Структура и основные направления банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации эффективной системы управления банковской деятельностью.

Работа содержит 1 файл

КУРС ФИН МЕН.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

При переходе от оперативного (текущего) управления активами и пассивами к стратегическому (средне- и долгосрочному) изменяется сам объект управления. В более длительной перспективе необходим переход от рассмотрения отдельных сделок к анализу и регулирова-нию областей деятельности банка, ее масштабов и оценке возможных финансовых результатов.

 

Планированием в коммерческом банке занимается финансовая служба. Основными задачами финансовой службы банка в средне-срочной перспективе являются:

  • анализ и прогнозирование различных вариантов развития собы- 
    тий;
  • планирование финансовых результатов деятельности на буду- 
    щий период и ресурсов, необходимых для достижения этих ре- 
    зультатов.

Изменение самого объекта исследования неизбежно  требует и из-менения методов его исследования. В среднесрочной перспективе на первый план выходит задача выявления и оценки среднесрочных тен-денций (трендов) основных параметров банковского портфеля требо-ваний и обязательств, который формируется на основе некоторой мо-дификации принципов построения «баланса усредненных капиталов":

  • все активы банка подразделяются на работающие и неработаю- 
    щие;
  • пассивы делятся на собственные и привлеченные;
  • объемы привлеченных и размещенных ресурсов рассматривают- 
    ся не на конкретную дату, а как средние за анализируемый (или 
    плановый) период;
  • проводится увязка размещенных и привлеченных ресурсов с 
    полученными доходами и произведенными расходами.

Такой подход позволяет рассчитать среднюю доходность по каж-дой группе вложений, среднюю  поинструментальную себестоимость привлеченных ресурсов с учетом отчислений в фонд обязательного резервирования, а также нулевую доходную маржу, которая дает воз-можность банку работать без убытков. Эти расчеты целесообразно производить регулярно, так как себестоимость ресурсной базы и ну-левая маржа банка являются важными отправными параметрами при формировании структуры портфеля на будущее.

Банковский  портфель становится замкнутой системой, в которой изменение одних  параметров требует соответствующей  регулировки других. Эта простая модель позволяет на практике достаточно успеш-но оценивать основные параметры фактических портфелей за после-довательные периоды времени. Это можно пояснить на примере. Так, основным источником ресурсов банка обычно являются средства на расчетных счетах клиентов. Однако в разные моменты времени объем

 

клиентских  остатков может сильно варьироваться. Для целей средне-срочного управления финансовому менеджеру достаточно знать, какой объем клиентских средств в среднем ожидается в предстоящем пери-оде. Для оценки будущих объемов ресурсов вполне приемлем метод экстраполяции, т. е. продолжения сложившейся в прошлом тенден-ции на будущее. Результаты такого прогноза достаточно корректны в случае, если ряд реальных данных как минимум вдвое длиннее про-гнозного периода.

Вопрос о  прогнозных оценках будущих параметров в различных сек-торах финансового рынка крайне сложен и неоднозначен, особенно в условиях такого неустойчивого, недостаточно зрелого рынка, как рынок в России. Однако модель, представленная выше, позволяет:

  • проводить расчеты по различным сценариям, закладывая раз- 
    личные прогнозные параметры внешней среды;
  • оценить возможные плюсы или минусы сложившейся структу- 
    ры банковского портфеля;
  • определить, какие изменения в структуре портфеля необходимо 
    провести для достижения желаемого результата.

Когда рассмотрены возможные варианты развития событий, опре-делен некий оптимальный (по определенным параметрам) портфель, все неудовлетворительные варианты отклонены, то прогнозный порт-фель становится плановым (базовым) на предстоящий период.

3.2. Процесс бюджетирования в КБ

На основе планового портфеля требований и  обязательств строится бюджет банка (смета его доходов и расходов), соблюдение которого должно постоянно контролироваться в режиме план-факт с выявле-нием причин возникающих отклонений и их устранением.

Плановый  портфель и бюджет операционных доходов  и расходов дополняется сметой общебанковских расходов. Для рентабельной ра-боты банка в плановом периоде смета  общебанковских расходов обя-зательно должна формироваться по остаточному принципу, то есть исходя из тех ожидаемых операционных доходов, которые остаются после погашения операционных расходов. Смета общебанковских рас-ходов включает следующие основные статьи:

♦ заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды;

 

  • налоги, включаемые в состав затрат;
  • расходы на содержание и текущий ремонт зданий, инвентаря, 
    транспорта;
  • амортизация;
  • телекоммуникационные, почтовые, телеграфные расходы;
  • прочие расходы.

