Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование основного капитала и его роли в деятельности фирмы. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) изучения теоретических аспектов основного капитала в деятельности предприятия;
2) анализа практического опыта управления основным капиталом на примере производственного предприятия;
3) оценки эффективности управления основным капиталом и выявления способов повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии.
Введение
1. Понятие, сущность, роль и значение основного капитала
2. Управление основным капиталом на производственном предприятии (на примере ОАО «КАМАЗ-Дизель»)
3. Оценка эффективности управления основным капиталом и способы повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Анализу эффективности
управления основным капиталом ОАО
«КАМАЗ-Дизель» и повышению
Вопросы, связанные с обновлением основных фондов должны решаться с использованием современных механизмов и инструментов управления предприятием в этой сфере деятельности. Совершенствование станочного парка и парка машин состоит в комплексном решении двух взаимосвязанных проблем: замены физически и морально изношенной техники путем ускорения темпов ее списания; улучшения типоразмерного состава парка станков и машин.
Экономический эффект улучшения
возрастной структуры парка заключается
в устранении ущерба предприятия
от использования изношенного
Моральный износ оборудования и машин заключается в том, что старая техника может быть заменена новой, более совершенной, обеспечивающей снижение себестоимости продукции машин. Это экономическое обоснование износа отдельных машин [12, с.78].
Для отражения производственных вложений всего парка используют понятие морального износа парка машин. Он заключается в том, что существующая структура парка может быть улучшена за счет внедрения новой техники, обеспечивающей новые формы механизированного производства работ (формирование системы и комплектов машин), придающей ему принципиально новые технологические возможности.
Трудность преодоления
морального износа парка оборудования
и машин заключается в «мнимой»
механовооруженности
Экономический ущерб от продолжения эксплуатации изношенной машины включает три фактора:
Ущерб определяется путем сравнения эффективности новых и изношенных станков по разности приведенных затрат на выполнение одинакового объёма работ. В качестве «новых» машин в расчётах принимают машины со сроком службы, не превышающим нормативный, а в качестве «изношенных» машин – машины со сроком службы, превышающим нормативный срок, или (и) морально изношенные машины.
Старение машин приводит к уменьшению к уменьшению годового фонда рабочего времени в среднем на 10-15 %. Основными причинами этого являются уменьшение межремонтных циклов и периодов и увеличение числа аварийных ремонтов.
Влияние возраста технологического оборудования на изменение затрат на эксплуатацию определяется на основе данных первичного учета по статьям: затраты на ТО и текущие ремонты, зарплату, затраты на ГСМ и сменную оснастку, затраты на капитальные ремонты. Анализ показал, что годовые затраты на эксплуатацию среднесписочной изношенной машины превышают аналогичные затраты по машинам, срок службы которых равен половине амортизационного, т.е. возрасту, который заложен в основу сметных норм. Основная причина такого увеличения эксплуатационных затрат – рост расходов на капитальные и текущие ремонты изношенных машин из-за уменьшения межремонтных циклов и периодов и увеличения стоимости ремонтов. Межремонтные циклы дизельных погрузчиков, имеющих средний возраст 5-7 лет, примерно в 1,5 раза меньше, чем у машин со сроком службы, равным половине нормативного (при работе в одинаковых условиях).
Научно обоснованной нормой
реновации основных производственных
фондов считается 8-10 %, что соответствует
средней продолжительности
По основным технологическим переделам доля оборудования с превышением нормативного срока эксплуатации на предприятии составляет от 73,2 до 100 % [23]. Это оборудование требует, по крайней мере, восстановления. Затраты на проведение ремонтов такого оборудования в каждом последующем ремонтном цикле имеют более высокий уровень, то есть возмещение износа по мере старения машин требует все больших материальных затрат.
Систематическая модернизации
машинного парка должна дополнить
процесс обновления, поддерживать его
постоянное соотношение требованиям
современного производства. С этой
целью в ходе агрегатно-узлового
ремонта проводится замена изношенных
и малонадежных элементов электо-,
гидро-, пневмоавтоматики, двигателя, в
том числе плат устройств ЧПУ,
следящих приводов и др., с улучшенными
эксплуатационными
Одной из важнейших характеристик основных фондов является срок их службы. «Под сроком службы основных производственных фондов следует понимать тот период времени, в течении которого они функционируют в производстве в соответствии со своим первоначальным назначением» [17, с.60]. Иными словами, больше этого времени объект отработать не может, поэтому срок полезного использования не может быть больше срока службы.
