
Таблица 2.3 Анализ валовой прибыли ООО «Контур» кафе «Франт`Эль”
За анализируемый период розничный товарооборот возрос на 2986 тыс. руб. (25,97%).
Динамика показателей указывает на расширение деятельности предприятия и снижению удельных затрат (что позволило увеличить торговую надбавку). Анализ проводится методом абсолютных разниц по модели:
(2.2)
где Увп – уровень валовой прибыли, %.
Далее сведем факторы, оказавшие влияние на валовую прибыль в таблицу 2.4.
Факторы |
Влияние на сумму валовой прибыли | |
Расчет |
Сумма, тыс. руб. | |
А |
1 |
2 |
Изменение объема товарооборота |
(14482-11496)*57,88/100 |
1728,29 |
Изменение уровня реализованных торговых надбавок |
(63,32-57,88)*14482/100 |
787,82 |
Всего влияния |
9170-6654 |
2516 |
Таблица 2.4 Сводная таблица влияния факторов на сумму и уровень валовой прибыли ООО «Контур» Кафе «Франт`Эль»
На валовую прибыль оказывают влияние динамика товарооборота и уровень торговой надбавки.
Рост товарооборота на 2986 тыс. руб. привел к росту валовой прибыли на 1728,29 тыс. руб.
Рост торговых набавок привел к росту валовой прибыли на 787,82 тыс. руб.
Таким образом, максимальное влияние на валовую прибыль оказал изменение объема товарооборота.
Основной формирования прибыли является товарооборота предприятия. За анализируемый период он возрос на 2986 тыс. руб. (25,97%). Из суммы товарооборота исключается себестоимость реализованных товаров и получают валовую прибыль предприятия. За анализируемый период она возросла на 2516 тыс. руб. (37,82%).
Чистая прибыль предприятия за анализируемый период возросла на 633 тыс. руб. (168,43%)
Динамика показателей положительна, что указывает на повышение эффективности деятельности предприятия.
Для оценки эффективности работы торгового предприятия недостаточно использовать показатели прибыли, так как это абсолютный показатель. Следует рассматривать также и относительный показатель – рентабельность.
Рентабельность продаж определяется как частное прибыли от реализации товаров к товарообороту. Операционная рентабельность – отношение прибыли от реализации и операционных доходов к товарообороту. Рентабельность конечной деятельности – отношение чистой прибыли к товарообороту. Рентабельность затрат – отношение чистой прибыли к стоимости основных и оборотных средств, а также затрат на заработную плату.
По показателям рентабельности наблюдается рост. Операционная рентабельность возросла на 0,03%, что свидетельствует о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.
Таким образом, обобщая результаты анализа формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия можно сделать следующие выводы:
На валовую прибыль оказывают влияние динамика товарооборота и уровень торговой надбавки. Рост товарооборота на 2986 тыс. руб. привел к росту валовой прибыли на 1728,29 тыс. руб. Рост торговых набавок привел к росту валовой прибыли на 787,82 тыс. руб. Таким образом, максимальное влияние на валовую прибыль оказал изменение объема товарооборота.
Динамика рассмотренных показателей положительна, объемы реализации растут, уровень валовой прибыли и рентабельность конечной деятельности тоже.
Таким образом, можно говорить о том, что предприятие развивается успешно и работает эффективно.
В своей деятельности любое предприятие стремится достичь максимума прибыли, а это, в свою очередь, на прямую зависит от эффективности деятельности предприятия, организации. Эффективность предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства.
С последним фактором тесно соприкасается наука маркетинг, и, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии. Использование разработок научно-технического прогресса в торговле приводит к значительным успехам в области повышения прибыли и снижения затрат. Новые виды упаковок, позволяющих продлить срок годности товара, новые материалы для изготовления самих товаров и их упаковки, новые способы рекламы товаров, все это помогает, как можно более полно удовлетворить спрос населения, что ведет к увеличению товарооборота.