Общий бюджет банка — это документ, который  содержит только укрупненные позиции. Так же как совокупный портфель банка состо-ит из системы локальных портфелей подразделений (бизнес-центров), общий бюджет банка (процесс бюджетирования) складывается из сис-темы подбюджетов подразделений. Здесь можно выделить следующие основные подбюджеты отдельных структурных подразделений: под-бюджет казначейства банка (дилинговые операции); подбюджет кре-дитного управления и т. д.

Процессы  бюджетирования и финансового планирования являются неотъемлемой частью финансового  менеджмента, инструментом стра-тегического планирования, управления активами и пассивами, а также частью подготовки информации для принятия решений руководством банка.

Основные  принципы системы бюджетирования

Процесс бюджетирования должен обеспечивать эффективный инстру-мент планирования, контроля, оценки результатов деятельности банка, информационного обмена и координации работы его подразделений.

Как правило, бюджет банка составляется ровно  на один год с по-квартальной разбивкой. Однако в настоящее время при нестабильнос-ти финансовой ситуации инструмент бюджетирования целесообразно использовать для решения стоящей перед банком краткосрочной пер-спективы. Оптимальный срок для составления текущего бюджета -1 месяц. Инструмент бюджетирования может быть также использован при разработке и реализации плана финансового оздоровления банка.

При построении системы бюджетирования необходимо регулярно осуществлять анализ прошлых и текущих тенденций и условий на рынке, которые могут повлиять на реальность прогноза.

Разработка  моделей бюджетирования предполагает оформление унифицированных форм отчетов:

♦ отчета о привлечении и размещении ресурсов, на основе кото- 
рых строится прогнозный баланс;

 

  • непосредственно прогнозного баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • отчета о движении денежных средств.

Модель бюджетирования в КБ предполагает проработку следую-щих вопросов:

  • концепция внутрибанковского управленческого учета;
  • анализ структуры активов и пассивов банка (по объемам и сроч- 
    ности);
  • анализ доходов и расходов (чистой процентной маржи);
  • анализ подразделений и отдельных направлений деятельности 
    банка, включая анализ себестоимости банковских продуктов и 
    оценку рентабельности клиентов;
  • оценка, контроль и мониторинг рисков по каждому направле- 
    нию деятельности;
  • бизнес-планирование и бюджетирование в контексте общей си- 
    стемы управленческого учета и финансового контроля.

3.3. Бизнес-планирование  и построение бюджета подразделений банка

Построение  системы бизнес-планирования и бюджетирования подраз-делений банка предусматривает ряд организационно-технических ме-роприятий и включает;

а) организацию учета производимых подразделениями операций, 
полученных доходов и произведенных расходов по балансовым 
счетам;

б) организацию контроля за выполнением мероприятий и плано- 
вых показателей работы подразделений.

Основные  принципы формирования бизнес-плана:

  1. Глубокий анализ исходной ситуации, достигнутых результатов, 
    сильных и слабых сторон.
  2. Выявление внутренних резервов повышения доходов или умень- 
    шения расходов.
  3. Четкое определение прав, обязанностей и ответственности биз- 
    нес-центра за результаты труда.
  4.  
  5. Оптимальное сочетание выбранной стратегии со стратегией раз- 
    вития банка в целом.
  6. Использование в планировании многовариантного подхода.

Основные  разделы бизнес-плана:

  1. Характеристика бизнес-центра.
  2. Анализ достигнутых результатов.
  3. Цели и задачи.
  4. Обоснование стратегии развития.
  5. План мероприятий.
  6. Прогнозный баланс.
  7. Смета доходов и расходов, то есть бюджет.
  8. Выводы и предложения.

Задачи на планируемый период могут быть представлены следую-щим образом:

  • количественные показатели;
  • новые направления работы;
  • совершенствование организационной структуры и повышение 
    эффективности управления персоналом;
  • рентабельность (для центров прибыли);
  • повышение доходов или уменьшение расходов (для центров ус- 
    луг).

В соответствии с утвержденными стратегическими  задачами и раз-работанным бизнес-планом, каждый бизнес-центр подготавливает бюд-жет. Бюджет представляет собой выраженные в стоимостном измере-нии количественные показатели по статьям доходов и расходов на планируемый период.

Общие принципы построения бюджета по бизнес-центрам банка могут быть сведены к следующим:

  1. ведение системы бюджетирования по всем бизнес-центрам;
  2. определение перечня статей доходов и расходов, относящихся к 
    тому или иному бизнес-центру, обеспечивая максимальный учет 
    тех доходов и расходов, на величину которых бизнес-центр мо- 
    жет непосредственно влиять;
  3. введение системы внутреннего (трансфертного) ценообразова- 
    ния для оценки эффективности работы центров прибыли и услуг.



Информация о работе Структура и основные направления банковского менеджмента