Стратегии управления оборотным капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Предприятию в ходе осуществления деятельности требуются средства, которые полностью потребляются в течение одного периода. Эти средства и получили название оборотного капитала (оборотных средств), т.е. его роль заключается в обслуживании производства (процесса обращения), это роль своеобразной кровеносной системы в теле предприятия.
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...4
1. Стратегии управления оборотным капиталом………………………5
1.1 Методы определения потребности предприятия в оборотных средствах……………………………………………………………………5
1.2 Финансирование оборотного капитала предприятия……………….14
1.3 Кредитная политика предприятия…………………………………….18
2. Задачи ……………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольтная по финансовому менеджменту.docx

— 92.34 Кб (Скачать)

В настоящее время ни одна из отраслей реального сектора экономики  не достигла нормативного значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (0,3). Более того, у 37,5% предприятий  текущие обязательства превышают  текущие активы, а финансирование основных средств происходит за счет краткосрочной задолженности.

Зачастую даже предприятия, имеющие относительно высокие показатели рентабельности производства и реализации продукции, испытывают острый дефицит  оборотного капитала.

Традиционными источниками  финансирования оборотных средств  предприятия являются собственные  и заемные средства, среди которых  выделяются кредиторская задолженность  и краткосрочные банковские ссуды. Для малых предприятий проблема поиска источников финансирования остра  из-за труднодоступности кредитов банка  и сложности в получении коммерческих кредитов (имеется ввиду широкое  применение в практике предоплаты за выполнение заказов). В этих условиях грамотное управление следующими видами текущих активов, как денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги и дебиторская  задолженность приобретает важное значение.

Если денежные средства хранятся на счетах нескольких банков, целесообразно  контролировать их остатки ежедневно.

Для относительно устойчивых предприятий рекомендуют рассчитывать размер денежных средств, которые могут  быть отвлечены из оборота и помещены в качестве резерва денежных средств  на депозит или в ценные бумаги без повышения риска ухудшения  финансового состояния. Для этих целей можно использовать расчет суммы возможных вложений, применяемый  в российской практике, по формуле:

 

,

 

где ВР0 – выручка от реализации, ожидаемая в плановом периоде;

ДСф – фактический средний  остаток денежных средств в прошлом  периоде; ВРф – фактическая выручка  от реализации в прошлом периоде.

Предприятия, находящиеся  в относительно устойчивом финансовом состоянии, могут иметь на своем  балансе легкореализуемые ценные бумаги, а при потребности в денежных средствах для текущих операций продавать их на финансовом рынке. Легкореализуемые ценные бумаги могут давать небольшой, но стабильный, доход и способствовать финансовому укреплению предприятия. Для определения необходимой величины продажи ценных бумаг с целью обеспечения текущих операций денежными средствами пользуются моделью Баумоля. При планировании денежных средств используется тот же подход, что и при планировании запасов. Формула расчета следующая:

 

,

 

где С – сумма денежных средств от продажи легкореализуемых ценных бумаг;

F – постоянные издержки  по продажам ценных бумаг;

Т – сумма денежных средств, необходимых для сделок в течение  всего периода (поддержания текущих  операций);

К – относительная величина издержек хранения наличности, приблизительно равная норме прибыли на легкореализуемые ценные бумаги (процентная ставка по ценным бумагам).

Этот же метод подходит для определения оптимального размера  краткосрочной банковской ссуды  и момента ее получения.

Следует отметить, что в  российской экономике использование  инструмента реализации легкореализуемых ценных бумаг для обеспечения  предприятий в случае необходимости денежными средствами пока мало доступно ввиду ограниченной надежности ценных бумаг.

Важным фактором при реализации мероприятий, связанных с нахождением  и привлечением денежных средств  в оборот предприятия, является разработка его кредитной политики, т.е. политики управления дебиторской задолженностью.

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Кредитная политика предприятия.

 

Пополнение оборотных  средств предприятия – один из основных вопросов, решаемых в рамках финансового менеджмента. В российской экономике проблема неплатежей и  задержки оплаты товаров стоит все  еще весьма остро. Ранее предпринимались  попытки решить этот вопрос посредством  бартера, нынешняя ситуация предполагает использование других методов, в  частности, применение различных методов  обеспечения обязательств, предоставление отсрочек, передача на консигнацию, банковское кредитование и др. Однако тут возникает  дилемма: если предприятие хочет  жить на чужие деньги, то закономерным будут и аналогичные стремления его контрагентов. Синхронизация поступления денежных средств от покупателей и платежей поставщикам с одновременным увеличением валового денежного потока и прибыли компании – основная задача кредитной политики.

Значение кредитной политики предприятия определяется большой  долей дебиторской и кредиторской задолженности в структуре его  активов и пассивов, а также  тем, что основными составляющими  денежных потоков являются поступления  от покупателей и платежи поставщикам  товаров, сырья, материалов.

В рамках кредитной политики предприятия решаются следующие  задачи:

– увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;

– ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

– минимизация недополученной выгоды от невозможности использования суммы задолженности и потерь от инфляционного обесценения суммы задолженности;

– минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;

– определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;

– минимизация цены заемного капитала;

– переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;

– контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;

– поддержание баланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.

