Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ бюджетирования, как составной части финансового планирования на предприятии и выявление основных проблем при формировании бюджетов.
Задачи курсовой работы:
определить сущность финансового планирования на предприятии;
рассмотреть виды и методы финансового планирования;
описать технологию бюджетирования на предприятии;
показать взаимодействие элементов финансовой структуры.
Введение........................................................................................................... 4
Глава1. Сущность и виды финансового планирования предприятия.......... 6
1.1 Сущность финансового планирования в организации............................ 6
1.2 Виды финансового планирования предприятия.................................... 10
1.3 Понятие и роль бюджетирования........................................................... 18
Глава 2. Технология бюджетирования на предприятии.............................. 23
2.1 Формирование бюджетов........................................................................ 23
2.2 Проблемы бюджетирования на предприятиях...................................... 33
Заключение.................................................................................................... 39
Библиографический список........................................................................... 41
Изучив разнообразие точек
зрения, можно предложить универсальную
трактовку понятия
Чтобы сохранить целостность
и способность функционировать,
предприятие, как единая система, вынуждено
отвечать на воздействие соответствующим
противодействием в необходимый
момент[26]. Для этого система управления
должна иметь большое число
Организация не может функционировать
вне действия на нее внешней и
внутренней среды. Воздействия могут
иметь как закономерно
получение недостающей информации о взаимодействиях предприятия с внешней средой через составление картотеки проблем предприятия или формирование «дерева проблем»;
проведение управленческого анализа;
организация работы по кадровому обеспечению процесса бюджетирования параллельно с проводимым анализом[17].
Опираясь на систему бюджетирования,
руководители заранее могут оценить
эффективность управленческих решений,
оптимальным образом
Бюджет представляет собой
план деятельности предприятия или
подразделения в количественном
выражении, инструмент координации
и контроля за его выполнением. Он
охватывает все сферы финансово-
Составление бюджетов преследует следующие цели.
Разработка концепции
существования предприятия
планирования финансово-
оптимизации затрат и прибыли предприятия;
координации и согласования деятельности различных подразделений предприятия.
Развитие коммуникаций при помощи доведения планов до сведения руководителей разных уровней.
Усиление мотивации
Организация контроля и оценки эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом по центрам ответственности.
Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Обычно бюджеты составляют на год, на квартал, на месяц. Возможно составление так называемого «скользящего» бюджета, составляемого на длительный период времени (например, год) с корректировкой в процессе исполнения (например, ежемесячно). Необходимость таких разновидностей бюджетов вызвана несколькими обстоятельствами, и в первую очередь ситуационным подходом к планированию и разработке новых направлений в деятельности предприятия, особенно в условиях неопределенности, а также поиском новых методов управления.
В широком смысле бюджеты подразделяются на три основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую деятельность предприятии, финансовый план, представляющий собой прогноз финансовой отчетности и инвестиционный план — проект инвестиционной деятельности предприятия на планируемый период[22].
Исходя факторов, формирующих
хозяйственную деятельность и связанных
с выпуском продукции, можно определить
следующую структуру
Текущий (операционный) бюджет, который включает в себя:
Бюджет реализации;
Бюджет производства (производственную программу);
Бюджет переходящих запасов;
Бюджет потребностей в материалах;
Бюджет прямых затрат на оплату труда;
Бюджет общепроизводственных расходов;
Бюджет цеховой себестоимости продукции;
Бюджет коммерческих расходов;
Бюджет общехозяйственных расходов;
Бюджет прибылей и убытков.
Финансовый план, включающий в себя:
План денежных потоков.
Инвестиционный бюджет, состоящий из:
Плана капиталовложений.
Таким образом, современное
внутрифирменное планирование и
управление, основанное на системе
бюджетирования, представляет собой
целенаправленные, последовательные,
а также ограниченные определенными
принципами действия, позволяющие разрабатывать
сбалансированные и оптимальные
планы развития предприятия. Бюджетирование
позволяет получить конкурентные преимущества
посредством создания эффективной
системы управления ресурсами и
благодаря использованию
Глава 2. Технология бюджетирования на предприятии
Формирование бюджетов
Бюджетный процесс, протекающий
на предприятии, можно представить
как периодически повторяющиеся
процедуры формирования, согласования
и утверждения бюджетов, а также
контроля их исполнения и анализа
отклонений. В связи с этим, деятельность,
направленная на структурирование бизнес-процессов,
распределение функций и
Формирование бюджета – это процесс, формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы (Приложение 1).
