Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:16, реферат
Проблема оптимизации системы управления созданием и продвижением бренда относится к наиболее актуальным проблемам современного маркетинга. Это объясняется тем, что управление брендами на современном рынке стало намного более сложным, так как мировые компании не только постоянно создают новые бренды, с целью получить долгосрочный экономический рост, но и не отказываются от старых, с тем чтобы сохранить уже завоеванную долю рынка, прибыль и лояльность потребителей. Эта тенденция привела к необходимости создания портфелей брендов, которые требуют особого подхода к управлению, выработке новых и оптимизации старых моделей брендинга.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-экономическая природа управления созданием и продвижением брендов……………………………………………………..5
Понятие и сущность брендинга……………………………………...5
Подходы и принципы создания и управления брендом. Портфельный подход………………………………………………………………………..7
Глава 2. Анализ системы управления созданием и продвижением бренда на мировом фэшн-рынке…………………….………….….….…15
2.1. Анализ структуры мирового фэшн-рынка…………………...…….15
2.2. Сравнительный анализ управления брендами компаний Armani Group и Gucci Group……………………………………………….….…..17
2.2.1. Особенности монобрендовой модели управления Armani Group………………………………………………………………….……17
2.2.2. Особенности мультибрендовой модели управления
Gucci Group…………………………………………………………..…..23
Глава 3. Пути совершенствования технологий управления брендами мировых компаний……………………………………………………....…32
3.1. Оптимизация архитектуры бренда в рамках монобрендового портфельного подхода. Опыт Armani Group………………………….....32
3.2.Совершенствование управления брендами в рамках
мультибрендового портфельного подхода. Опыт Gucci Group..…….…..34
Заключение………………………………………………….…………….....40
Список использованной литературы………………………
При наличии портфеля торговых марок,
каждый отдельный бренд может
выступать критерием
Следует подчеркнуть, что терминология портфельного подхода к управлению брендами является неустойчивой и противоречивой, когда одни и те же процессы носят различные зачастую несинонимические названия. Такое положение с неустоявшейся терминологией, безусловно, свидетельствует о новизне научных подходов к управлению портфелями брендов.
Подход Аакера. Аакер определяет марочный портфель как «все бренды и суббренды, присоединенные к рыночно ориентированным предложениям продукта, включая совместные бренды с другими фирмами», отмечая, что «идентификация всех этих брендов и суб-брендов временами является небанальной задачей [1, C. 134]. Аакер предложил два базовых сценария формирования портфеля брендов: дом брендов (House of Brands) и брендированный дом2 (Branded House).
Принципиальные различия данных сценариев подразумевают, что в «дом брендов» входят независимые, зачастую не связанные между собой продукты под индивидуальными марочными названиями. Фактически, при таком подходе к организационной структуре портфеля, потребитель имеет контакты с независимыми брендами, объединенными в единый управляющий холдинг и воспринимает бренды по отдельности, вне связи друг с другом. К преимуществам такого подхода относятся большие возможности по расширению (сужению) марочного портфеля, т.к. потребитель чаще всего не идентифицирует вла-дельца портфеля. А также практические соображения, что неудача одного бренда не влияет на другие. Еще одной возможностью являет-ся распределение компетенций и ресурсов (включая управленческие, финансовые и производственные) внутри портфеля. Недостатки же заключаются в высоких расходах на содержание отдельных управ-ленческих команд каждого бренда и в необходимости формирования отдельных коммуникационных программ и, соответственно, бюдже-тов каждого бренда.
Брендированный дом — является обратной ситуацией дому брендов, когда бренды, входящие в марочный портфель тесно связаны семантически, креативно и организационно друг с другом. Наиболее часто в литературе такой подход называют суббрендингом. Считая, что суббренды тесно связанны с родительским (parent), зонтичным (umbrella), групповым (range) или мастер (master) брендом, а их основная цель — усиление или модификация ассоциаций, связанные с родительским брендом [1, C.103].
Сегодня — это наиболее популярный метод растяжения дизайнерских брендов в фэшн-бизнесе, который требует четкой и ясной диверсифицированности суббрендов от родительского бренда, сегментации потребителей и сформулированных (часто в марочном имени, при помощи дескриптора) выгод бренда.
