Управление основным капиталом фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование основного капитала и его роли в деятельности фирмы. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) изучения теоретических аспектов основного капитала в деятельности предприятия;
2) анализа практического опыта управления основным капиталом на примере производственного предприятия;
3) оценки эффективности управления основным капиталом и выявления способов повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность, роль и значение основного капитала
2. Управление основным капиталом на производственном предприятии (на примере ОАО «КАМАЗ-Дизель»)
3. Оценка эффективности управления основным капиталом и способы повышения эффективности управления основным капиталом на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсоваяи.docx

— 52.61 Кб (Скачать)

Таким образом, для обеспечения  наиболее эффективного управления основными  средствами, предприятие должно иметь  ясную и понятную систему показателей  управления основным капиталом. Рассмотрению практических аспектов управления основным капиталом на производственном предприятии  посвящена вторая глава курсовой работы.

 

  1. Управление основным капиталом на производственном предприятии (на примере ОАО «КАМАЗ-Дизель»)

 

ОАО «КАМАЗ-Дизель» г. Набережные Челны - крупнейшее предприятие России, обладающее полным технологическим  циклом производства дизельных двигателей.

ОАО «КАМАЗ-Дизель» является производителем конечного продукта - силовых агрегатов, двигателей, коробок  передач и запасных частей к ним. Завод поставляет указанную продукцию  на главный сборочный конвейер ОАО  «КАМАЗ», автомобильным и автобусным заводам, сервисным центрам, военно-промышленному  комплексу.

Сегодня ОАО «КАМАЗ-Дизель»  выпускает 37 основных моделей дизельных  и газовых двигателей и более 200 их различных модификаций и  комплектаций. По объемам выпущенной продукции ОАО «КАМАЗ-Дизель»  занимает 8-е место среди предприятий  двигателестроения в мире [23].

Списочная численность  коллектива – около 7000 человек (руководители, специалисты и служащие – 1138 чел., рабочие - 5780 чел.); 1400 из них – молодежь до 35 лет. Средний возраст работающих – 42 года.

Основные рабочие и  инженерные специальности ОАО «КАМАЗ-Дизель»: наладчик станков с ПУ, оператор автоматических линий, слесарь механосборочных  работ, инженер – технолог, гальваник, контролер, термист.

ОАО «КАМАЗ-Дизель» –  это современное производство, оборудованное  уникальными станками и линиями: Emag, Liebherr, Reshauer, Boehringеr, Mitsubishi и др. Все  камазовские двигатели класса «ЕВРО-2»  и «ЕВРО-3» по основным показателям  находятся на уровне зарубежных аналогов и могут быть использованы для  установки на различную технику. На сегодня практически завершена  подготовка производства для двигателя  класса «ЕВРО-4», что позволяет ОАО  «КАМАЗ-Дизель» занимать достойное  место среди лучших производителей дизельных двигателей.

В Приложении 2 представлена информация по основным подразделениям предприятия и функциям, которые эти подразделения выполняют.

Таким образом, в настоящее  время ОАО «КАМАЗ-Дизель» является одним из наиболее передовых предприятий  автомобилестроительной отрасли Республики Татарстан, оказывая существенное влияние  на экономику и развитие всего  региона.

Основным инструментом управления основным капиталом на ОАО  «КАМАЗ-Дизель» является его амортизационная  политика. Необходимо отметить, что выбор того или иного метода начисления амортизации основных средств имеет значение, прежде всего, в плане достижения максимального соответствия между доходами и расходами и, таким образом, относится в большей степени к финансовому учету, нежели к финансам. Соблюдение принципа соответствия позволяет достичь максимальной степени стабильности и предсказуемости финансовых результатов деятельности фирмы, что высоко ценится инвесторами. В рамках современных подходов к организации финансов предприятий амортизационные отчисления не рассматриваются, как финансовая категория: финансовую категорию представляет собой денежный поток предприятия, который равен сумме амортизации и прибыли [22].

Именно денежный поток  и служит источником инвестиций; амортизационная  политика предприятия лишь определяет, какую часть денежного потока составляет прибыль, а какую –  амортизация, то есть возмещение ранее сделанных капитальных инвестиций. Более того, амортизационные отчисления не обособляются, а остаются в обороте предприятий, что не гарантирует их использования на цели реинвестирования в основной капитал. Тем не менее, правильно выбранный метод начисления амортизации играет важную роль в управлении финансами: помимо обеспечения стабильности и предсказуемости финансового результата, он позволяет по возможности избежать «проедания» инвестиционных ресурсов, выполняя контрольную функцию.

