Управление дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Развитие предприятия во многом зависит от спроса на продукцию, поскольку высокий объем реализации ведет к увеличению прибыли, а следовательно, и к росту рыночной стоимости предприятия. Объем реализации, в свою очередь, зависит от многих факторов, часть которых находится под контролем предприятия: цена товара, его качество, реклама и кредитная политика.

Продавая товары, предприятие может потребовать оплату или до, или в день поставки, или же предоставить кредит своим клиентам и позволить оплатить позднее. Например, если предприятие производит продукцию по специальному заказу покупателя или несет существенные затраты по доставке товаров, в этом случае разумно потребовать предоплату до поставки. Если товар изготавливается предприятием на заказ и является дорогим, уникальным, то целесообразно предусмотреть поэтапную оплату по мере выполнения работы. Если предприятие поставляет продукцию широкому кругу непостоянных покупателей, то, возможно, имеет смысл требовать оплату в момент поставки. Однако, в целом, реализация товаров, работ, услуг с отсрочкой платежа — это повсеместно распространенная практика.

Работа содержит 1 файл

Глава I Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

     Дефицит денежных средств в экономике  заставил предприятия изменить условия  реализации своей продукции, что, в  свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.

     Неоднородное  влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию  политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.

     Учет  реальных издержек или выгод от принимаемых  кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и  повышения оборачиваемости текущих активов.

     Основные приемы управления дебиторской задолженностью:

     – учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

     – АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении  дебиторов;

     – анализ задолженности по видам продукции  для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

     – оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

     – уменьшение дебиторской задолженности  на сумму безнадежных долгов;

     – контроль за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности;

     – определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

     – оценка возможности факторинга –  продажи дебиторской задолженности.

     Управление  дебиторской задолженностью подразумевает  обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

     Управление  дебиторской задолженностью заключается  также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

     Еще одним фактором, влияющим на величину дебиторской задолженности, является выбранный тип кредитной политики организации, который в большей  мере зависит от финансового менталитета собственников и менеджеров предприятия и их отношения к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности. (Таблица 1).

     Таблица 1

       

     Консервативная  кредитная политика организации направлена на минимизацию кредитного риска. Осуществляя такой тип политики, хозяйствующий субъект не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. При этом:

     - существенно сокращается круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;

     - минимизируются сроки предоставления кредита и его размер;

     - ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость;

     - используются более жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. 

     Умеренная кредитная политика ориентирована на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. 

     В основе агрессивной кредитной политики организации лежит задача максимизации дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает подобные операции. В рамках данного типа кредитной политики хозяйствующий субъект распространяет кредит на более рискованные группы покупателей; увеличивает период предоставления кредита и его размер; снижает стоимость кредита до минимально допустимых размеров; предоставляет покупателям возможность пролонгирования кредита.

     Финансовым  менеджерам, акционерам следует обращать пристальное внимание на политику управления дебиторской задолженностью, поскольку предоставляемая финансовая отчетность нередко может ввести в заблуждение, что впоследствии приведет к потере вложенных средств.

     При реализации товара в кредит происходит следующее:

     1) запасы уменьшаются на величину  затрат на реализованную продукцию;

     2) дебиторская задолженность увеличивается на сумму подлежащей получению выручки от реализации;

     3) разница между выручкой и затратами  отражается на счете «Нераспределенная  прибыль».

     Если  оплата товара производится немедленно, прибыль получается реально, если же товар продан в кредит, то прибыль лишь числится в балансе, фактически же ее не существует до того момента, пока оплата не будет произведена.

     Финансовому управлению необходимо постоянно отслеживать  сомнительную и безнадежную задолженность, чтобы вовремя реагировать на негативные тенденции. Кроме того, собственникам предприятия, банкам также следует пристальное внимание уделять анализу дебиторской задолженности, так как иногда финансовое руководство, стремящееся к кратковременной выгоде, может пойти на увеличение объема сделок в кредит, в том числе и с ненадежными клиентами, для того чтобы в финансовой отчетности отразился более выгодный уровень прибыли. Это может временно повысить рыночную цену акций, но только до тех пор, пока в результате таких действий не произойдет снижение реальной прибыли; затем курс акций упадет.

     Наиболее  эффективное управление дебиторской  задолженностью на предприятии возможно, когда процесс выставления счетов и отслеживания сроков их оплаты автоматизирован. В результате легко определить дату возникновения задолженности на основе каждого конкретного счета-фактуры и составить их классификацию. Кроме того, программное обеспечение информирует кредитного менеджера о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам. С помощью программы ведется сбор данных по каждому клиенту — так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются, и на их основе выносится решение об установлении предельной величины кредита, которая может быть представлена клиенту, или возможность изменения для него кредитной политики.

