Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации эффективной системы управления банковской деятельностью.
Организационные структуры банков различаются прежде всего по принципу бюрократии, т. е. организации документооборота, информа-ционных потоков. Разделение труда между банковскими подразделе-ниями призвано обеспечить налаженную работу всех управленческих звеньев, четкое распределение функций, строгую регламентацию дея-тельности каждого работника и подбор кадров в соответствии с их ком-петентностью.
В РК специфика банковской деятельности определяет использование банками двух основных типов структур:
В целях выявления финансовой структуры обратим внимание на два типа организационных структур коммерческих банков — функциональную и дивизиональную.
При линейно-функциональной организационной структуре вся деятельность банка подразделяется между службами, осуществляющими строго регламентированные функции, выполнение которых ведет к достижению целей менеджмента. Функциональная структура прием-лема при обслуживании крупных корпораций.
Дивизиональная организационная структура предполагает деле-ние банковской деятельности в соответствии с видами предлагаемой банковской продукции, группами потребителей или по региональ-ным признакам.
Линейно-функциональная структура строится по принципу, когда на каждую из функций - линейную или штабную - формируется сис-тема служб, пронизывающая сверху донизу весь банк; в дивизиональ-ной структуре эти службы устанавливаются на уровне производствен-ных отделений. То есть подразделения получают кроме линейной еще и автономную функциональную структуру (финансовое управление, учет, планирование и так далее), которая и позволяет им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство и реализацию своих услуг. В результате управленческие ресурсы верхне-го эшелона банка высвобождаются для решения стратегических задач.
Постановка управленческого учета в коммерческом банке тесно связана со структурной организацией деятельности банка. Организационная структура не может слишком часто модифицироваться. Внесение изменений в структуру банка — процесс достаточно сложный, требующий учета целого ряда специфических факторов.
Структурная организация
требует соответствующей
Изменения в структуре банка, связанные с расширением сферы деятельности и предложением новых продуктов, сопровождаются, как правило, введением в штат новых специалистов по отдельным отрас-лям банковской и других видов деятельности. Однако любое изменение в штатах банка способно нарушить устоявшийся процесс коммуникаций и координацию деятельности отдельных служб. Интенсивное освоение все новых видов банковских продуктов и дополнительных услуг будет сопровождаться значительным увеличением штата сотрудников банка и постоянно возникающими проблемами в координации и управлении деятельностью многочисленных подразделений.
С другой стороны, изменения ситуации на рынке финансовых ус-луг, его насыщение, активность конкурентов будут приводить к необ-ходимости новых структурных перестроек, что может вызвать сокра-щение штатов. В этих условиях любая структурная перестройка будет ассоциироваться у банковских служащих с возможностью потерять работу. Из-за отсутствия заинтересованности служащих в структур-ных изменениях организационная структура может лишиться своего важнейшего свойства — гибкости.
Рынок банковских услуг довольно объемен, его обслуживание тре-бует от банка сбора и обработки огромного потока информации. Раз-работка новых видов услуг является весьма трудоемким процессом, что отражается на их себестоимости. Колебания конъюнктуры рынка вынуждают банк прибегать к постоянному перепрофилированию и изменению стратегии действий, отнимают довольно много времени и средств. Все это ведет к распылению сил и средств банка, отчего сни-жается эффективность работы, уменьшаются шансы в завоевании кон-курентных преимуществ, что определяет необходимость регулярного проведения управленческого анализа деятельности коммерческого банка и его подразделений.
3. Система планирования в коммерческом банке
Система планирования в коммерческих банках представляет собой многоуровневый механизм (табл. 2.1). На первом уровне системы банковского планирования находится стратегическое планирование, которое включает в себя выдвижение идей, постановку ключевых це-лей, задач и определение основных подходов к их решению. Второй уровень представляет собой тактическое планирование, которое за-трагивает определение мероприятий и задач по реализации стратеги-ческих решений. На третьем уровне — финансовое планирование, представляющее стратегии, задачи и мероприятия, выработанные на предшествующих этапах планирования в конкретных стоимостных показателях.
Таким образом, в качестве объектов планирования выступают все сферы деятельности коммерческого банка. Планирование как процесс принятия решений, ориентированный в будущее, является непрерыв-ным всеохватывающим механизмом.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охва-тывающий все подразделения банка и определяющий локальные и об-щие перспективы его развития, цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс пла-нирования включает определенные цели и стратегии, прогнозирова-ние и составление среднесрочных бизнес-планов. Он определяет рам-ки, границы, в которых предстоит работать коллективу, позволяет показать взаимосвязь всех сторон деятельности банка через сводные показатели, определить направление поиска новых сфер и методов де-ятельности в условиях конкуренции на финансовом рынке.
