Управление финансами в торговых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является изучение особенностей финансов торговой организации.
Основными задачами работы является, во-первых, изучить теоретические основы управления финансов торгового предприятия, во-вторых, исследовать способы формирования и управления финансовыми ресурсами организаций и, наконец, проанализировать финансовую деятельность торгового предприятия на примере ООО «Камтекс».

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления финансами торговой
организации 5
Сущность и особенности управления финансами
торговой организации 5
Методология управления финансами торговой организации 7
Формирование, распределение и управление финансовыми
ресурсами торговых организаций 14
Источники формирования основных фондов и оборотных
средств торговой организации 14
Управление оборотными активами торговых организаций 16
Состав и управление дебиторской и кредиторской
задолженностью 18
Управление издержками обращения в торговле 21
Формирование валового дохода торговой организации 23
Прибыль торгового предприятия и ее формирование и
распределение 25
Управление финансовыми ресурсами торговых
организаций на примере ОАО «Камтекс» 29
Анализ показателей финансовой деятельности
ООО «Камтекс» 29
Анализ товарооборота ООО «Камтекс» 30
Анализ формирования и распределения доходов и прибыли
ООО «Камтекс» 32
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_управления финансами торговых организаций.docx

— 75.92 Кб (Скачать)

    По  своей экономической значимости затраты торговых предприятий могу подразделяться на две части:

    а) издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: доработка товаров, предложенных к реализации (с согласия производителя), упаковка, ассортиментный подбор, транспортировка товара, хранение и другое;

    б) расходы, связанные с превращением товарной формы продукции, принятой на реализацию, в денежную: заработная плата работникам с начислениями, административно-управленческие расходы, уплата процентов за кредит, реклама, естественная убыль товаров.

    Если  затраты в сфере обращения  увеличивают цену товара сверх установленной, то вторая группа издержек подлежит компенсации за счет соответствующих скидок с цены для торговых организаций, которые указываются в договоре.

    Издержки  обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах либо к розничному товарообороту, либо к валовому доходу. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов  предприятия за определенный период.

    Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения.

    Уровень издержек обращения определяется по формуле: 

    (4.1) 

    (4.2)

    где ИОБР – сумма издержек обращения.

    Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торгово-хозяйственной деятельности. По  нему судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 рубль (1000 руб.) товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Издержкоотдача  как обратный показатель издержкоемкости  находится по выражению [9, c.104]:

                                           ИОТД = (Т / ИОБР ) × 100                                            (4.3)

    Рентабельность  издержек обращения вычисляют по формуле:

                                           РИЗД = ПРЕАЛ / ИОБР                                                               (4.4)

    Основные  мероприятия по снижению удельного  веса издержек в объеме товарооборота будут способствовать улучшению финансового результата.

    Для улучшения финансового результата деятельности торгового предприятия  необходимо: увеличение товарооборота, объемов торговли; сокращение времени  товарного обращения; повышение  качества товара и расширение ассортимента реализуемых товаров.

    2.5.  Формирование валового дохода торговой организации

    Валовой доход торгового предприятия  - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению [17, c. 53]. В общем виде валовой доход рассчитывается как сумма торговой надбавки предприятия, стоимости оказанных услуг и прочих расходов.

    Основным  источником является доход от реализации товаров, который складывается из торговых надбавок к цене закупленных товаров (примерно 80-85% в общем объеме всех доходов торгового предприятия).

    Будучи  ценой сферы торговли, набавки  формируются в соответствии с  общим механизмом ценообразования. На их величину оказывает влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия, правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения.

    Существуют  два метода определения валового дохода: планируемый период – метод прямого счета и аналитический.

    Исходными данными для прямого счета  являются плановый объем товарооборота отдельных товаров (группы), величина надбавок и норм торговых скидок по отдельным видам товаров (групп).

    Исходными данными для аналитического метода являются результаты экономического анализа величины и состава доходов за период, предшествующий планируемому. На основе этого определятся средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту за период, предшествующий планируемому. Для повышения точности расчетов на планируемый год базовую величину валового дохода корректируют на возможные сдвиги в структуре товарооборота, изменения цен, торговых скидок и надбавок.

    Валовой доход корректируется на сумму внереализационных  доходов и расходов [17, c. 60].

    Внереализационные доходы включают:

  • доходы от долевого участия в совместных предприятиях от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • штрафы, получаемые с поставщиков за недопоставку и нарушение качества товаров, за нарушение договорных условий, пени, полученные от покупателей за несвоевременную оплату счетов;
  • суммы частичного возмещения ущерба, неустойка в размере одного процента от стоимости вещей, сданных на комиссию, при возврате их сдатчикам;
  • суммы, поступившие от ранее списанных долгов и дебиторской задолженности.

    В состав внереализационных расходов включаются:

    1. штрафы и пени, уплаченные за простой транспортных средств, нарушения договорных условий;
    2. пени, уплаченные за несвоевременную оплату счетов;
    3. суммы потерь по таре;
    4. потери от списания дебиторской задолженности;
    5. потери от стихийных бедствий.

    Для предприятия, оказывающего торговые услуги, валовой доход – это источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом и формирования прибыли. В условиях хозяйственной самостоятельности размер валового дохода предприятия, функционирующего в сфере торгового обращения, должен превышать затраты, требуемые для выполнения им своих функций.

    1. Прибыль торгового предприятия и ее формирование и распределение

    Финансовый  результат торгово-хозяйственной  деятельности предприятия любой  организационно-правовой формы представлен  в виде прибыли или убытка. Сущность прибыли торгового предприятия  определяется как:

  • главная цель коммерческого предпринимательства и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
  • мера эффективности коммерческой деятельности;
  • источник финансовых ресурсов для развития предприятия и увеличение его рыночной стоимости.

    Основными видами прибыли в торговле являются валовая прибыль, прибыль от продаж и чистая (нераспределенная) прибыль.

    Прибыль от продаж исчисляется по формуле:

                                          ПРЕАЛ = ДВАЛ – ИОБР                                                     (5.1)

    Прибыль – разность между валовым доходом  и издержками обращения предприятия – принято называть в рамках налоговой системы бухгалтерской, или валовой. Она рассчитывается по формуле:

                                          ПВАЛ – ПРЕАЛ ± СВДР,                                                  (5.2)

    где СВДР – сальдо внереализованных доходов  и расходов, руб.

    Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена  по формуле:

                                      ПЧИСТ = ПВАЛ – НПРИБ ± СЧДР,                                        (5.3)

      где    НПРИБ – налог на прибыль и налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.;

      СЧДР – сальдо чрезвычайных  доходов и расходов, руб.

    Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств. К ним относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и тому подобное.

    Определение порядка распределения и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции самого предприятия. Так, основные направления использования прибыли определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких  размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.

    Так, прибыль, остающаяся в распоряжении торгового предприятия, может быть направлена по следующим направлениям: резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления, фонд социальной сферы и прочие распределения.

    Резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Туда можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение для покрытия непредвиденных потерь и убытков, компенсации риска.

    Фонд  накопления объединяет ту часть остающейся в распоряжении предприятия прибыли, которая предназначена для финансового обеспечения развития предприятия. За счет данного фонда осуществляется финансирование строительства новых объектов, расширение и реконструкция, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств.

    Фонд  социальной сферы предназначен для  финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительских учреждений, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений.

    Фонд  накопления и фонд социальной сферы  могут выступать в виде единого  фонда накопления.

    Фонд  потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий  по развитию социальной сферы и материальному  поощрению работников  аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества.

    Структура использования прибыли торгового  предприятия может быть описана с помощью системы коэффициентов.

    Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается как: 

    (5.4)

    где НПРИБ – налог на прибыль и налоги, выплачиваемые за счет прибыли.

    Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий  ее долю, направляемую на развитие предприятия, рассчитывается по формуле: 

    (5.5)

    где  ФН – сумма прибыли, направляемая в фонд накопления, руб.

    Коэффициент потребления прибыли исчисляется  по формуле:

                                            КПП = (ФП + ФП) / ПЧИСТ,                                          (5.6)

    где  ФП – сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.

    Коэффициент резервирования прибыли определяется по формуле: 

    (5.7)

    где РФ – сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб.

    В то же время торговые предприятия  вправе не создавать фонды специального назначения, а расходовать средства на различные цели разного рода характера напрямую из чистой (нераспределенной) прибыли. Но в любом случае расходы следует подвергать анализу в целях экономически оправданного их распределения.

    Вывод. Оборотные средства торговых организаций представляют собой совокупность денежных средств, инвестируемых в сферу обращения на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения. По источникам формирования оборотные средства торговли характеризуются высоким участием кредитов банка в формировании товарных запасов.

Информация о работе Управление финансами в торговых организациях