Как отечественная, так  и зарубежная методическая литературы рекомендует четыре основных способа  начисления амортизации [19, с. 16]:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Согласно учетной политике предприятия, ОАО «КАМАЗ-Дизель»  в качестве основного способа начисления амортизации применяет линейный метод. Основной задачей амортизационной политики в частности и управления основным капиталом на предприятии в целом является достижение оптимального уровня обновления основных фондов. В связи с этим на предприятии обнаружено наличие нескольких основных проблем, требующих решения в кратчайшие сроки.

Важнейшая проблема ОАО  «КАМАЗ-Дизель» - повышение эффективности  расходования денежных средств на обновление основных фондов в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов. Другая проблема - возврат капитала, то есть первоначально вложенных инвестиций.

Между тем предприятие  как объект управления представляет собой совокупность бизнес-процессов, каждый из которых характеризуется  количественными или качественными  показателями его реального состояния  по отношению к заранее определенным целям, и оно своего рода «индивидуум». Поэтому для его стратегического  развития необходимо постоянное совершенствование  собственных систем нормативов воспроизводственного процесса и механизм их функционирования, учитывающие эффективность их использования  с учетом фактора времени. И здесь, на наш взгляд, нужно руководствоваться  некоторыми очевидными принципами.

Первый из принципов - эффективность  производственных инвестиций. Его суть: обеспечение такой эффективности  капиталовложений в основные фонды, которая не ниже производственных инвестиций, установленных предприятием и учитывающих  структуру собственных основных фондов и экономических показателей  их использования.

Второй принцип - эффективные  пропорции (соотношения) воспроизводственных  процессов. В данном случае следует  исходить из того, что воспроизводство  основных фондов может быть эффективным  только при условии, что соотношения  между основными ресурсными параметрами  воспроизводственного процесса (амортизация, прибыль, направляемая на обновление основных фондов) рациональны. То есть, они могут обеспечить эффективность амортизационной, ценовой, инвестиционной, инновационной и финансовой политики предприятия при решении его стратегических задач.

Третий принцип - сочетание  сплошной и выборочной оценок состояния  и перспектив обновления основных фондов с учетом сроков их службы, изношенности, методов амортизации, временного фактора, норматива прибыли на основной капитал. Причем в случае дефицита инвестиционных ресурсов, финансовое обеспечение воспроизводства  основных средств целесообразно  оценивать как по группам фондов, так и по их отдельным объектам (инвентарным номерам). Но в любом  случае - с учетом приоритетов в обновлении фондов на основе ранжирования экономических задач предприятия.

Такой подход позволяет  формировать за счет амортизации  и прибыли собственные инвестиционные ресурсы в размерах, необходимых  для восстановления фондов с учетом сбалансированного подхода к  развитию материально-технической  базы предприятия.

Четвертый принцип - обеспечение  конкурентоспособности основных средств. А именно: эффективного воспроизводства  основных средств с учетом принципов  эффективного возврата и использования  капитала; эффективных пропорций (соотношений) при планировании и организации  воспроизводственных процессов  по объектам и группам фондов.

Реализация данного принципа дает возможность направлять ресурсы  на формирование процессов нормативного воспроизводства. В первую очередь - наиболее значимых фондов, от которых  зависит «прорыв» в области их конкурентоспособности как по экономическим  и техническим параметрам, так  и по ценовым соотношениям производимой продукции.

Осуществление рассмотренных  выше принципов позволит сформировать не только необходимый воспроизводственный  инвестиционный фонд, но и эффективные  амортизационную, инвестиционную, инновационную  политику предприятия. Причем «стержнем» эффективности этих направлений  в хозяйственной деятельности (независимо от того, какой тип воспроизводства - простое или расширенное), должно быть совершенствование нормативного воспроизводства основного капитала, т.е. нормативный подход к изучению и реализации воспроизводственного процесса.

Источниками средств для  обновления оборудования на ОАО «КАМАЗ-Дизель»  являются финансовые ресурсы предприятия, основными составляющими которых  являются собственная прибыль и  амортизационный фонд. Однако воспользоваться  данными источниками на практике невозможно. Во-первых, амортизационный  фонд не может в настоящее время  служить источником финансовых ресурсов, так как амортизационная политика государства существенно откорректирована в соответствии с его фискальными  интересами. Во-вторых, установленные  нормы амортизационных отчислений для большинства видов оборудования устарели и существенно - иногда более  чем в два раза - занижены. Конечно  же, менеджмент ОАО «КАМАЗ-Дизель»  пытается исправить ситуацию и увеличить  нормы амортизационных отчислений, однако для использования кредитования или лизинга это не имеет существенного  значения. Применение разрешенных государством ускоренных методов амортизации  приносит достаточно неоднозначные  результаты. Необходимо внести коррективы по совершенствованию амортизационной  политики государства.

