Управление дебиторской задолженностью предприятия (На примере ООО «Байкал-Сервис»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, определение на-правлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необ-ходимо решить ряд задач:
- изучить правовые основы расчетов предприятий со своими дебиторами и кредиторами;
- определить цели, задачи и методы управления дебиторской и кредитор-ской задолженности;
- рассмотреть структуру и динамику дебиторской и кредиторской задол-женности предприятия;
- определить качество и ликвидность дебиторской и кредиторской задол-женности исследуемого предприятия;
- сравнить дебиторскую и кредиторскую задолженность по объему, темпам роста и оборачиваемости;

Содержание

Введение
1.Теоритические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1. Сущность, структура, виды и причины образования дебиторской задолженности
1.2. Политика управления дебиторской задолженностью
2. Анализ управления дебиторской задолженностью в ООО «Байкал-Сервис»
2.1. Общая характеристика деятельности организации
2.2. Оценка системы управления дебиторской задолженностью в ООО «Байкал-Сервис»
3. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью
3.1. Предложения по улучшению системы управления дебиторской задолженностью
3.2. Оценка экономического эффекта от реализации предложенных мер
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая ф.м..docx

— 544.08 Кб (Скачать)

 МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Управление дебиторской  задолженностью предприятия

(На примере ООО «Байкал-Сервис»)

 

 

 

 

                                          

 

                                                           Дисциплина: Финансовый менеджмент 

 

                                                                                                Выполнила:

                                                                              Иванова М.И., (Специальность, курс)

 

Руководитель:

                                                  Иванов И.И. 

Москва

2010

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

1.Теоритические основы  управления дебиторской задолженностью  предприятия

1.1. Сущность, структура, виды  и причины образования дебиторской  задолженности

1.2. Политика управления  дебиторской задолженностью

2. Анализ управления дебиторской  задолженностью  в ООО «Байкал-Сервис»

2.1. Общая характеристика  деятельности организации

2.2. Оценка системы управления  дебиторской задолженностью в  ООО «Байкал-Сервис»

