Управление финансами в торговых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является изучение особенностей финансов торговой организации.
Основными задачами работы является, во-первых, изучить теоретические основы управления финансов торгового предприятия, во-вторых, исследовать способы формирования и управления финансовыми ресурсами организаций и, наконец, проанализировать финансовую деятельность торгового предприятия на примере ООО «Камтекс».

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления финансами торговой
организации 5
Сущность и особенности управления финансами
торговой организации 5
Методология управления финансами торговой организации 7
Формирование, распределение и управление финансовыми
ресурсами торговых организаций 14
Источники формирования основных фондов и оборотных
средств торговой организации 14
Управление оборотными активами торговых организаций 16
Состав и управление дебиторской и кредиторской
задолженностью 18
Управление издержками обращения в торговле 21
Формирование валового дохода торговой организации 23
Прибыль торгового предприятия и ее формирование и
распределение 25
Управление финансовыми ресурсами торговых
организаций на примере ОАО «Камтекс» 29
Анализ показателей финансовой деятельности
ООО «Камтекс» 29
Анализ товарооборота ООО «Камтекс» 30
Анализ формирования и распределения доходов и прибыли
ООО «Камтекс» 32
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_управления финансами торговых организаций.docx

— 75.92 Кб (Скачать)

    В литературе нет единого мнения относительно того, как правильно определить постоянную (системную) и переменную (сезонную) части потребности в оборотном капитале. Предположим, однако, что потребность в оборотных активах, а, следовательно, и в источниках финансирования, можно условно разделить на постоянную и переменную, или сезонную, части [11, c.55].

    Постоянная  часть оборотных активов определяется как некоторый минимум оборотных  активов, необходимый для продолжения  деятельности предприятия. Сезонная составляющая отражает потребность в дополнительных оборотных активах, связанную с сезонными колебаниями реализации продукции.

    В остаточной части оборотные активы финансируются за счет краткосрочных источников: заимствований финансового характера, то есть предусматривающих выплату процента кредитору в явном виде, либо задолженности по счетам поставщиков, а также устойчивых пассивов – счетов начислений. В число последних входят минимальная переходящая задолженность по оплате труда, по некоторым видам налогов или иных обязательных платежей, задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, задолженность заказчикам по авансам полученным и предоплате продукции и тому подобное.

    Определение оптимального соотношения между  источниками финансирования невозможно без классификации краткосрочных источников в зависимости от их стоимости. По этому признаку источники финансирования оборотных активов можно условно поделить на три основные группы [11 c. 59].

    Во-первых, устойчивые пассивы, которые могут  рассматриваться, как безвозмездные при условии соблюдения сроков оплаты.

    Во-вторых, задолженность по счетам поставщиков  является безвозмездной лишь внешне, так как поставщики продукции  в кредит объективно должны закладывать в цену продукции стоимость финансирования средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

    И наконец, краткосрочные банковские кредиты, и иные заимствования финансового характера являются по определению безвозмездными, так как их стоимость выражена в явном виде.

    1. Управление оборотными активами торговых организаций

    Оборотные средства торговых организаций представляют собой совокупность денежных средств, инвестируемых в сферу обращения на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.

    Оборотные средства по степени планирования подразделяются на нормируемые оборотные средства и ненормируемые оборотные средства [4, c.90].

    К нормируемым относятся:

  • запасы товаров текущего хранения в розничной сети, на складах, и в пути;
  • денежные средства в кассах и в пути;
  • запасы тары порожней и под товаром;
  • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасы топлива, горючего и материалов для хозяйственных нужд;
  • расходы будущих периодов;
  • запасы сырья и товаров на предприятиях общественного питания.

    К ненормируемым относятся: денежные средства на счетах в банке, средства в расчетах.

    Структура оборотных средств торговли характеризуется  высокой долей товарных запасов – около 90% от общей стоимости оборотных средств, незначительным удельным весом денежных средств – около 5% и расчетами – 5%.

    По  источникам формирования оборотные  средства торговли характеризуются высоким участием кредитов банка в формировании товарных запасов.

    В связи с тем, что объем товарооборота  значительно колеблется по отдельным кварталам года, в качестве исходных данных для расчета нормативов принимается товарооборот IV квартала планируемого года, исчисленный по себестоимости с добавлением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого поставщикам товаров. При этом себестоимость включает в себя покупную цену плюс издержки обращения по статьям: «Транспортные расходы» и «Расходы по доставке товаров на склад».

    Методы  нормирования собственных оборотных  средств в торговле имеют некоторые  отличия от методов нормирования оборотных средств в промышленности. Эти отличия касаются статей: «Товарные запасы», «Денежные средства в кассах и в пути».

    Методы  нормирования остальных статей собственных  оборотных средств однотипны  с методами нормирования в промышленности.

    По  товарным запасам нормирование начинается с определения нормы запаса в  днях. Эта норма слагается из следующих  составных элементов:

  1. время пребывания товара в форме торгового запаса в торговом зале, в продаже товаров и обеспечения регулярной продажи их до очередного поступления от поставщиков.
  2. время нахождения оплаченного товара в пути.
  3. время приемки товара, проверки его качества и подготовки к продаже.
  4. время пребывания товара в форме гарантийного (страхового) запаса.

    На  основе рассчитанной нормы запаса в  днях определяется плановая потребность оборотных средств по статье «Товарные запасы». Для этого плановый товарооборот IV квартала планируемого года, исчисленный по себестоимости с добавлением налога на добавленную стоимость, делится на 90 дней для определения стоимости однодневного оборота.

