Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:42, контрольная работа
Предприятию в ходе осуществления деятельности требуются средства, которые полностью потребляются в течение одного периода. Эти средства и получили название оборотного капитала (оборотных средств), т.е. его роль заключается в обслуживании производства (процесса обращения), это роль своеобразной кровеносной системы в теле предприятия.
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Введение…………………………………………………………………...4
1. Стратегии управления оборотным капиталом………………………5
1.1 Методы определения потребности предприятия в оборотных средствах……………………………………………………………………5
1.2 Финансирование оборотного капитала предприятия……………….14
1.3 Кредитная политика предприятия…………………………………….18
2. Задачи ……………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………30
В настоящее время ни одна
из отраслей реального сектора экономики
не достигла нормативного значения коэффициента
обеспеченности собственными оборотными
средствами (0,3). Более того, у 37,5% предприятий
текущие обязательства
Зачастую даже предприятия, имеющие относительно высокие показатели рентабельности производства и реализации продукции, испытывают острый дефицит оборотного капитала.
Традиционными источниками
финансирования оборотных средств
предприятия являются собственные
и заемные средства, среди которых
выделяются кредиторская задолженность
и краткосрочные банковские ссуды.
Для малых предприятий проблема
поиска источников финансирования остра
из-за труднодоступности кредитов банка
и сложности в получении
Если денежные средства хранятся на счетах нескольких банков, целесообразно контролировать их остатки ежедневно.
Для относительно устойчивых
предприятий рекомендуют
,
где ВР0 – выручка от реализации, ожидаемая в плановом периоде;
ДСф – фактический средний остаток денежных средств в прошлом периоде; ВРф – фактическая выручка от реализации в прошлом периоде.
Предприятия, находящиеся в относительно устойчивом финансовом состоянии, могут иметь на своем балансе легкореализуемые ценные бумаги, а при потребности в денежных средствах для текущих операций продавать их на финансовом рынке. Легкореализуемые ценные бумаги могут давать небольшой, но стабильный, доход и способствовать финансовому укреплению предприятия. Для определения необходимой величины продажи ценных бумаг с целью обеспечения текущих операций денежными средствами пользуются моделью Баумоля. При планировании денежных средств используется тот же подход, что и при планировании запасов. Формула расчета следующая:
,
где С – сумма денежных средств от продажи легкореализуемых ценных бумаг;
F – постоянные издержки по продажам ценных бумаг;
Т – сумма денежных средств, необходимых для сделок в течение всего периода (поддержания текущих операций);
К – относительная величина издержек хранения наличности, приблизительно равная норме прибыли на легкореализуемые ценные бумаги (процентная ставка по ценным бумагам).
Этот же метод подходит для определения оптимального размера краткосрочной банковской ссуды и момента ее получения.
Следует отметить, что в российской экономике использование инструмента реализации легкореализуемых ценных бумаг для обеспечения предприятий в случае необходимости денежными средствами пока мало доступно ввиду ограниченной надежности ценных бумаг.
Важным фактором при реализации мероприятий, связанных с нахождением и привлечением денежных средств в оборот предприятия, является разработка его кредитной политики, т.е. политики управления дебиторской задолженностью.
Пополнение оборотных средств предприятия – один из основных вопросов, решаемых в рамках финансового менеджмента. В российской экономике проблема неплатежей и задержки оплаты товаров стоит все еще весьма остро. Ранее предпринимались попытки решить этот вопрос посредством бартера, нынешняя ситуация предполагает использование других методов, в частности, применение различных методов обеспечения обязательств, предоставление отсрочек, передача на консигнацию, банковское кредитование и др. Однако тут возникает дилемма: если предприятие хочет жить на чужие деньги, то закономерным будут и аналогичные стремления его контрагентов. Синхронизация поступления денежных средств от покупателей и платежей поставщикам с одновременным увеличением валового денежного потока и прибыли компании – основная задача кредитной политики.
Значение кредитной политики
предприятия определяется большой
долей дебиторской и
В рамках кредитной политики предприятия решаются следующие задачи:
– увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;
– ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
– минимизация недополученной выгоды от невозможности использования суммы задолженности и потерь от инфляционного обесценения суммы задолженности;
– минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;
– определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;
– минимизация цены заемного капитала;
– переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;
– контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;
– поддержание баланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.