При структуризации бюджета предприятия можно выделить два основных этапа:
Формирование бюджетной структуры;
Построение финансовой структуры.
На этапе формирования
бюджетной структуры
Общий бюджет предприятия разрабатывается по единым утвержденным формам и состоит из следующих бюджетов[8]:
операционный бюджет, определяющий планируемые операции на предстоящий период для сегмента или отдельной функции предприятия;
финансовый бюджет - совокупность результирующих форм, позволяющих получить представление о планируемых результатах деятельности предприятия, финансовых потоках, ожидаемых изменениях экономического потенциала и финансового состояния.
Кроме того, наряду с операционными
и финансовыми бюджетами
На этапе построения финансовой
структуры предприятия
Центр планирования (ЦП) - структурные подразделения или должностные лица, имеющие исключительное право на определение основных тенденций работы предприятия посредством составления бизнес-прогнозов;
Центр финансовой ответственности
(ЦФО) - структурные подразделения
предприятия или должностные
лица, в функциональные обязанности
которых входит контроль за составлением
плана деятельности предприятия
и движением материально-
Центр затрат (ЦЗ) - направления расходования материально-финансовых ресурсов.
Центр доходов (ЦД) ‑ центр ответственности, осуществляющий сбытовую деятельность от лица предприятия, организующий процесс отгрузки товарной продукции и поступления финансовых ресурсов от потребителей, и формирующий предложения по ценам на продукцию.
Центр основного производства (ЦОП) – центр ответственности, несущий определенные затраты непосредственно на выполнение процесса производства.
Центр прибыли и инвестиций (ЦПИ) ‑ центр ответственности, который осуществляет деятельность, направленную на консолидированное управление финансовыми ресурсами и централизованную инвестиционную политику предприятия.
Данное выделение позволяет
определить полномочия и идентифицировать
структурные подразделения как
участников бюджетного процесса, отвечающих
за планирование и выполнение планируемых
показателей в рамках своей компетенции.
Но в действительности, на предприятии
некоторые структурные
организацию планирования и нормирования вверенного ему набора статей;
правильность планирования соответствующих статей бюджета;
контроль за выполнением плановых параметров статей бюджета;
принятие решений по устранению отклонений плановых статей бюджета от фактических параметров.
Итак, как видно из Приложения
1, непосредственно процесс
Бюджет продаж
Прогноз объема продаж и составление бюджета продаж являются отправной точкой и критическим моментом всего процесса подготовки генерального бюджета компании. Бюджет продаж определяется руководством организации на основе исследований отдела маркетинга с учетом производственных ограничений. Ведь предприятие не всегда может производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в том объеме, который востребован рынком, в силу ограниченности производственных мощностей, финансовых ресурсов и т.д. На основании информации бюджета продаж[24]:
прогнозируется сумма выручки, необходимая для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках;
разрабатываются производственная программа и бюджет производства;
прогнозируются денежные
потоки в части поступлений денежных
средств от покупателей и заказчиков
в зависимости от существующих или
планируемых условий
составляется бюджет коммерческих расходов, необходимых для привлечения покупателей и заказчиков и обеспечения объемов продаж, запланированных в бюджете продаж.
Бюджет продаж должен отражать квартальный или месячный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции.
Бюджет производства
Бюджет производства —
это производственная программа, которая
определяет запланированные номенклатуру
и объем производства в бюджетном
периоде. Бюджет производства опирается
на бюджет продаж, учитывает производственные
мощности, увеличение или уменьшение
запасов, а также величину внешних
закупок. Для расчета объема товаров,
которые должны быть произведены, используется
следующая универсальная
Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода.
С одной стороны большой
запас продукции поможет
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет коммерческих расходов формируют после составления бюджета продаж. Коммерческие расходы включают в себя все, что связано с реализацией продукции. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Информация о работе Управление финансами предприятия на основе бюджетного метода