Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации эффективной системы управления банковской деятельностью.
Введение
Переживаемый в настоящее время тяжелый финансовый кризис указал на несовершенность и слабость современной системы управления банковской деятельностью.
Быстрый рост многих банков (ныне банкротов) никогда не сопровождался адекватным совершенствованием системы управления.
Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует реорганизации системы внутреннего контроля всей деятельности банка.
Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.
Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской деятельности в особенности. Современный коммерческий менеджмент работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых институтов.
Он вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, надежность и стабильность, а также способность быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:
Совокупность перечисленных выше условий как раз и проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации эффективной системы управления банковской деятельностью.
1. Структура и основные направления банковского менеджмента
Менеджмент — это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на максимизацию прибыли путем наилучшего удовлетворения интересов потребителей.
Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.
Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, то есть на надежность и доверие вкладчиков.
Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:
Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.
Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов.
Сущность и
содержание банковского менеджмента.Назнач
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития.
Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.
Материалы анализа
позволяют выявить
Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.
Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям:
Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.
Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют НБ РК и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутри банковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутри банковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недо-статков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.
Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов НБ РК, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются:
♦ разработка банковской политики
с конкретизацией по отдель-
ным сферам деятельности банка (депозиты,
кредиты, инвести-
ции, услуги и т. д.);
Сущность и содержание банковского менеджмента
Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.
Объектом деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в следующем:
Цель
финансового менеджмента в
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая сис-тема управления, состоит из двух подсистем:
Основной объект управления в финансовом менеджменте в ком-мерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом оборо-те коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления
финансового менеджмента в
Объект управления - денежные средства банковской клиентуры со-вершают движение в соответствии с оформленными сделками (договора-ми). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают по-требностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента, в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности, денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые опера-ции банка, из-за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечиваю-щая приращение капитала банка.
Выводы. Таким образом, под содержанием банковского менеджмента понимают управление банком, направленное на выбор оптимального способа получения наивысших экономических результатов с использованием классического инструментария менеджмента - планирования, анализа, регулирования, контроля. В свою очередь «сфера банковского менеджмента» подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Финансовый менеджмент, или управление финансами, в значительной степени основывается на управлении банковскими рисками.
Основная задача управления финансами состоит в том, чтобы через комплексное управление активами и пассивами максимизировать сто-имость банка, которая характеризуется прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций.
2. Организационная структура коммерческого банка
Организационная структура — это подразделения банка (административные, учетные, производственные и вспомогательные) и их связи между собой.
Организационная структура банка является важной составляю-щей успешного достижения целей менеджмента. Очень часто недо-статки в организационных структурах приводили даже достаточно мощные банки к кризисным ситуациям. Поэтому выбор организаци-онной структуры, наилучшим образом соответствующей внутренним и внешним факторам, определяющим деятельность банка, является стратегической целью менеджмента, основой диверсификации бан-ковского обслуживания.
Банки в рыночных условиях специализируются на оказании раз-личных видов услуг, ставят перед собой различные цели, и, следова-тельно, их организационные структуры могут варьироваться в широ-ких пределах. Каждый из видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые должны учитываться в процессе выбора оптимальной структуры, организации, соответствующей кон-кретным рыночным условиям. Организационная структура банка при-звана обеспечить рациональную работу банковских служащих, успеш-ное осуществление всех функций управления, максимальное удовлетворение потребностей клиентов и, в конечном счете, достиже-ние целей, стоящих перед банковским менеджментом.
Информация о работе Структура и основные направления банковского менеджмента