Управление основным капиталом фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование основного капитала и его роли в деятельности фирмы. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) изучения теоретических аспектов основного капитала в деятельности предприятия;
2) анализа практического опыта управления основным капиталом на примере производственного предприятия;
3) оценки эффективности управления основным капиталом и выявления способов повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность, роль и значение основного капитала
2. Управление основным капиталом на производственном предприятии (на примере ОАО «КАМАЗ-Дизель»)
3. Оценка эффективности управления основным капиталом и способы повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсоваяи.docx

— 52.61 Кб (Скачать)

Анализу эффективности  управления основным капиталом ОАО  «КАМАЗ-Дизель» и повышению эффективности  управления им посвящена третья глава  курсовой работы. 

  1. Оценка эффективности управления основным капиталом и способы повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии

 

Вопросы, связанные с  обновлением основных фондов должны решаться с использованием современных  механизмов и инструментов управления предприятием в этой сфере деятельности. Совершенствование станочного парка  и парка машин состоит в  комплексном решении двух взаимосвязанных  проблем: замены физически и морально изношенной техники путем ускорения  темпов ее списания; улучшения типоразмерного состава парка станков и машин.

Экономический эффект улучшения  возрастной структуры парка заключается  в устранении ущерба предприятия  от использования изношенного оборудования, который состоит в снижении прибыли, увеличении экономического риска и  суммарного размера приведенных  затрат на производство работ.

Моральный износ оборудования и машин заключается в том, что старая техника может быть заменена новой, более совершенной, обеспечивающей снижение себестоимости  продукции машин. Это экономическое  обоснование износа отдельных машин [12, с.78].

Для отражения производственных вложений всего парка используют понятие морального износа парка  машин. Он заключается в том, что  существующая структура парка может  быть улучшена за счет внедрения новой  техники, обеспечивающей новые формы  механизированного производства работ (формирование системы и комплектов машин), придающей ему принципиально новые технологические возможности.

Трудность преодоления  морального износа парка оборудования и машин заключается в «мнимой» механовооруженности предприятия, а также в том, что морально изношенные машины эксплуатируются  менее интенсивно зачастую из-за отсутствия потребности в них, в связи  с чем они не вырабатывают свой ресурс за нормативный срок службы и по техническому состоянию продолжают находиться в составе парка.

Экономический ущерб от продолжения эксплуатации изношенной машины включает три фактора:

  • уменьшение годовой выработки изношенной машины (в единицах конечной продукции) за счет снижения среднечасовой производительности и годового рабочего времени;
  • увеличение затрат на эксплуатацию и содержание машин в основном за счет повышенных расходов на ТО и все виды ремонтов;
  • увеличение годового размера капитальных вложений в парк оборудования и ремонтную базу.

Ущерб определяется путем  сравнения эффективности новых  и изношенных станков по разности приведенных затрат на выполнение одинакового  объёма работ. В качестве «новых»  машин в расчётах принимают машины со сроком службы, не превышающим нормативный, а в качестве «изношенных» машин  – машины со сроком службы, превышающим  нормативный срок, или (и) морально изношенные машины.

Старение машин приводит к уменьшению к уменьшению годового фонда рабочего времени в среднем  на 10-15 %. Основными причинами этого  являются уменьшение межремонтных циклов и периодов и увеличение числа  аварийных ремонтов.

Влияние возраста технологического оборудования на изменение затрат на эксплуатацию определяется на основе данных первичного учета по статьям: затраты на ТО и текущие ремонты, зарплату, затраты на ГСМ и сменную  оснастку, затраты на капитальные  ремонты. Анализ показал, что годовые  затраты на эксплуатацию среднесписочной  изношенной машины превышают аналогичные  затраты по машинам, срок службы которых  равен половине амортизационного, т.е. возрасту, который заложен в основу сметных норм. Основная причина такого увеличения эксплуатационных затрат –  рост расходов на капитальные и текущие  ремонты изношенных машин из-за уменьшения межремонтных циклов и периодов и  увеличения стоимости ремонтов. Межремонтные циклы дизельных погрузчиков, имеющих средний возраст 5-7 лет, примерно в 1,5 раза меньше, чем у машин со сроком службы, равным половине нормативного (при работе в одинаковых условиях).