В области рационализации использования ресурсов немаловажную роль играет планирование деятельности предприятия. Торговые предприятия сегодня не в состоянии за один год решить вопросы пополнения собственных оборотных средств финансирования капитальных вложений в основные фонды и постоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль (каждому понятно, что и заемные средства можно возвратить также за счет полученной прибыли)8.
Из приведенных положений ясно, что каждому предприятию необходима информация о возможностях получения прибыли с упреждением на несколько (2-5) лет и об ожидаемом ее объеме на предстоящий период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Соответственно этому торговые предприятия прогнозируют прибыль на 3-4 года и разрабатывают планы на предстоящий период. Эту работу предприятия делают также и для того, чтобы сориентироваться в своих отношениях с налоговыми службами.
Привлечение инвестиций позволяет предприятию восполнить недостающие ресурсы для формирования основных и оборотных средств.
Немаловажным фактором в формировании прибыли является человеческий фактор. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.
Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе. При этом, даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью.
В качестве предложений по повышению прибыли и рентабельности для ООО «Контур» Кафе «Франт`Эль» можно выделить:
Совершенствование работы с поставщиками заключается в том, чтобы заключить с рядом поставщиков долгосрочные контракты, при этом достигается снижение закупочных цен. Также при расчетах с поставщиками целесообразно использовать факторинг, который позволяет увеличивать средства в обороте по сравнительно невысокой цене.
Система скидок приведет к привлечению новых клиентов (гостей) и удержанию уже существующих.
3.2. Экономическая эффективность
внедрения комплекса
Совершенствование работы с поставщиками значительно влияет на эффективность деятельности предприятия, так как повышается ритмичность и равномерность работы, повышается качество обслуживания покупателей, репутация компании.
К основным поставщикам ООО «Контур» Кафе «Франт`Эль» относятся:
С данными поставщиками сложились достаточно стабильные отношения. В основном все поставщики предоставляют алкогольную продукцию и только ООО Метро Кэш Энд Керри, Волгоград поставляют продукты питания.
После предварительных переговоров на снижение закупочных цен при заключении долгосрочных договоров согласились представители ООО «Вихрь» и ООО «Агрофарт».
Цена на товары ООО «Вихрь снизится на 3%, а ООО «Агрофарт» - на 2,5% при сохранении текущих объемов закупок.
Расчет экономии средств по закупке приведены в таблице 3.1.
Компания |
Текущий объем закупок, тыс. руб. |
Экономия от заключения долгосрочного договора, тыс. руб. |
ООО Вихрь |
3652 |
109,56 |
ООО Агрофарт |
1854 |
46,35 |
ИТОГО |
5507 |
157,91 |
Таблица 3.1 Расчет экономии от заключения долгосрочных договоров
Таким образом, экономия от заключения долгосрочных договоров составит 157,91 тыс. руб. Эта величина пойдет на формирование валовой прибыли и прибыли от продаж.
Для увеличения средств в обороте возможно применение такого финансового инструмента как факторинг. Увеличение средств в обороте позволит увеличить ассортимент товаров, что повысит привлекательность компании.
Теперь необходимо рассчитать эффективность применения факторинга в расчетах с поставщиками. Если инициатива факторинга идет от покупателя, заинтересованного в увеличении средств в обороте, то это называется «реверсивный факторинг», то есть факторинг «наоборот».
Реверсивный факторинг – продукт, предусмотренный специально для покупателей товаров и услуг, желающих получить или увеличить отсрочку платежа9.
Реверсивный факторинг нацелен на финансирование закупок покупателя, но стороной по договору в рамках данного продукта все равно выступает поставщик. Последний заключает договор факторинга с факторинговой компанией, в рамках которого она финансирует поставщика.
Комплекс обслуживания для поставщика:
Срок выплаты финансирования - любой удобный для поставщика день после предоставления документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты кредиторской задолженности покупателя.
Условия сотрудничества: