Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа
Главной целью работы является изучение особенностей финансов торговой организации.
Основными задачами работы является, во-первых, изучить теоретические основы управления финансов торгового предприятия, во-вторых, исследовать способы формирования и управления финансовыми ресурсами организаций и, наконец, проанализировать финансовую деятельность торгового предприятия на примере ООО «Камтекс».
Введение 3
Теоретические основы управления финансами торговой
организации 5
Сущность и особенности управления финансами
торговой организации 5
Методология управления финансами торговой организации 7
Формирование, распределение и управление финансовыми
ресурсами торговых организаций 14
Источники формирования основных фондов и оборотных
средств торговой организации 14
Управление оборотными активами торговых организаций 16
Состав и управление дебиторской и кредиторской
задолженностью 18
Управление издержками обращения в торговле 21
Формирование валового дохода торговой организации 23
Прибыль торгового предприятия и ее формирование и
распределение 25
Управление финансовыми ресурсами торговых
организаций на примере ОАО «Камтекс» 29
Анализ показателей финансовой деятельности
ООО «Камтекс» 29
Анализ товарооборота ООО «Камтекс» 30
Анализ формирования и распределения доходов и прибыли
ООО «Камтекс» 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
При проведении экономического анализа используются различные источники информации. Основные из них – централизованные (нормативные), плановые, учетно-отчетные и внеучетные источники.
К централизованным источникам относятся все действующие на дату проведения анализа нормативы: ставки налогов, тарифы на оплату услуг и т.д.
Все
показатели текущих и стратегических
планов, разрабатываемых
Учетно-отчетными источниками являются данные бухгалтерского, статистического, налогового, оперативного учета и отчетности.
Бухгалтерская информация представляет собой совокупность показателей, которые отражаются в финансовой отчетности и дают сведения о кругообороте средств и ресурсов предприятия на основании учета и строгого документирования на счетах, балансе.
Статистическая информация – это сведения, которые отражаются в официальных формах статистической отчетности.
Налоговая информация представляет собой систему данных для определения налоговой базы на основе разработанных таблиц, справок бухгалтера и иных документов налогоплательщика.
Оперативная
информация обслуживает текущую, ежедневную
деятельность предприятия и выполняет
функцию регулирования и
Все остальные источники информации являются внеучетными. К ним обычно относятся хозяйственно-правовые документы (устав, учредительный договор, например), акты проверок и ревизий, договоры на поставку товаров, аренду помещений или оборудование, объяснительные записки, протоколы совещаний, данные маркетинговых исследований и тому подобное.
Задача экономического анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, отражающих факты финансовой деятельности, составить целостную картину торгово-хозяйственного процесса, выявить присущие ему тенденции и предложить наилучший в данных условиях вариант для принятия решения по управлению этим процессом. Следовательно, анализ всегда предшествует управленческим решениям и действиям, обосновывает их, обеспечивает их объективность и финансовую эффективность.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития организации. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое планирование имеет особое значение. Определяя роль планирования, американские профессора Р.Хизрич и М. Питерс пишут: «Планирование - это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может очень дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы, - поставщики, потребители, конкуренты, банки - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а, следовательно, планировать и свою деятельность» [16, с. 82].
В современной литературе, к сожалению, вопросам финансового планирования уделяется недостаточное, на наш взгляд, внимание, в то время как его актуальность очевидна.
Основным документом финансового планирования стал бизнес-план. Составление бизнес-плана осуществляется, во-первых, для внутрифирменного планирования; во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника. Как правило, бизнес-план представляет документ текущего и среднесрочного планирования и разрабатывается на пятилетний срок, отражая все аспекты коммерческой деятельности и финансовые результаты.
При расчете показателей планов доходов и расходов, денежных поступлений и выплат, источников и использования средств, баланса активов и пассивов используют традиционные методы: нормативный, балансовый, расчетно-аналитический, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.
На основе данных планов можно проследить финансовую стратегию хозяйствующего субъекта. Однако, на наш взгляд, существуют определенные недостатки такого планирования. Преследуя цель привлечения внешних инвесторов, в бизнес-планах зачастую отражаются нереальные показатели. Другим недостатком является отсутствие некоторой гибкости, которая должна присутствовать в условиях работы часто изменяющегося портфеля заказов.
В рамках программы реформирования предприятий Министерством экономики Российской Федерации разработаны и введены "Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия" приказ от 1 октября 1997 г. № 118, где значительная часть отведена финансовой политике и составлению финансового плана как реализации финансовой политики предприятия. Не отказываясь от разработки долгосрочной стратегии - бизнес-плана, рекомендации для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий [1, с. 12], предлагают использовать систему бюджетов. Каждое структурное подразделение и служба предприятия составляют ежемесячные сводные бюджеты с приложениями, в которых представлены функциональные бюджеты по статьям затрат (бюджет фонда оплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет прочих расходов).