Научно обоснованной нормой реновации основных производственных фондов считается 8-10 %, что соответствует  средней продолжительности эксплуатации оборудования в течении 10-12 лет. По истечении  этого срока для обеспечения  первоначальных технических параметров оборудование подлежит восстановлению или для повышения технического уровня и технологических возможностей – глубокой модернизации. Если период эксплуатации оборудования значительно  превышает нормативный срок, то для  его восстановления и обеспечения  современных технологических параметров требуются большие материальные и интеллектуальные затраты, сравнимые  со стоимостью нового оборудования. Такое  оборудование подлежит списанию и приобретению нового оборудования [5, с. 216].

По основным технологическим  переделам доля оборудования с превышением  нормативного срока эксплуатации на предприятии составляет от 73,2 до 100 % [23]. Это оборудование требует, по крайней мере, восстановления. Затраты на проведение ремонтов такого оборудования в каждом последующем ремонтном цикле имеют более высокий уровень, то есть возмещение износа по мере старения машин требует все больших материальных затрат.

Систематическая модернизации машинного парка должна дополнить  процесс обновления, поддерживать его  постоянное соотношение требованиям  современного производства. С этой целью в ходе агрегатно-узлового ремонта проводится замена изношенных и малонадежных элементов электо-, гидро-, пневмоавтоматики, двигателя, в  том числе плат устройств ЧПУ, следящих приводов и др., с улучшенными  эксплуатационными характеристиками.

Одной из важнейших характеристик  основных фондов является срок их службы. «Под сроком службы основных производственных фондов следует понимать тот период времени, в течении которого они  функционируют в производстве в  соответствии со своим первоначальным назначением» [17, с.60]. Иными словами, больше этого времени объект отработать не может, поэтому срок полезного использования не может быть больше срока службы.

Рассмотрение вопросов управления эффективностью производства необходимо изучать во взаимосвязи  с проблемами оптимизации срока  службы основных фондов.

Расчеты экономически целесообразных сроков службы оборудования (машин) основаны на сопоставлении изменения двух групп показателей, которые по-разному  зависят от увеличения продолжительности  эксплуатации: удельные капитальные  вложения для приобретения и эксплуатации машины уменьшаются, а затраты на эксплуатацию растут. Снижается и  производительность машин.

Кроме последствий физического  износа машины на необходимость ее замены влияют факторы морального износа: уменьшается себестоимость машин, их новые модели имеют лучшие технико-экономические  показатели. Функция удельных приведенных  затрат, показывающая изменение указанных  показателей от продолжительности  эксплуатации, имеет минимальное  значение, которое и определяет экономически целесообразной срок службы машины [12, с.85].

Следует отметить, что срок службы основных фондов не всегда совпадает  с амортизационным периодом, принятым в нормах амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления производятся в течение всего срока службы основных фондов, т.е. амортизационной  период совпадает со средним сроком службы основных фондов. Сроки службы машин в конкретных условиях парка  оборудования предприятия отклоняются  от средних значений в зависимости  от интенсивности и условий эксплуатации, организации ремонта, структуры  управления парками и других причин (иногда случайного происхождения), которые  отражают специфику работы каждого  предприятия [9, с. 93].

Изучение материалов ОАО  «КАМАЗ-Дизель» показало, что с  увеличением возраста оборудования затраты на капитальный ремонт его  возрастают, а на ремонт оборудования в возрасте более 20 лет достигают (и даже превышают) стоимости нового оборудования.

Таким образом, капитальный  ремонт машин оказывается нецелесообразным. Установлено, что стоимость капитального ремонта оборудования составляет: через 4 года эксплуатации – 30 % от первоначальной стоимости станка, через 8 лет – 70 %, через 12 лет – 90 %, через 16 лет – 100 %, через 20 лет - 120 % [7, с.66].

Экономически целесообразным в нормальных условиях следует считать  такой капитальный ремонт, затраты  на который не достигают восстановительной  стоимости машины или агрегата (в  противном случае лучше приобрести новые).

Таким образом, замена технологии и оборудования, требует расчёта  эффективности. По мере развития жизненного цикла нововведения прибыль вначале  растет, а затем падает, в то время  как затраты на ремонт растут. Расчёты  экономической эффективности обновления позволяют определить нужный момент замены и, соответственно оптимальный  срок службы оборудования и технологий.

Финансирование обновления основных производственных фондов в  целом сводится к двум вариантам. Первый основывается на том, что весь объём обновления основных фондов финансируется  за счет собственного капитала, второй – на смешанном финансировании обновления основных производственных фондов за счет собственного и долгосрочного  заёмного капитала. Выбор соответствующего варианта финансирования обновления основных производственных фондов по предприятию  в целом осуществляется с учетом следующих основных факторов [20, с.12]:

  • достаточности собственных финансовых ресурсов для обеспечения экономического развития предприятия в предшествующем периоде;
  • стоимости долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли, генерируемой обновляемыми видами основных производственных фондов;
  • доступного соотношения использования собственного и заёмного капитала, определяющего уровень финансовой устойчивости предприятия;
  • доступности долгосрочного финансового кредита для предприятия.

В процессе финансирования обновления отдельных видов основных производственных фондов одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента  представляет выбор альтернативного  варианта: приобретение основных фондов в собственность или их аренда. В любом случае критерием решения  финансового менеджмента служит рентабельность основных фондов или  внеоборотных активов, точнее, любая  модификация этого показателя, скорректированная  на средневзвешенную стоимость капитала либо на эффект финансового рычага.

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов ОАО «КАМАЗ-Дизель»  целесообразно использовать лизинг. Финансовый лизинг как источник финансирования капиталовложений используют при недостатке собственных средств, а также  при вложении в объекты со сравнительно небольшим периодом эксплуатации или  с высокой степенью изменяемости технологии [16, c.19].

Лизинг – это один из способов ускоренного обновления основных средств [10, с.182]. Он позволяет предприятию получить в своё распоряжение средства производства, не покупая их и не становясь их собственником. Для оборудования и транспортных средств это прекрасная возможность уйти от потерь морального старения техники. Лизинг позволяет вернуть технику лизингодателю либо выкупить ее по остаточной стоимости. Недостаток лизинга – это его более высокая стоимость по сравнению с банковскими кредитами, так как уплачиваемые лизинговые платежи предприятия – лизингополучателя лизинговому учреждению покрывают амортизацию имущества, стоимость вложенных денег и вознаграждение за обслуживание лизингодателя.

Несмотря на наличие  определенных недостатков, считаем  важным выделить основные преимущества лизинга для арендатора [10, с. 185]:

  1. Пользователь освобождается от необходимости инвестирования крупной единовременной суммы, а временно высвобожденные суммы денежных средств могут использоваться на пополнение собственного оборотного капитала, что повышает его финансовую устойчивость.
  2. Деньги, заплаченные за аренду, учитываются как текущие расходы, включаемые в собственность продукции, в результате чего на данную сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль.
  3. Арендатор получает гарантийное обслуживание оборудования на весь срок аренды.
  4. Появляется возможность быстрого наращивания производственной мощности, внедрения достижений научно-технического прогресса, сто способствует конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, в процессе финансирования отдельных видов основных фондов одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента представляет выбор альтернативного варианта: приобретение основных фондов в собственность или их аренда. Одним из основных направлений эффективной эксплуатации и обновления основных фондов, повышения эффективности управления основным капиталом является широкое применение современных финансовых инструментов, к которым можно отнести и организацию лизинга на предприятии.

 

 

Заключение

 

Категория основного капитала по своему содержанию является общеэкономической  и объединяет долгосрочные по своему характеру активы предприятия, в  процессе производственной или иной деятельности переносящие свою стоимость  на стоимость произведенной продукции  постепенно, путем начисления амортизации.

Основной капитал в  материально-вещественной форме представляет собой производственно-технический  потенциал организации, а в стоимостной  форме – экономический ее потенциал.

Информация о работе Управление основным капиталом фирмы