3. Направления совершенствования  управления дебиторской задолженностью

3.1. Предложения по улучшению  системы управления дебиторской  задолженностью

3.2. Оценка экономического  эффекта от реализации предложенных  мер

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
 
В основе финансовой деятельности коммерческих предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производ-ства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства долж-ны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться предприятию. Деби-торская задолженность является одним из основных источников формиро-вания финансовых потоков платежей.  
Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организа-ции. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновре-менно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.  
Для предприятия очень важно не допустить необоснованного увеличе-ния дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты и своевременно принимать меры по истребованию про-сроченной задолженности.  
Управление дебиторской задолженностью должно способствовать рас-ширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости органи-зации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшество-вать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.  
В условиях острого недостатка оборотных средств, характерного для многих предприятий (коэффициент текущей ликвидности в промышленности немногим больше единицы), завышенные размеры дебиторской задолженно-сти снижают мобильность оборотных активов, приводят к неоправданному росту продолжительности финансового цикла.  
Поскольку в общей сумме дебиторской задолженности преобладает за-долженность заказчиков за поставленные им товары, то при анализе дебитор-ской задолженности целесообразно сопоставлять ее динамику с динамикой выручки от проданных товаров.  
Другой важнейший показатель - удельный вес просроченной дебитор-ской задолженности. С ростом объема продаж общая сумма просроченной дебиторской задолженности также возрастает, но ее удельный вес должен снижаться. Однако многое зависит от состава покупателей. Если увеличение объема продаж связано с освоением производства и реализацией новых това-ров, рассчитанных на иной круг покупателей по сравнению со сложившимся, то возможны существенные изменения как динамики, так и удельного веса просроченной задолженности.  
Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтер-ском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и креди-торами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Нужно очень внимательно относиться к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контр-агентами.  
Анализ кредиторской задолженности включает в себя расчет и оценку структуры, динамики и оборачиваемости кредиторской задолженности, изу-чение сроков ее образования.  
К задачам финансового менеджмента относится поддержание рацио-нального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредитор-ской задолженности. Общая сумма дебиторской задолженности должна пре-вышать сумму кредиторской задолженности. Это - одно из условий обеспече-ния финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, дебиторская задол-женность - важнейший источник погашения кредиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности по срокам и суммам должна соче-таться с планируемым погашением кредиторской задолженности;  
Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть сопоставима. Средняя продолжительность одного оборота в днях долж-на быть меньше, чем продолжительность оборота дебиторской задолженно-сти, а среднее число оборотов дебиторской задолженности (отношение вы-ручки от реализации-нетто к средним остаткам дебиторской задолженности) должно превышать оборачиваемость кредиторской задолженности (отноше-ние себестоимости реализованной продукции к средней сумме остатков кре-диторской задолженности).  
Обобщая вышесказанное, правильные и своевременные расчеты с деби-торами и кредиторами имеют большое значение для предприятия. Особая роль при этом отводится управлению дебиторской и кредиторской задол-женностью, что входит в обязанности аппарата бухгалтерии и финансовой службы предприятия.  
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем фактом, что ди-намика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на финансовое состояние предприятия.  
Актуальность проблемы управления дебиторской и кредиторской за-долженностью, недостаточность её научной разработанности предопредели-ли выбор темы, обусловили цель и задачи дипломной работы.  
Целью данной работы является анализ и критическая оценка системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, определение на-правлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необ-ходимо решить ряд задач:  
- изучить правовые основы расчетов предприятий со своими дебиторами и кредиторами;  
- определить цели, задачи и методы управления дебиторской и кредитор-ской задолженности;  
- рассмотреть структуру и динамику дебиторской и кредиторской задол-женности предприятия;  
- определить качество и ликвидность дебиторской и кредиторской задол-женности исследуемого предприятия;  
- сравнить дебиторскую и кредиторскую задолженность по объему, темпам роста и оборачиваемости;  
- определить роль анализа состава и качества дебиторской задолженности в оценке ликвидности баланса предприятия;  
- разработать мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской за-долженности.  
Объектом исследования является общество с ограниченной ответствен-ностью «Мособлгазсервис». В соответствии с уставом ООО «Мособлгазсер-вис» осуществляет модернизацию существующих и строительство новых объектов энергетики. Предметом исследования в данной работе является эко-номические отношения, связанные с расчетами ООО «Мособлгазсервис» с различными дебиторами и кредиторами.

1.Теоритические  основы управления дебиторской  задолженностью предприятия

1.1. Сущность, структура,  виды и причины образования  дебиторской задолженности

Все фирмы стараются производить  продажу товара с немедленной  оплатой, но требования конкуренции  вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность (ДЗ) - это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т.д., которую организация планирует получить в течение определенного периода времени. В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.1 Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид выпускаемой продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятая на предприятии система расчетов и т. д.

Факторы, влияющие на уровень ДЗ:

- оценка и классификация  покупателей в зависимости от  вида продукции, объема закупок,  предлагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с  дебиторами, оценка реального состояния  ДЗ;

- анализ и планирование  денежных потоков с учетом коэффициента инкассации.

Моментом возникновения  дебиторской задолженности считается дата перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписания договора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции к покупателю и т. д.

 

ДЗ - это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. В свою очередь дебитор (лат. debitor) — физическое или юридическое лицо, экономический субъект, имеющий денежную или имущественную задолженность (в противоположность кредитору, которому должны деньги другие).2

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность бывает:

  • оправданная, связана с нормальным сроками документооборота. К ней относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца.
  • неоправданная - это просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.
  • безнадежная дебиторская задолженность - это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

По статьям  бухгалтерского баланса дебиторская  задолженность делится на следующие виды:

  • покупатели и заказчики;
  • векселя к получению;
  • задолженность дочерних и зависимых обществ;
  • авансы выданные;
  • прочие дебиторы.

У большинства предприятий  в общей сумме дебиторской  задолженности наибольший удельный вес занимают расчеты за товары, работы и услуги, т.е. счета к получению.

В бухгалтерском балансе  дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на две группы:

  • дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты, т.е. краткосрочная дебиторская задолженность;
  • дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, т.е. долгосрочная задолженность.

Величина дебиторской  задолженности определяется многими факторами. Их можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  • состояние экономики в стране (спад производства увеличивает размеры дебиторской задолженности);
  • состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности);
  • эффективность денежно-кредитной политики Центрального банка РФ (ограничение эмиссии вызывает «денежный голод» и затрудняет расчеты);
  • уровень инфляции (при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма);
  • сезонность выпуска продукции (если это сезонная продукция, то дебиторская задолженность возрастает);
  • емкость рынка и степень его насыщенности (если рынок мал 
    и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с 
    реализацией продукции).

Внутренние факторы:

  • кредитная политика предприятия (неправильное установление сроков и условий предоставления кредитов, не предоставление скидки при досрочной оплате счетов, неверно установленные критерии кредитоспособности, ошибки в определении платежеспособности клиентов, неучтенные риски могут привести к резкому росту дебиторской задолженности);
  • виды расчетов, используемых предприятиями (использование видов расчетов, гарантирующих платеж, сокращает размеры дебиторской задолженности);
  • состояние контроля за дебиторской задолженностью;
  • профессионализм финансового менеджера, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия;

 
• другие факторы.

Внешние факторы не зависят  от деятельности предприятия, и ограничить их влияние на предприятие практически невозможно. Внутренние факторы зависят от самого предприятия, от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью

Количественно величина дебиторской  задолженности определяется двумя факторами:

  • объемом реализации в кредит (общую выручку от реализации товаров и услуг следует разделить на две части - выручку от продажи за наличные и выручку от продажи в кредит, деление это можно провести по фактическим данным за предыдущие периоды);
  • средним промежутком времени между реализацией товаров и получением выручки.3

 

1.2. Политика управления  дебиторской задолженностью

В общей сумме дебиторской  задолженности 80–90 % приходятся на расчеты  с покупателями. Поэтому политика управления дебиторской задолженностью связана в первую очередь с  оптимизацией размера задолженности  и инкассации задолженности за реализованную  продукцию. Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению  к покупателям продукции.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.4

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью представлены на рис.1.

Рисунок 1.Основные этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью на предприятии

 

Политика управления дебиторской  задолженностью включает в себя ряд этапов.

1 этап: Анализ  дебиторской задолженности организации  в предшествующем периоде

Основной задачей этого  анализа является оценка уровня и  состава дебиторской задолженности  организации, а также эффективности  инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности  по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа  оценивается уровень дебиторской  задолженности организации и  его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в  дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

                                     КОАдз = ДЗ/ОА,                                                 (1)

где:

 КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма  дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА — общая сумма  оборотных активов организации.

На втором этапе анализа  определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и  количество ее оборотов в рассматриваемом  периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует  ее роль в фактической продолжительности  финансового и общего операционного  цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

                                    ПИдз = ДЗср/Оо,                                                 (2)

где:

 ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской  задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в  нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

                                 КОдз = ОР/ДЗср,                                                   (3)

где:

КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ОР — общая сумма  оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

На третьем этапе анализа  оценивается состав дебиторской  задолженности организации по отдельным  ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным  срокам ее инкассации.

На четвертом этапе  анализа подробно рассматривается  состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная  задолженность. В процессе этого  анализа используются следующие  показатели:

  • коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

                                     КПдз = ДЗпр / ДЗ,                                             (4)

где:

 КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ — общая сумма  дебиторской задолженности организации;

  • средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия (На примере ООО «Байкал-Сервис»)