Рассмотрение вопросов управления эффективностью производства необходимо изучать во взаимосвязи с проблемами оптимизации срока службы основных фондов.
Расчеты экономически целесообразных сроков службы оборудования (машин) основаны на сопоставлении изменения двух групп показателей, которые по-разному зависят от увеличения продолжительности эксплуатации: удельные капитальные вложения для приобретения и эксплуатации машины уменьшаются, а затраты на эксплуатацию растут. Снижается и производительность машин.
Кроме последствий физического
износа машины на необходимость ее
замены влияют факторы морального износа:
уменьшается себестоимость
Следует отметить, что срок
службы основных фондов не всегда совпадает
с амортизационным периодом, принятым
в нормах амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления производятся
в течение всего срока службы
основных фондов, т.е. амортизационной
период совпадает со средним сроком
службы основных фондов. Сроки службы
машин в конкретных условиях парка
оборудования предприятия отклоняются
от средних значений в зависимости
от интенсивности и условий
Изучение материалов ОАО «КАМАЗ-Дизель» показало, что с увеличением возраста оборудования затраты на капитальный ремонт его возрастают, а на ремонт оборудования в возрасте более 20 лет достигают (и даже превышают) стоимости нового оборудования.
Таким образом, капитальный
ремонт машин оказывается
Экономически целесообразным в нормальных условиях следует считать такой капитальный ремонт, затраты на который не достигают восстановительной стоимости машины или агрегата (в противном случае лучше приобрести новые).
Таким образом, замена технологии
и оборудования, требует расчёта
эффективности. По мере развития жизненного
цикла нововведения прибыль вначале
растет, а затем падает, в то время
как затраты на ремонт растут. Расчёты
экономической эффективности
Финансирование обновления основных производственных фондов в целом сводится к двум вариантам. Первый основывается на том, что весь объём обновления основных фондов финансируется за счет собственного капитала, второй – на смешанном финансировании обновления основных производственных фондов за счет собственного и долгосрочного заёмного капитала. Выбор соответствующего варианта финансирования обновления основных производственных фондов по предприятию в целом осуществляется с учетом следующих основных факторов [20, с.12]:
В процессе финансирования
обновления отдельных видов основных
производственных фондов одну из наиболее
сложных задач финансового
В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов ОАО «КАМАЗ-Дизель» целесообразно использовать лизинг. Финансовый лизинг как источник финансирования капиталовложений используют при недостатке собственных средств, а также при вложении в объекты со сравнительно небольшим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии [16, c.19].
Лизинг – это один из способов ускоренного обновления основных средств [10, с.182]. Он позволяет предприятию получить в своё распоряжение средства производства, не покупая их и не становясь их собственником. Для оборудования и транспортных средств это прекрасная возможность уйти от потерь морального старения техники. Лизинг позволяет вернуть технику лизингодателю либо выкупить ее по остаточной стоимости. Недостаток лизинга – это его более высокая стоимость по сравнению с банковскими кредитами, так как уплачиваемые лизинговые платежи предприятия – лизингополучателя лизинговому учреждению покрывают амортизацию имущества, стоимость вложенных денег и вознаграждение за обслуживание лизингодателя.
Несмотря на наличие определенных недостатков, считаем важным выделить основные преимущества лизинга для арендатора [10, с. 185]:
Таким образом, в процессе финансирования отдельных видов основных фондов одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента представляет выбор альтернативного варианта: приобретение основных фондов в собственность или их аренда. Одним из основных направлений эффективной эксплуатации и обновления основных фондов, повышения эффективности управления основным капиталом является широкое применение современных финансовых инструментов, к которым можно отнести и организацию лизинга на предприятии.
Заключение
Категория основного капитала
по своему содержанию является общеэкономической
и объединяет долгосрочные по своему
характеру активы предприятия, в
процессе производственной или иной
деятельности переносящие свою стоимость
на стоимость произведенной
Основной капитал в
материально-вещественной форме представляет
собой производственно-