Таким образом, в настоящее  время амортизационный фонд, главной  задачей которого является формирование финансовых ресурсов для обновления основных фондов, на наш взгляд, может  потерять свое значение на предприятии.

Если бы даже государство  и увеличило нормы амортизационных  отчислений, существует еще одна проблема с формированием амортизационного фонда - проблема более быстрого роста  цен на оборудование ввиду усложнения производства. Действительно, приобрести одну и ту же производственную линию  20 лет назад и в наше время по одной и той же цене невозможно. Производство постоянно усложняется с технической точки зрения, и сегодня многие виды оборудования стоят в несколько раз больше своих аналогов десяти- или двадцатилетней давности. Следовательно, даже при реальном формировании амортизационного фонда предприятию не удастся обновить оборудование без привлечения собственной прибыли.

Прибыли, однако, не так  много. Кроме того, часть прибыли  предприятие израсходует на социальную сферу и прочие аналогичные платежи.

Следовательно, ОАО «КАМАЗ-Дизель»  не хватает собственных ресурсов для обновления основных средств. Нехватка собственных ресурсов, запредельный износ оборудования и другие обстоятельства заставляют обратиться к такому испытанному  средству фондов, как ремонт.

Ремонт оборудования на ОАО «КАМАЗ-Дизель» осуществляется подрядным и хозяйственным способами. Подрядный способ - способ выполнения технического обслуживания и ремонта оборудования подрядной организацией.

Хозяйственный способ –  способ выполнения технического обслуживания и ремонта оборудования собственными, т.е. персоналом, работающем на данном предприятии.

Как известно, ремонт не обеспечивает стопроцентного восстановления производительности машин и оборудования. Более того, стоимость ремонтных работ на единицу оборудования с течением времени растёт, а производительность оборудования, несмотря на его ремонт, постоянно падает. Поэтому снижается  эффективность машин и оборудования. Иными словами, проведение ремонтных  работ целесообразно лишь до определенных пределов, что может быть проиллюстрировано  следующими данными (таблицы 2 и 3) [14, с.74].

С течением времени в  процессе износа оборудования падает его производительность, сокращается  время межремонтного цикла и  растет стоимость ремонтных работ.

 

 

Таблица 2

Изменение производительности и износа оборудования [23]

Период, годы

Уровень производительности оборудования от первоначального  уровня, %

Износ оборудования, %

0

100

0

3

96

23

6

93

34

9

86

48

12

79

67

18

62

-


 

Таблица 3

Изменение длительности межремонтного периода и затрат на проведение ремонтных работ [4, с. 6]

Период

Длительность  межремонтного периода, лет

Среднегодовые затраты, в условных денежных единицах на единицу ремонтной сложности

До первого  ремонта

6,75

8,3

Между 1 и 2 ремонтами

5,04

18,7

Между 2 и 3 ремонтами

2,94

57,3


 

Альтернативой капитальному ремонту является покупка нового оборудования. В сравнении с покупкой нового оборудования капитальный ремонт обойдется дешевле, если стоимость  этого ремонта меньше стоимости  нового оборудования за вычетом выручки  от продажи старого оборудования, нуждающегося в капитальном ремонте. Проблема может состоять лишь в определении рентабельного срока эксплуатации объекта и оптимального момента его замены.

Таким образом, к настоящему времени ОАО «КАМАЗ-Дизель» неоднократно сталкивалось с проблемами управления основным капиталом предприятия.

Анализ системы управления ОАО «КАМАЗ-Дизель» явился отправной точкой исследования и позволил выявить проблемы управления предприятием, и на основе этого наметить пути решения этих проблем, в том числе и проблем управления основными фондами.

Источниками средств для  обечпечения основного капитала фирмы являются собственная прибыль  и амортизационный фонд. Однако воспользоваться  данными источниками в полно  мере на практике невозможно. Нехватка собственных ресурсов, запредельный износ оборудования также являются существенными проблемами, требующими решения.

Ключевыми принципами эффективного использования основного капитала с учетом фактора времени являются следующие [9, с. 110]:

  • эффективность производственных инвестиций;
  • эффективные пропорции воспроизводственных процессов;
  • сочетание сплошной и выборочной оценок состояния и перспектив обновления основных фондов с учетом сроков их службы, изношенности, методов амортизации, временного фактора, норматива прибыли на основной капитал;
  • обеспечение конкурентоспособности основных средств.

Осуществление рассмотренных  выше принципов позволит сформировать не только необходимый воспроизводственный  инвестиционный фонд, но и эффективные  амортизационную, инвестиционную, инновационную  политику предприятия.

Информация о работе Управление основным капиталом фирмы