     Однако  если автоматизированный процесс управления дебиторской задолженностью на предприятии  отсутствует, проконтролировать своевременность  оплаты счетов предприятия можно  с помощью расчета оборачиваемости дебиторской задолженности в днях

     Любое снижение оборачиваемости дебиторской  задолженности является результатом  замедления в оплате счетов и ведет  к увеличению затрат предприятия, т.е. невозможности использовать эти  средства в данный момент. Кроме того, замедление оплаты может служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности, т.е. свидетельствовать об увеличении доли «сомнительных» долгов и, следовательно, вероятности их невозврата. 
 

     Глава II Анализ дебиторской задолженности на примере предприятия ООО «Ромашка»  

     2.1 Характеристика предприятия  

     Общество  с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее – ООО «Ромашка») зарегистрировано постановлением Главы администрации Ленинского района г. Новосибирска  № 150 от 06.02.2008 г.

     Учредителями  ООО «Ромашка» являются три физических лица с вкладами в уставный капитал  равными долями.

     Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Предприятие  является хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, бланки.

     Предприятие специализируется на выпуске нестандартной  оснастки для предприятий машиностроительного  и литейного профиля.

     Основными видами деятельности ООО «Ромашка»  являются:

  1. производство и реализация продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии со специализацией завода на договорной основе, в том числе для государственных нужд;
  2. проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к деятельности общества;
  3. разработка и внедрение новых прогрессивных видов техники и технологий;
  4. осуществление в качестве заказчика или иным способом работ по реконструкции, техническому перевооружению и строительству производственных и непроизводственных объектов для ООО «Ромашка»;
  5. подготовка и освоение новых видов продукции, работ, услуг и технологий их выполнения;
  6. ведение внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством: осуществление операций по экспорту, импорту товаров, машин, оборудования и научно-технических услуг, развитие новых форм взаимовыгодных внешнеэкономических связей, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными предприятиями;
  7. осуществление в соответствии с законодательством инвестиционной деятельности, включая эмиссию собственных ценных бумаг (в том числе акций и облигаций, а также производных ценных бумаг), покупку и продажу ценных бумаг.

     Рынок сбыта предприятия – регионы Сибири.

     В настоящее время предприятие  ООО «Ромашка»  располагает высококвалифицированным  инженерным и рабочим персоналом, оснащено современной техникой и  технологией, позволяющими обеспечить выпуск продукции высокого качества. Ежегодно увеличивается выпуск товаров народного потребления. Сохранение и успешное развитие предприятия становится главным смыслом или высшей целью предприятия с точки зрения всех заинтересованных групп (инвесторы, персонал, потребители, поставщики, государство), которые тем самым получают шанс на реализацию своих индивидуальных целей.

     Главная цель предприятия формулируется  следующим образом: адаптация предприятия  к условиям рынка и последующее  его развитие при стремлении к минимизации затрат.

     Высшим  органом управления Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» является Общее собрание его участников, которое  вправе решать все вопросы деятельности Общества.

     Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Ощества – директором Общества. Директор организует выполнение решений Общего собрания участников. В своей деятельности он подотчетен Общему собранию.

     В ООО «Ромашка» структура управления построена на линейно-функциональной схеме, предполагающей наличие нескольких уровней управления и групп работников, различающихся как по квалификации, так и по уровню дифференциации заработной платы.

     Такая структура образуется путём создания специализированных служб при каждом линейном руководителе. Назначение этих служб - изучение соответствующих проблем  с целью оказания помощи руководителю при принятии решения.

     Главное преимущество этой структуры заключается в том, что построенная таким образом организация даёт возможность линейному персоналу сконцентрировать своё внимание на текущей деятельности. К недостаткам этой структуры относятся: возрастание числа и сложность деловых связей, увеличение управленческих расходов, снижение оперативности управления. 

     Организационная структура ООО «Ромашка» представлена на рис.1.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Организационная структура предприятия ООО «Ромашка»

     Бухгалтерия ведёт учёт результатов финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Ромашка», осуществляет правильный расход денежных средств и материальных ценностей, занимается соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчёта.

     Таким образом, организационная структура  данного предприятия имеет высокую  норму управляемости. Одним из недостатков организационной структуры является отсутствие отдела маркетинга. В настоящий момент маркетинговой деятельностью занимается отдел  бухгалтерии. 

     Рассмотрим состав имущества ООО «Ромашка». Для этого составив аналитическую таблицу на основе данных раздела «Активы» бухгалтерского баланса предприятия за 2008-2010 годы (таблица 1).  
 

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на предприятии