Результатом планирования является разработка сводного плана развития банка, а также оперативных планов по отдельным направле-ниям политики банка: кредитной, инвестиционной, депозитной, про-центной, кадровой и т. д. Эти документы помогают коллективу банка понять общие задачи, использовать стратегии и тактики их выполне-ния при имеющихся ресурсах.
Стратегическое управление и планирование представляет собой управ-ленческий процесс поддержания соответствия между целями банка и имеющимися у него ресурсами в условиях постоянно изменяющейся рыночной обстановки и правил государственного регулирования. Цель стратегического управления и планирования — внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увели-чивали рыночную стоимость акций.
Сущность стратегического управления и планирования заключает-ся в осуществлении следующих ключевых моментов.
1. Составление прогноза развития банка в отношении:
Процесс стратегического управления и планирования следует рас-сматривать в отношении трех иерархических уровней.
1. Уровень банка в целом. На уровне банка разрабатывается стра-тегический прогноз, посредством которого в будущем будет осу-ществляться общее руководство и определяться направление деятельности банка, его организационная структура и распреде-ление ресурсов. На этом уровне принимать решения будет совет директоров, президент и высшее оперативное руководство (на-пример, правление банка или управляющий).
2. Уровень подразделений. На
этом уровне реализуются стержне-
вые стратегии, которые нацелены на создание
конкурентного
преимущества, способного сохраняться
длительное время. Это
достигается путем определения:
3. Функционально-операционный
уровень. На этом уровне разра
батываются стратегии, которые консолидируют
функциональные/операционные требования,
предъявляемые к взаимосвязанным между
собой подразделениям банка. На этом уровне также создается набор методик,
инструкций и других документов, регламентирующий
функциональные процессы, благодаря
которым банк развивает и сохраняет свои
исключительные преимущества. Конкретные
решения принимаются на уровне руководителей
подразделений с учетом имеющихся кадровых
ресурсов, информационных систем, технологий
и операций.
4.
Сущность и основные этапы фина
Финансовое планирование обобщает все предшествующие этапы пла-нирования и выражает их результаты в стоимостных показателях. Ос-новными объектами финансового планирования в коммерческом бан-ке являются активы и пассивы, портфель банковских услуг и связанные с ними доходы и расходы. В финансовом плане, состоящем из двух частей — плана портфеля активов, пассивов и услуг, с одной стороны, и плана доходов и расходов (бюджета) — с другой, находят отражение и производственные, и портфельные функции коммерчес-кого банка.
Основная задача управления финансами — через комплексное уп-равление активами и пассивами максимизировать стоимость банка, которая характеризуется прибыльностью и степенью риска проводи-мых банком операций.
Целью политики банка по управлению финансами, проводимой его финансовой службой, является организация четкого процесса по эф-фективному управлению финансовыми рисками через жесткое установ-ление границ, лимитных параметров для каждого типа рисков, соблюде-ние которых для всех подразделений является строго обязательным.
Цель финансовой политики банка определяет основные функции финансовой службы:
1) стратегическое
и среднесрочное финансовое
Организация
финансового планирования в коммерческом
банке
Организационная структура финансовой службы банка должна спо-собствовать последовательной реализации классических компонентов управленческого процесса: анализ — планирование — формирование регулирующих воздействий - учет и контроль. Кроме того, структура финансовой службы должна учитывать особенности объекта управле-ния. Управление финансами банка есть управление рисками, которые имеют временные характеристики. Различные временные диапазоны требуют различных подходов и методов анализа к прогноза. Можно раз-делить все риски на три временных интервала (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Типы рисков в зависимости от временного интервала
Временной |
||
рисковый |
Типы рисков |
Особенности анализа |
период |
||
Краткосрочный |
Риск потери мгновенной |
Оценка высокочастотных |
(до 1 месяца) риск |
ликвидности; |
колебаний исследуемых |
текущий процентный |
параметров | |
и валютный риски; |
||
кредитный риск |
||
Среднесрочный |
Риск снижения достаточности |
Выявление и оценка |
(от 1 месяца |
капитала; |
среднесрочных тенденций |
до 1 года) риск |
риск потери среднесрочной |
(трендов) |
ликвидности; |
||
среднесрочный процентный |
||
и курсовой риски; кредитный |
||
риск |
||
Долгосрочный |
Риск снижения достаточности |
Использование в анализе |
(свыше 1 года) |
капитала; долгосрочный |
данных о динамике |
риск |
процентный и валютный |
макроэкономических |
риски; кредитный риск |
показателей внешней среды |
Информация о работе Структура и основные направления банковского менеджмента