Структура и основные направления банковского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации эффективной системы управления банковской деятельностью.

Работа содержит 1 файл

КУРС ФИН МЕН.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Переживаемый  в настоящее время тяжелый  финансовый кризис указал на несовершенность и слабость современной системы управления банковской деятельностью.

Быстрый рост многих банков (ныне банкротов) никогда не сопровождался адекватным совершенствованием системы управления.

Переориентация  банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует реорганизации системы внутреннего контроля всей деятельности банка.

Поэтому в  данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.

Умение рисковать  в разумных пределах — один из элементов  культуры предпринимательства в целом, а банковской деятельности в особенности. Современный коммерческий менеджмент работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых институтов.

Он вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, надежность и стабильность, а также способность быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Надежность  управления банком определяется следующими характеристиками:

  1. компетентность руководства в стратегическом анализе, плани 
    ровании, разработке политики и в управленческих функциях;
  2. качество планирования;
  3. управление рисками (кредитными, процентными, валютными);
  4. управление ликвидностью банка; управление человеческими ресурсами;
  5. создание систем контроля: аудит и внутренний аудит, монито 
    ринг доходности, ликвидности рисков;
  6. единая информационная технология; комплексная автоматиза 
    ция документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа 
    и контроля, стратегического планирования.

Совокупность  перечисленных выше условий как  раз и проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации эффективной системы управления банковской деятельностью.

 

 

1. Структура и основные  направления банковского менеджмента

 

Менеджмент — это  рыночная модель управления экономикой, ориентированная на максимизацию прибыли путем наилучшего удовлетворения интересов потребителей.

Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.

Банк представляет собой  прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, то есть на надежность и доверие вкладчиков.

Банковский  менеджмент состоит из двух крупных  блоков:

  1. управление финансово-экономической деятельностью банка 
    (финансовый менеджмент);
  2. управление персоналом.

Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.

Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов.

Сущность и  содержание банковского менеджмента.Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, дает возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития.

Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).

Анализ направлен  на оценку деятельности банка в целом  и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.

Материалы анализа  позволяют выявить положительные  и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной  аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.

Наряду с  этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям:

  • анализ кредитного портфеля банка;
  • анализ портфеля ценных бумаг;
  • анализ кредитоспособности клиентов;
  • анализ достаточности собственного капитала;
  • анализ процентной маржи и др.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют НБ РК и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутри банковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутри банковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недо-статков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский  контроль взаимосвязан с внешним  контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов НБ РК, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Финансовый  менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются:

♦ разработка банковской политики с конкретизацией по отдель- 
ным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвести- 
ции, услуги и т. д.);

Сущность  и содержание банковского менеджмента

  • банковский маркетинг;
  • управление активами и пассивами банка;
  • управление ликвидностью и доходностью;
  • управление собственным капиталом;
  • управление кредитным портфелем;
  • управление банковскими рисками (риск-менеджмент).

Особенностью  финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

Объектом  деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке являются процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается в следующем:

  • в разработке и использовании систем и методик рационального 
    планирования;
  • в реализации финансовых операций (процессы привлечения и 
    размещения денежных средств).

Цель  финансового менеджмента в коммерческом банке — опреде-ление рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функ-ционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на прираще-ние собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибы-ли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммер-ческого банка.

Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как  и любая сис-тема управления, состоит из двух подсистем:

  • управляемой, или объекта управления;
  • управляющей, или субъекта управления.

Основной  объект управления в финансовом менеджменте в ком-мерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом оборо-те коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, которые посредством различных форм управленческого воздей-ствия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления - денежные средства банковской клиентуры  со-вершают движение в соответствии с оформленными сделками (договора-ми). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают по-требностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента, в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности, денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые опера-ции банка, из-за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечиваю-щая приращение капитала банка.

Выводы. Таким  образом, под содержанием банковского  менеджмента понимают управление банком, направленное на выбор оптимального способа получения наивысших экономических результатов с использованием классического инструментария менеджмента - планирования, анализа, регулирования, контроля. В свою очередь «сфера банковского менеджмента» подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Финансовый менеджмент, или управление финансами, в значительной степени основывается на управлении банковскими рисками.

Основная  задача управления финансами состоит  в том, чтобы через комплексное управление активами и пассивами максимизировать сто-имость банка, которая характеризуется прибыльностью и степенью риска проводимых банком операций.

 

2. Организационная структура коммерческого банка

Организационная структура — это подразделения банка (административные, учетные, производственные и вспомогательные) и их связи между собой.

Организационная структура банка  является важной составляю-щей успешного достижения целей менеджмента. Очень часто недо-статки в организационных структурах приводили даже достаточно мощные банки к кризисным ситуациям. Поэтому выбор организаци-онной структуры, наилучшим образом соответствующей внутренним и внешним факторам, определяющим деятельность банка, является стратегической целью менеджмента, основой диверсификации бан-ковского обслуживания.

Банки в рыночных условиях специализируются на оказании раз-личных видов услуг, ставят перед собой различные цели, и, следова-тельно, их организационные структуры могут варьироваться в широ-ких пределах. Каждый из видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые должны учитываться в процессе выбора оптимальной структуры, организации, соответствующей кон-кретным рыночным условиям. Организационная структура банка при-звана обеспечить рациональную работу банковских служащих, успеш-ное осуществление всех функций управления, максимальное удовлетворение потребностей клиентов и, в конечном счете, достиже-ние целей, стоящих перед банковским менеджментом.

Информация о работе Структура и основные направления банковского менеджмента