Управление дебиторской задолженностью предприятия (На примере ООО «Байкал-Сервис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, определение на-правлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необ-ходимо решить ряд задач:
- изучить правовые основы расчетов предприятий со своими дебиторами и кредиторами;
- определить цели, задачи и методы управления дебиторской и кредитор-ской задолженности;
- рассмотреть структуру и динамику дебиторской и кредиторской задол-женности предприятия;
- определить качество и ликвидность дебиторской и кредиторской задол-женности исследуемого предприятия;
- сравнить дебиторскую и кредиторскую задолженность по объему, темпам роста и оборачиваемости;

Содержание

Введение
1.Теоритические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1. Сущность, структура, виды и причины образования дебиторской задолженности
1.2. Политика управления дебиторской задолженностью
2. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «Байкал-Сервис»
2.1. Общая характеристика деятельности организации
2.2. Оценка системы управления дебиторской задолженностью в ООО «Байкал-Сервис»
3. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью
3.1. Предложения по улучшению системы управления дебиторской задолженностью
3.2. Оценка экономического эффекта от реализации предложенных мер
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая ф.м..docx

— 544.08 Кб (Скачать)

                                        ВПдз = ДЗпр / Оо,                                           (5)

где:

 ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ДЗпр — средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

На пятом этапе анализа  определяют сумму эффекта, полученного  от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

                            Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,                                        (6)

где:

Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа  анализа может быть определен  и относительный показатель —  коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

                                   Кэдз = Эдз / ДЗрп,                                           (7)

где:

 КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной  политики организации.

2 этап: Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции  в кредит (с отсрочкой платежа  за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант  отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в  то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить  уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а  в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

3 этап: Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

При расчете этой суммы  необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

                   Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360,                              (8)

где:

 Идз — необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк — планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс:ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  организации не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4 этап: Формирование системы кредитных условий

В состав этих условий входят следующие элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует  предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа  за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует  объем реализации продукции (при  прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, и  увеличению продолжительности финансового  и всего операционного цикла  организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать  его влияние на результаты хозяйственной  деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует  максимальный предел суммы задолженности  покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при  потребительском кредите — средней  стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния  организации — кредитора и  других факторов. Кредитный лимит  дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой  продукции.

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении. Алгоритм этого  расчета характеризуется следующей формулой:

                              ПСк = ЦСн х 360 / СПк,                             (9)

где:

ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию;

СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость  товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В  противном случае он не будет стимулировать  реализацию продукции в кредит, так  как покупателю будет выгодней взять  краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную  продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие  пени, штрафы и неустойки. Размеры  этих штрафных санкций должны полностью  возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска  снижения уровня платежеспособности и  другие).

5 этап: Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

В основе установления таких  стандартов оценки покупателей лежит  их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита  — товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность покупателя;
  • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту  оценка осуществляется обычно по следующим  критериям:

  • дееспособность покупателя;
  • уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
  • состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей —  обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

  • из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
  • из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
  • из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем  непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью  проверки состояния его имущества  и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор  методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия (На примере ООО «Байкал-Сервис»)