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия: бюджет фонда оплаты труда определяет платежи во внебюджетные фонды, бюджет материальных затрат и потребления энергии - основную часть сторонних платежей предприятий, и др. Базирующийся на принципе декомпозиции (каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня) сводный бюджет по составу затрат равен сумме сводного бюджета структурных подразделений и кредитного и налогового бюджетов. Налоговый бюджет планируется только в целом по предприятию. Сводный бюджет предприятия представляет совокупность бюджетов подразделений и служб. Переход на систему бюджетирования целесообразен, однако требует определенных корректировок.
Элементами новизны данной методики выступает предварительное распределение постоянных издержек по основным видам продукции, переменных издержек по каждой товарной группе; прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации; для текущего планирования - учет разницы между временем отгрузки и временем оплаты продукции; создание центров ответственности; выделение в качестве ключевых исходных прогнозных данных баланса прибыли и убытков, движение денежных средств.
Организация финансового планирования, как составной части финансового менеджмента, в современных условиях приобретает большее значение. На организацию финансового планирования на современном этапе влияет ряд факторов: расширение сфер деятельности хозяйствующего субъекта, общеэкономические явления - инфляционные процессы, изменение кредитных ставок и другое, а также широкий спектр организационно-правовых форм деятельности.
Однако следует отметить, что структура и содержание финансового плана в рамках бизнес-плана в недостаточно полном объеме способствует эффективному управлению финансами.
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.
Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах торговой системы.
Вывод. Формирование рыночных отношений обусловило необходимость перестройки системы управления предприятием и, прежде всего, такой важной его функции, как управление финансами. Значение достоверной, объективной информации резко возросло, так как предприятия, ставшие в полной мере самостоятельными, несут экономическую ответственность за свои решения и деятельность. В этих условиях коммерческий и финансовый успех во многом зависит от того, насколько эффективно на предприятии выполняет свои функции финансовый отдел.
Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, используют различные формы и методы целенаправленного воздействия на финансовые ресурсы. К ним относятся анализ и диагностика финансовой деятельности, финансовое прогнозирование, финансовое планирование, финансовое программирование.
Особенностью управления финансами торговых организаций является получение выручки, в основном, в наличной денежной форме,
В
следующей главе мы рассмотрим, каким
образом формируются, распределяются
и управляются финансовые ресурсы
торговых организаций.
торговой организации
Теоретически источниками формирования оборотных активов могут быть любые источники финансовых ресурсов предприятия, как краткосрочные, так и долгосрочные. Однако вид конкретного источника накладывает ограничения на его использовании при финансировании инвестиций в оборотный капитал. Так, уставный капитал и добавочный капитал в денежной части используются для финансирования оборотных средств, как правило, лишь на начальном этапе деятельности организации, когда иных источников для авансирования средств в основной и оборотный капитал у предприятия просто не существует. Нераспределенная прибыль предприятия представляет собой основной собственный источник формирования оборотных активов в силу своей гибкости: при снижении потребности в оборотных активах высвободившиеся средства могут легко быть направлены на другие инвестиционные нужды либо на потребление.
Присутствие прибыли организации в составе источников формирования оборотных активов сообщает последнему дополнительную финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе, снижая риск потери ликвидности в краткосрочной. Доля нераспределенной прибыли, использованная на финансирование оборотных активов, известна, как собственные оборотные средства1. Однако финансирование оборотных активов за счет собственных источников имеет обратную сторону в виде высокой стоимости последних. Как следствие, необходимо достижение компромисса между снижением риска потери ликвидности и повышением стоимости финансирования, то есть снижением экономической эффективности. Нахождение оптимального соотношения между различными источниками финансирования и представляет собой содержание управления финансированием оборотных активов.
Теоретически, а в условиях стабильной экономики и практически, на финансирование оборотных активов торговой организации могут направляться долгосрочные кредиты и займы предприятия. Этот источник имеет преимущество по сравнению с собственными в виде более низкой стоимости, которое, однако, уравновешивается необходимостью выплачивать кредитору проценты в течение всего срока кредитования, в том числе и в случае, когда полученные заемные средства не востребованы предприятием. Чтобы избежать подобного негативного развития событий, использование долгосрочных обязательств для финансирования оборотных активов принято ограничивать постоянной, или системной, частью оборотных активов.
Информация о работе Управление финансами в торговых организациях