Кредитная политика предприятия состоит из органично связанных между собой блоков: управление дебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью. Разрабатывая кредитную политику, предприятие должно учесть следующие факторы:
– общее состояние экономики страны, в случае, если предприятие работает на внешнем рынке, то состояние и мировой экономики, и основные тенденции ее развития;
– конкурентную среду, состояние спроса на продукцию, конъюнктуру товарных и финансовых рынков;
– разработанность нормативно-правовой базы относительно взыскания дебиторской задолженности;
– существующую практику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорной базы;
– финансовые возможности предприятия в части отвлечения части оборотных средств в дебиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность
является одним из оборотных активов
предприятия и, как правило, достаточно
весомым в общей валюте баланса.
Дебиторская задолженность
Процесс управления дебиторской задолженностью включает три этапа:
– выработка общих принципов, т.е. политики управления дебиторской задолженностью;
– управление фактической дебиторской задолженностью;
– планирование вновь образующейся дебиторской задолженности, т.е. предварительный расчет и контроль текущей величины показателя дебиторской задолженности и ее структуры.
В российской экономике еще не многие малые предприятия могут себе позволить работать с предоставлением права своим клиентам использования кредита. Однако рыночные условия диктуют необходимость применения такой формы расчета.
Выработка кредитной политики зависит от конкретной ситуации и представляет собой комплекс решений по следующим направлениям:
объемы продаж в кредит, цены на продукцию;
сроки кредита;
скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции;
политика взыскания
критерии оценки кредитной надежности клиентов.
При этом уровни объема продаж, средние сроки кредитов и цены на продаваемую в кредит продукцию зависят от:
сложившейся практики кредитования покупателей в отрасли;
склонности предприятия к риску и его агрессивности в завоевании рынка;
уровня затрат и стандартности товаров (недорогие стандартные товары имеют более короткий срок оборачиваемости);
потребительского спроса;
срока готовности товара (сроки кредита на скоропортящийся товар короче, чем на обычный);
эффективности практики применения санкций за просрочку оплаты и нарушения других условий договоров;
объема закупок (при увеличении объема закупок, сроки кредитов могут быть больше);
размера банковских процентных
ставок (сравниваются объемы дебиторской
задолженности с уровнем
конкурентной среды (новый клиент может быть привлечен длительностью срока кредита).
Уровень дебиторской задолженности, которую может позволить себе нормально работающее предприятие, в общем виде может быть рассчитан по формуле:
,
где Пк – объем продаж в кредит в день;
d – продолжительность периода инкассации.
Т.е. уровень дебиторской задолженности зависит от длительности возврата долгов и объема продаж в кредит за один день.
Скидки за быструю оплату
являются эффективным инструментом
ускорения возврата дебиторской
задолженности. Однако пользование
данным инструментом без серьезных
расчетов может привести к резкому
ухудшению финансового
Для расчета выгодности предоставления скидки принято использовать формулу:
Эта формула позволяет рассчитать стоимость годового коммерческого кредита и сравнить его с банковскими процентными ставками. При этом фирма-дебитор также оценивает выгодность коммерческого кредита и определяет возможность использования для его оплаты банковского займа (при условии, что банковский процент ниже стоимости коммерческого кредита).
Задачи.
Задача 1. Организация планирует привлечь долгосрочный кредит в размере 5000 тыс. руб. под 16 % годовых. На основе расчета величины эффекта финансового рычага определите целесообразность привлечения заемного капитала, если собственный капитал организации составляет 10000 тыс. руб., экономическая рентабельность – 18 %, ставка налога на прибыль 20 %. Решение:
Эффект финансового рычага
Эффект финансового рычага (финансового левериджа) — дополнительная рентабельность собственного капитала, полученная за счет использования заемных средств.
Используя этот показатель,
можно определить эффективность
соотношения собственных и
ЭФР = (1 - Нп / 100) × (РА - ССПС) × ЗК / СК,
где ЭФР — эффект финансового рычага, %;
Нп — ставка налога на прибыль, %;
РА — рентабельность активов, %. Определяется как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (в российской практике — прибыль до налогообложения плюс платежи за пользование заемными средствами (проценты к уплате)) к средней стоимости активов предприятия.
ССПС — средняя расчетная ставка процентов по кредитам (заемным средствам), %;
ЗК — стоимость заемного капитала, руб.;
СК — стоимость собственного капитала, руб.
ЭФР = (1 - 20 / 100) × (18% - 16%) × 5 000 000 / 10 000 000 = 0,8 х 2% х 0,5 = 0,8%,
Правило: Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то оно выгодно. Но при этом нужно внимательно следить за разницей между рентабельностью активов организации и процентной ставкой за кредит (эта разница должна быть положительной).
Информация о работе Стратегии управления оборотным капиталом