Кредитная политика предприятия  состоит из органично связанных  между собой блоков: управление дебиторской  задолженностью и управление кредиторской задолженностью. Разрабатывая кредитную  политику, предприятие должно учесть следующие факторы:

– общее состояние экономики страны, в случае, если предприятие работает на внешнем рынке, то состояние и мировой экономики, и основные тенденции ее развития;

– конкурентную среду, состояние спроса на продукцию, конъюнктуру товарных и финансовых рынков;

– разработанность нормативно-правовой базы относительно взыскания дебиторской задолженности;

– существующую практику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорной базы;

– финансовые возможности предприятия в части отвлечения части оборотных средств в дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность  является одним из оборотных активов  предприятия и, как правило, достаточно весомым в общей валюте баланса. Дебиторская задолженность делится  на краткосрочную, долгосрочную и просроченную. К краткосрочной относится задолженность, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты, хотя предприятие в силу своей  специфики может сократить этот срок для целей управления (но для финансовой отчетности градация все равно останется до года и свыше года). Долгосрочной считается задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (если такой срок не связан с длительностью операционного цикла предприятия). Просроченная задолженность возникает вследствие недостатков в работе предприятия: неосмотрительная кредитная политика по отношению к покупателям, несвоевременное возмещение материального ущерба, длительные неплатежи и банкротство покупателей, слишком высокие темпы наращивания объема продаж. Высокая доля долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и ухудшении финансового состояния предприятия.

Процесс управления дебиторской  задолженностью включает три этапа:

– выработка общих принципов, т.е. политики управления дебиторской задолженностью;

– управление фактической дебиторской задолженностью;

– планирование вновь образующейся дебиторской задолженности, т.е. предварительный расчет и контроль текущей величины показателя дебиторской задолженности и ее структуры.

В российской экономике еще  не многие малые предприятия могут  себе позволить работать с предоставлением  права своим клиентам использования  кредита. Однако рыночные условия диктуют  необходимость применения такой  формы расчета.

Выработка кредитной политики зависит от конкретной ситуации и  представляет собой комплекс решений  по следующим направлениям:

объемы продаж в кредит, цены на продукцию;

сроки кредита;

скидки, предоставляемые  за быструю оплату продукции;

политика взыскания дебиторской  задолженности;

критерии оценки кредитной  надежности клиентов.

При этом уровни объема продаж, средние сроки кредитов и цены на продаваемую в кредит продукцию  зависят от:

сложившейся практики кредитования покупателей в отрасли;

склонности предприятия  к риску и его агрессивности  в завоевании рынка;

уровня затрат и стандартности  товаров (недорогие стандартные  товары имеют более короткий срок оборачиваемости);

потребительского спроса;

срока готовности товара (сроки  кредита на скоропортящийся товар  короче, чем на обычный);

эффективности практики применения санкций за просрочку оплаты и  нарушения других условий договоров;

объема закупок (при увеличении объема закупок, сроки кредитов могут  быть больше);

размера банковских процентных ставок (сравниваются объемы дебиторской  задолженности с уровнем банковских ставок по кредитам на предмет их погашения  в случае необходимости);

конкурентной среды (новый  клиент может быть привлечен длительностью  срока кредита).

Уровень дебиторской задолженности, которую может позволить себе нормально работающее предприятие, в общем виде может быть рассчитан  по формуле:

 

,

 

где Пк – объем продаж в кредит в день;

d – продолжительность  периода инкассации.

Т.е. уровень дебиторской  задолженности зависит от длительности возврата долгов и объема продаж в  кредит за один день.

Скидки за быструю оплату являются эффективным инструментом ускорения возврата дебиторской  задолженности. Однако пользование  данным инструментом без серьезных  расчетов может привести к резкому  ухудшению финансового состояния  предприятия, т. к. повышенный размер скидок может оказаться разорительным.

Для расчета выгодности предоставления скидки принято использовать формулу:

 

 

Эта формула позволяет  рассчитать стоимость годового коммерческого  кредита и сравнить его с банковскими  процентными ставками. При этом фирма-дебитор  также оценивает выгодность коммерческого  кредита и определяет возможность  использования для его оплаты банковского займа (при условии, что банковский процент ниже стоимости  коммерческого кредита).

 

Задачи.

Задача 1. Организация планирует привлечь долгосрочный кредит в размере 5000 тыс. руб. под 16 % годовых. На основе расчета величины эффекта финансового рычага определите целесообразность привлечения заемного капитала, если собственный капитал организации составляет 10000 тыс. руб., экономическая рентабельность – 18 %, ставка налога на прибыль 20 %.   Решение:

Эффект  финансового рычага

Эффект финансового рычага (финансового левериджа) — дополнительная рентабельность собственного капитала, полученная за счет использования заемных средств.

Используя этот показатель, можно определить эффективность  соотношения собственных и заемных  средств и рассчитать максимальный предел банковского кредитования, за порогом которого нарушается финансовая устойчивость предприятия.

ЭФР = (1 - Нп / 100) × (РА - ССПС) × ЗК / СК,

где ЭФР — эффект финансового рычага, %;

Нп — ставка налога на прибыль, %;

РА — рентабельность активов, %. Определяется как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (в российской практике — прибыль до налогообложения плюс платежи за пользование заемными средствами (проценты к уплате)) к средней стоимости активов предприятия.

ССПС — средняя расчетная ставка процентов по кредитам (заемным средствам), %;

ЗК — стоимость заемного капитала, руб.;

СК — стоимость собственного капитала, руб.

 

ЭФР = (1 - 20 / 100) × (18% - 16%) × 5 000 000 / 10 000 000 = 0,8 х 2% х 0,5 = 0,8%,

Правило: Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то оно выгодно. Но при этом нужно внимательно следить за разницей между рентабельностью активов организации и процентной ставкой за кредит (эта разница должна быть положительной).

Информация о работе Стратегии управления оборотным капиталом