Аакер отмечает, что если роль суббрендов в марочном портфеле является дескриптивной, а доминантным драйвером (dominant driver) остается родительский бренд, то такая ситуация носит название брен-дированный дом (Branded House) [1, C.116]. К преимуществам брендированного дома относится экономия масштаба: растяжение происходит за счет появления функциональных диффузных брендов, что резко сокращает расходы, связанные с выводом нового продукта на рынок, включая коммуникационные программы. Портфель брендов при такой организации позволяет потребителям сильнее идентифицировать имя бренда и дает возможность замены суббрендов без негативных последствий на бренд в целом.
К недостаткам такого подхода оносятся опасность потери экс-клюзивности, в случае размывание (dilution) бренда при сильном рас-тяжении в сторону массового рынка.
Подход Келлера. Келлер также отмечает, что основной задачей создания портфеля брендов является стремление к удовлетворению потребностей нескольких сегментов рынка. При этом сегменты могут выбираться по разным критериям: по ценам, каналам дистрибуции, странам и т.п. [15, С.493]. При создании оптимального портфеля брендов маркетологам приходится задумываться о компро-миссе между стремлением к охвату рынка, минимизацией затрат и максимизацией доходов. Келлер особенно подчеркивает, что оценить размер портфеля возможно только при анализе прибыли: портфель брендов чересчур велик, если прибыль увеличивается после отказа от брендов, и, наоборот, портфель недостаточно велик, если прибыль увеличивается при добавлении новых брендов [15, С.497].
Критерии формирования оптимального портфеля брендов просты. Каждый товар с торговым знаком фирмы должен иметь параметры, приносящие выгоду фирме и обеспечивающие четкое позиционирование товара. Организация портфеля, по мнению Келлера, строится по принципу иерархии, позволяя упорядочить бренды, показав их количество и особенности общих и отличительных элементов. Простейшая схема иерархии сверху вниз выглядит следующим образом: бренд корпорации — бренд семейства товаров — индивидуальный бренд — модификации бренда [15, С.523].
В целом же следует подчеркнуть, что Келлер проблемы люксовых брендов практически не рассматривает, лишь иногда иллюстрируя общие рассуждения известными примерами с брендами категории роскоши, иногда с фактическими ошибками. Единственная ссылка есть в его работе на LVMH как на компанию «создавшую эффектив-ную систему ценообразования для дорогих изделий из кожи» [15, С.241]. Gucci упоминается в связи с расширением «престижной марки … ухудшившей свой имидж» [15, С.54]. То есть проблема брендинга для категории роскоши этого исследователя не занимает.
Подход Олинза. Гораздо более любопытные и логичные варианты портфелей брендов предложил в 1995 г. Олинз в своей книге «Новый путеводитель по идентичности» [30, C.118]. Им предложено три широких категории структур брендов: монолитная, поддерживаемая и марочная.
Монолитная структура (monolithic structure) имеет место, когда название компании используется применительно ко всему ее портфелю. Одно и то же сообщение отправляется по всем товарным линиям. В качестве примера он приводит бренд Virgin — лидера в таких секторах как воздушные перевозки, финансовые услуги, прохладительные напитки и музыка (звукозаписывающий лейбл и музыкальный ритейл). Общий бренд, по мнению Олинза, должен отражать устойчи-вую культуру, имеющуюся во всех подразделениях компании, обещать одни и те же ценности по самым разным товарам и услугам, и если это удается делать должным образом, помогать передавать гудвил и добиваться экономии масштаба при проведении кампаний по продвижению [30, C.124].
Поддерживаемая структура (endorsed structure) появляется в ситуациях, когда компания группирует свои товары и услуги в особые группы, узнаваемые как части корпорации, но предлагающие потре-бителям разные преимущества. Например, Toyota Avensis и Toyota Yaris. Такой тип структуры обычен, когда компании растут при помощи слияний и поглощений, например так у Nestlé появились такие бренды как Nestlé KitKat и Nestlé Shreddies. Используя такой тип структуры портфеля компания получает более высокую гибкость при разработке различных типов своих предложений. Опасностью является излишне высокая нагрузка на корпоративное название, что ведет к размыванию бренда в целом [30, C. 137].
Марочная структура (branded structure) — фактически это аналог подхода Аакера дом брендов, когда компания несколько названий брендов, не демонстрируя их явной связи с друг другом или с компанией-владельцем. Самые типичные примеры: P&G и Unilever. При та-ком подходе возможно применять очень эффективное сегментирование и целенаправленно воздействовать на выбранные сегменты, которые могут очень сильно отличаться. Однако расходы на реализацию такого подхода к формированию портфеля брендов весьма высоки [30, C.159].
Подход Лафоре и Сондерза. Проведя серию исследований по-священных структурам портфелей брендов, которые используются ведущими компаниями на рынке FMCG, британские исследователи выработали иерархию брендов описывающая новую типологию портфельных стратегий [28] (табл.1).
Таблица 1 Иерархия брендов FMCG согласно Лафоре и Сондерзу
Иерархия брендов Стратегия формирования портфеля брендов |
Уровни иерархии, пример |
Корпоративный брендинг |
Название корпорации (поддерживающее товарный бренд) → Бренд производителя Пример: Heinz Tomato Ketchup |
Поддерживаемый + |
Название корпорации (поддерживающее товарный бренд) → Бренды производителя (поддерживаемый товарный бренд) → Семейный/ супер бренд (поддерживаемый товарный бренд) Пример: Always Alldays Black Panty Liners |
Двойной бренд |
Название корпорации, бренд производителя, семейный бренд + товарный бренд Товарный бренд 1 + товарный бренд 2 Пример: Nestlé (название корпорации) Blue Riband (бренд производителя) |
Мультибрендовая |
Поддерживающий мульти-бренд (семейный бренд под-держиваемый двумя товарными брендами) Тройной бренд (корпоративное название + бренд 1 + бренд 2) Пример: Cadbury’s (корпоративный бренд) Wispa (товар-ный бренд) Toppers (товарный бренд) Hot Chocolate (се-мейный бренд) |
Брендированная |
Моно-бренд Скрытый бренд Пример: Mars, Sneakers |
Приведенные подходы к формированию портфелей брендов позволяют сделать ряд выводов об их применимости к люксовым фэшн-брендам. Подходы Келлера и Лафоре-Сондерза целиком концентрируются на анализе FMCG, не рассматривая экономическую и маркетинговую среду категории роскоши. Традиционно принципы массового маркетинга не применимы к рынкам селективного потреб-ления. Модели Аакера и Олинза являются более универсальными и логичными, что позволяет опираться на них при анализе структур портфелей фэшн-брендов в категории роскоши [3].
Марочный портфель дизайнерских брэндов в фэшн-бизнесе в идеале объединяет брэнды, принадлежащие к разным категориям одежды: от кутюр, прет-а-порте, диффузные брэнды. Отличительной особенностью марочных портфелей дизайнерских брэндов в фэшн-бизнесе является не только достаточно четкая ориентация на внешний образ человека, включая одежду, аксессуары (обувь, сумки, очки, часы, ювелирные изделия), парфюмерию и косметику и даже предметы домашнего обихода (мебель, домашний текстиль, посуда), но и обязательная стилистическая, эмоциональная и семантическая связь с родительским брэндом, идентифицирующим дизайнера. При этом организационные структуры такого марочного портфеля могут принимать различные виды. Рассмотрим подробнее структуры портфелей дизайнерских брэндов, таких как Armani Group и Gucci Group.
Глава 2. Анализ системы управления созданием и продвижением бренда на мировом фэшн-рынке.
2.1. Анализ структуры мирового фэшн-рынка.
Для понимания достаточно устойчивой
современной
На конец 2009 г. лидерство среди глобальных дизайнерских брэндов по версии консалтинговой компании Interbrand выглядит следующим образом [26] (табл. 2).
Таблица 2. Лидеры мирового рынка товаров категории роскоши. (Источник: Interbrand, Top 100 Global Brands, ranking 2005-2009)
Бренд |
Стоимость (Brand Value) ($ млрд.) |
% роста к предыдущему году |
Страна |
Место в списке 100 ведущих мировых брендов (2009) | |||
2009 |
2008 |
2006 |
2005 | ||||
Louis Vuitton |
21,12 |
21,6 |
17.61 |
16.01 |
-2% |
Франция |
16 |
Gucci |
8,18 |
8,25 |
7.16 |
6.62 |
-1% |
Италия |
41 |
Chanel |
6,04 |
6,35 |
5.16 |
4.78 |
-5% |
Франция |
59 |
Hermés |
4,59 |
4,57 |
3,86 |
3,54 |
1% |
Франция |
70 |
Prada |
3,53 |
3,58 |
2,88 |
2,76 |
-2% |
Италия |
87 |
Armani |
3,3 |
3,52 |
2.79 |
2.68 |
-6% |
Италия |
89 |
Burberry |
3,09 |
____ |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Англия |
98 |
2.2 Сравнительный анализ управления брендами компаний Armani Group и Gucci Group.
В качестве
примеров компаний, реализующих в
своей маркетинговой