Управление дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Развитие предприятия во многом зависит от спроса на продукцию, поскольку высокий объем реализации ведет к увеличению прибыли, а следовательно, и к росту рыночной стоимости предприятия. Объем реализации, в свою очередь, зависит от многих факторов, часть которых находится под контролем предприятия: цена товара, его качество, реклама и кредитная политика.

Продавая товары, предприятие может потребовать оплату или до, или в день поставки, или же предоставить кредит своим клиентам и позволить оплатить позднее. Например, если предприятие производит продукцию по специальному заказу покупателя или несет существенные затраты по доставке товаров, в этом случае разумно потребовать предоплату до поставки. Если товар изготавливается предприятием на заказ и является дорогим, уникальным, то целесообразно предусмотреть поэтапную оплату по мере выполнения работы. Если предприятие поставляет продукцию широкому кругу непостоянных покупателей, то, возможно, имеет смысл требовать оплату в момент поставки. Однако, в целом, реализация товаров, работ, услуг с отсрочкой платежа — это повсеместно распространенная практика.

Работа содержит 1 файл

Глава I Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     - наличие просроченной дебиторской  задолженности ведет к возможной  ситуации списания задолженности  на уменьшение финансовых результатов  организации и, как следствие, может привести к убыткам;

     - наличие сомнительной дебиторской  задолженности и, особенно, тенденция  к ее росту, ухудшают «качество»  дебиторской задолженности и  ведут к снижению ликвидности  предприятия в связи с возможным  ее списанием на уменьшение финансовых результатов организации, а следовательно, к возможному возникновению убытков.

     Проведенный нами анализ дебиторской задолженности  ООО «Ромашка» за 20010 год выявил ряд недостатков, которые могут  напрямую повлиять на финансовые результаты предприятия, в том числе:

     - рост долгосрочной дебиторской задолженности в 2,2 раза;

     - увеличение просроченной дебиторской задолженности на 4058 тыс. рублей (5,6 процентных пункта);

     - рост дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев на 18,8% (на 2270 тыс. рублей);

     - снижение качества дебиторской задолженности: рост сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности на 0,6 процентных пункта – до 9% и, как следствие, снижение ликвидности текущих активов.

     Таким образом, наличие просроченной дебиторской задолженности в размере 22408 тыс. рублей, сомнительной дебиторской задолженности в размере 5686 тыс. рублей, в случае признания их невозможными к взысканию, могут привести к списанию задолженности на уменьшение финансового результата 28094 тыс. рублей. 

Глава III Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью  ООО «Ромашка».  

     В целях улучшения управления дебиторской  задолженностью на ООО «Ромашка» необходимо:

     - постоянно контролировать состояние  расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;

     - разработать определенные условия  кредитования дебиторов, среди  которых могут быть: скидки покупателям  в случае уплаты полученного  товара в течение 10 дней с  момента получения товара; оплата  покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

     - ориентироваться на большое число  покупателей, чтобы уменьшить  риск неуплату одним или несколькими покупателями;

     - отслеживать соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности;

     - осуществлять регулярный анализ  финансовой отчетности клиентов  в сопоставлении с данными  предыдущих лет;

     - формировать своеобразное досье  на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

     - разрабатывать эффективную дифференцированную  политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей  можно условно разбить на группы  в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

     - проводить политику привлечения  добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;

     - проводить мероприятия, в том  числе с привлечением органов  власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

           В целях повышения  эффективности деятельности предприятия ООО «Ромашка» - возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей.

     На  основе сведений, собранных предприятием об имеющихся и потенциальных покупателях, касающихся их финансового состояния, а также возможности своевременной уплаты за поставленную продукцию, надежности покупателей, их возможно разбить на три группы:

     - надежные покупатели. Покупатели, чья финансовая история не вызывает сомнения, крупные потребители, имеющие положительную репутацию, своевременно оплачивающие поставляемую им продукцию.

     Для таких покупателей может быть предложена кредитная программа «Максимум», предусматривающая предоставление скидок покупателям при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции с предоставлением рассрочки на определенный период времени для оплаты оставшегося объема товаров.

     - обычные покупатели. Потребители, приобретающие товар небольшими партиями, как правило, своевременно оплачивающие поставленную продукцию. Для таких потребителей возможно предложение кредитной программы «Стандарт», предусматривающей предоставление стандартных скидок за своевременную или предварительную оплату продукции;

     - группа риска. Это покупатели, в отношении которых есть определенные сомнения в их возможности своевременно оплатить поставленную продукцию, либо новые покупатели, в отношении которых отсутствует какая-либо информация об их финансовом положении. Для таких потребителей можно предложить кредитную программу «Внимание», предусматривающую введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции.

     От того, каким  образом будет построена кредитная  политика и финансирование оборотных средств, может зависеть все финансовое состояние фирмы, ее стабильность, прибыльность и рентабельность.

     В определенных ситуациях  для управления дебиторской задолженностью рассматриваемому предприятию можно  воспользоваться услугами факторинговой компании. При факторинге предприятие уступает свои требования к покупателям, а банк обязуется кредитовать предприятие. Основным преимуществом этого инструмента является быстрое получение денежных средств (что очень важно для поддержания определенного уровня ликвидности предприятия) и перенесение части затрат  по управлению  долгом на контрагента. Однако этот инструмент управления дебиторской задолженностью имеет высокую стоимость и влечет за собой ухудшение финансовых отношений с дебитором.

     С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты  или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. 
 
 

     Заключение  

     Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т.к. оно создает  предпосылки для быстрого роста  бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее  кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

     В данной работе изучены вопросы управления дебиторской задолженностью на предприятии. Изначально рассмотрены теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью, выявлена её роль в  общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы  

  1. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2007
  2. Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Бухгалтерский учет,2005
  3. Жилкина А. Н. Финансовый анализ, М.: ГУУ, 2005.
  4. Журавлев В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций для вузов
  5. Иванов К. Диагностика платежеспособности.// Экономика и жизнь. – 2003
  6. Колчина Н.В., Поляк Г.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Юнити – Дана, 2005
  7. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007.
  8. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005
  9. Скляренко В.К. Экономика предпрития: Конспект лекций. – М.: Инфра – М, 2005.
  10. Продченко И.А. Финансовый менеджмент Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010
  11. http://www.strategplann.ru – электронный ресурс
  12. http://www.iteam.ru – электронный ресурс
  13. http://ru.wikipedia.org – электронный ресурс
  14. http://www.cfin.ru – электронный ресурс
  15. http://www.factoringpro.ru – электронный ресурс
  16. http://www.fd.ru – электронный журнал «Финансовый директор»

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на предприятии