    Плановая  потребность в оборотных средствах  по статье «Товарные запасы» определяется путем умножения однодневного оборота  на норму запаса в днях.

    Норма запаса по денежным средствам в кассе  торговых предприятий устанавливается в зависимости от часов работы магазина и графика заезда за выручкой инкассаторов банка. Эта форма колеблется от 0,1 до 0,3 дня. Кроме того, устанавливается день на денежные средства в пути, так как сданная выручка зачисляется на счет торгового предприятия на второй день после поступления выручки в кассу банка.

    Для определения норматива собственных  оборотных средств по данной статье необходимо плановый оборот IV квартала панируемого года, исчисленный по полной продажной стоимости, включая и налог на добавленную стоимость, разделить на 90 дней. Полученный однодневный оборот умножить на норму запаса денежных средств в кассе и в пути [15, с. 112].

    1. Состав и управление дебиторской и кредиторской задолженностью

    Неотъемлемая  часть оборотных средств –  дебиторская задолженность. Ее увеличение может быть вызвано:

  • неразборчивым выбором партнеров, неосмотрительной кредитной политикой предприятия в отношении к покупателям;
  • неплатежеспособностью некоторых покупателей;
  • ускоренным ростом объема продаж, опережающим темпы роста кредиторской задолженности;
  • трудностями в реализации продукции, когда предприятия вынуждены идти на уступки дебиторам.

    Сокращение  дебиторской задолженности может  быть вызвано:

  • улучшением платежной дисциплины;
  • активным воздействием на дебиторов по взысканию долгов рациональным выбором партнеров;
  • улучшением финансовых инструментов в работе в дебиторами, например, взимание процента за отсрочку платежа, предоставление скидок за досрочное погашение задолженности;
  • сокращением продажи в кредит;
  • снижением объема продаж, приводящим к снижению числа покупателей.

    Дебиторская задолженность взаимосвязана с  кредиторской задолженностью. Считается, что дебиторская задолженность, размеры и ликвидность которой  соответствуют размеру и срочности погашения кредиторской задолженности, обеспечивает платежеспособность предприятия.

    Дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования на долгосрочную и краткосрочную [6, c.85]. От продолжительности периода погашения дебиторской задолженности зависит доля безнадежных долгов к получению. Безнадежной задолженностью считается нереальные для взыскания суммы, возникающая, в основном, из сомнительных долгов. Сомнительный долг – это дебиторская задолженность предприятия, не погашенная в сроки, установленные договором.

    По  причинам возникновения дебиторская  задолженность бывает срочной и  просроченной. Срочная дебиторская  задолженность возникает вследствие заключенных договоров и применяемых форм расчетов с юридическими и физическими лицами. Просроченная дебиторская задолженность есть результат недостатков в работе предприятия. Она включает не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам, расчеты за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок. Просроченная задолженность – незаконно отвлеченные из оборота средства, нарушение финансовой дисциплины.

    Состав дебиторской задолженности характеризуется, во-первых, ее удельным весом в общем объеме оборотных средств, который находится отношением величины дебиторской задолженности к величине оборотных средств. Чем выше этот показатель, тем более мобильна структура имущества предприятия.

    Во-вторых, состав дебиторской задолженности  характеризуется удельным весом сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности. Этот показатель отражает качество дебиторской задолженности. Его рост свидетельствует о снижении ликвидности, о величине потерь средств в расчетах с дебиторами.

    Управление дебиторской задолженностью торговой организации включает:

  • контроль над состоянием расчетов с покупателями;
  • формирование широкого круга потребителей, что позволяет  уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
  • необходимость следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и вызывает необходимость в привлечении дополнительных, менее эффективных источников финансирования;
  • использование способа начисления процентов за отсрочку платежа или предоставления скидок дебиторам при досрочной оплате;
  • использование факторинга в расчетах.

    Управление  дебиторской задолженностью связано  с инкассацией денежной наличности, то есть процессом получения денежных наличных средств за реализованные товары. Доля средних ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале времени от момента реализации товаров называется коэффициентом инкассации: 
 
 

    (3.1)

    где           - дебиторская  задолженность за период t,

                     - товарооборот за период t,

           t – период 1 … n.

    Коэффициент инкассации характеризует уровень  дебиторской задолженности в отношении к выручке от продаж за определенный период. Чем он выше, тем большая часть товаров продана с рассрочкой платежа, а значит, с отвлечением средств из оборота, что снижает их эффективность. Снижение данного коэффициента означает рост денежных средств, полученных без отсрочек, ускорение притока средств от дебиторов.  Результат ускорения поступлений дебиторской задолженности – сокращение общей потребности предприятия в оборотных средствах.

    Нерациональное  управление дебиторской и кредиторской задолженностью приводит к дефициту денежных средств, который негативно отражается на платежеспособности предприятия, порождает кризисные явления.

    1. Управление издержками обращения в торговле

    Издержки  обращения представляют собой общественно  необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение коммерцией своих функций и задач [9, с. 182]. Они учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

    Номенклатура  статей издержек обращения торговой организации носит ярко выраженный отраслевой характер:

  • Транспортные расходы
  • Расходы на оплату труда
  • Отчисления на социальное страхование
  • Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
  • Расходы на амортизацию
  • Расходы на ремонт основных средств
  • Износ специальной и санитарной одежды, столового белья, посуды, приборов и других быстроизнашивающихся материалов и малоценного имущества
  • Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
  • Расходы на хранение, проработку, подсортировку и упаковку товаров
  • Расходы на торговую рекламу
  • Потери товаров и технологические отходы
  • Расходы на тару
  • Прочие расходы

Информация о работе Управление финансами в торговых организациях