Создание Национального Банка Республики Казахстан и его организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение контрольной и надзорной деятельности Национального Банка Республики Казахстан. Национальный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства, в том числе Республики Казахстан. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1 Национальный банк РК – теория и методы
1.1. Понятие центрального банка……………………………………..6
1.2. Структура центрального банка. Место и роль НБ РК в банковской системе РК…………………………………………………..8
1.3. Функции Национального Банка………………………………..10
Глава 2. Деятельность НБРК
2.1. Функции и структура НБРК ……………………………………...13
2.2. Влияние Национального Банка на банковскую систему РК….19
Глава 3. Перспективы развития НБРК и зарубежный опыт
3.1 Перспективы развития НБ РК…………………………………….22
3.2. Зарубежный опыт…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………......30

Работа содержит 1 файл

Нац банк новая курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    Рассмотрим  кредитные операции БФР. Любой БФР  может предоставить кредит на период не более 15 дней своему банку-члену  в обмен на простые векселя, обеспеченные вкладами или заложенными облигациями, другими простыми векселями, долговыми сертификатами или векселями казначейства США, а также вкладами или заложенными облигациями Федеральных банков среднесрочного кредита. Кредит на более длительный срок (но не больше 90 дней) предоставляется банкам-членам взамен их простых векселей. Простые векселя банков-членов должны быть непременно обеспечены простыми и переводными векселями и долговыми обязательствами или акцептованными каким-либо банком векселями, годными по инструкциям к переучету или покупке Банком Федерального резерва.

    Вышеназванные кредиты предоставляются по процентным ставкам, устанавливаемым этими  БФР. Процентные ставки могут пересматриваться Советом управляющих СФР.

    Если  кредит, предоставленный банку-члену, используется не по назначению (то есть не для кредитования сельскохозяйственного или промышленного производства или торговли реальными промышленными или сельскохозяйственными товарами), то, после отказа подчиниться официальному предупреждению, такой банк обязан немедленно погасить выданный ему кредит. Кроме того, банк лишается права быть заемщиком у БФР своего округа на срок, определяемый Советом управляющих.

    Законодательством США не предусмотрено прямое предоставление кредитов правительству. Все государственные  расходы, как и доходы, регулируются бюджетом, составляемым министерством финансов. Министерство финансов само изыскивает недостающие средства и часто прибегает к выпуску облигаций и векселей через Казначейство. Банки Федерального резерва участвуют в распродаже таких бумаг.

    Первой  задачей Немецкого федерального Банка в соответствии с Законом о НФБ является регулирование денежного обращения и кредита в стране, обеспечение платежного оборота в стране и с заграницей. Вторая задача, выполнение которой ставится в зависимость от решения первой, поддержание общей экономической политики правительства ФРГ.

    Согласно  закону НФБ принадлежит исключительное право эмиссии банкнот, которые  объявлены единственным неограниченным законным платежным средством. НФБ  может принимать решения об изъятии  банкнот из обращения в течение определенного срока, по окончании которого банкноты становятся недействительными. Закон указывает, что НФБ не обязан заменять уничтоженные, потерянные, фальшивые или поддельные банкноты. Замене подлежат лишь поврежденные при условии, что предъявляется более половины банкноты. Допускается и менее, но при условии представления доказательств, что остальная (большая) часть банкноты была уничтожена (пожар и д.р.).

    Для осуществления воздействия на денежное обращение и состояние кредита  НФБ использует как валютные полномочия, предоставленные ему законом, так и коммерческую политику, реализуемую через систему разнообразных банковских сделок.

    НФБ вправе издавать обязательные для кредитных  учреждений приказы и запрещения. В этом направлении особую роль играет политика минимальных резервов. Для оказания воздействия на денежное обращение и кредитование НФБ может требовать, чтобы кредитные учреждения обеспечивали определенный процент своих обязательств перед клиентурой помещением денежных средств на таро-счет в НФБ.

    Коммерческая  политика Центрального банка ФРГ  многопланова и имеет различные  конкретные проявления. Это политика открытого рынка, валютная политика, политика рефинансирования, дисконтная и ломбардная политика.

    Политика  открытого рынка осуществляется НФБ на рынке ценных бумаг. Немецкий федеральный банк может для регулирования денежного рынка покупать и продавать:

    1) векселя;

    2) казначейские векселя и казначейские  чеки, которые являются имуществом  федерации или земли;

    3) облигации, должниками по которым являются федерация, учреждения федерации и земель;

    4) прочие облигации, допущенные  к официальной биржевой торговле.

    Продавая  или покупая ценные бумаги на финансовом рынке, НФБ влияет на наличие денег  в обращении, а также на степень  платежеспособности кредитных учреждений. Если на денежном рынке наблюдается повышенный спрос. НФБ скупает ценные бумаги и тем самым в оборот поступают дополнительные денежные ресурсы. Продажу ценных бумаг НФБ производит при наличии повышенного предложения на денежном рынке. Этим достигается высокий уровень платежеспособности в коммерческой банковской деятельности.

    Существенное  значение в работе НФБ имеет дисконтная (учетная) политика. Гибкое применение учетной ставки дает возможность  привлечения нового количества денег  в оборот из банковской системы. Действует механизм рефинансирования. При неблагоприятных экономических процессах в период накопления денег и массового денежного спроса НФБ снижает учетную ставку и таким образом создает более выгодные условия для рефинансирования коммерческих банков. Одновременно снижаются процентные ставки по кредитам, делая их более дешевыми и доступными для развития экономики. В дальнейшем это приводит к росту спроса на кредиты, увеличению инвестиций в экономику.

    Весьма  эффективным средством поддержания платежеспособности и регулирования рентабельности банковской системы ФРГ является ломбардная политика НФБ. Ломбардная политика заключается в готовности НФБ предоставить коммерческим банкам кредиты под залог различных ценностей. Под залог векселей предоставляется заем в сумме не более девяти десятых номинала векселя. В таком же размере предоставляется заем под залог казначейских векселей. Заем может быть предоставлен под залог обязательств, которые выпущены федерацией или некоторыми центральными учреждениями (федеральными железными дорогами, федеральной почтой и др.) или одной из земель. В этих случаях размер займа не может превышать трех четвертей от курсовой стоимости закладываемых облигаций. Существуют и другие объекты залога в виде ценных бумаг, имеющих публично-правовой характер.

    Ломбардная  политика НФБ проводится через регулирование  ломбардной ставки и установление ломбардных контингентов. Ломбардные контингенты - возможный объем займов, предоставляемых  кредитным учреждениям (в том  числе главным образом коммерческим банкам).

 

Заключение

Подведя итог всему вышесказанному можно  прийти к выводу, что центральные  банки - основная составная часть  кредитно-финансовой системы любой  страны. Они создают, аккумулируют и  предоставляют денежные средства. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но есть и общие черты. Так повсеместно кредитная система состоит из центрального банка, коммерческих банков, специализированных банковских учреждении (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и т.д.), а также кредитно-финансовых учреждении небанковского типа: страховых, финансовых компании, пенсионных фондов, сберегательных касс.

На основе всего вышеизложенного в данной курсовой работе хотелось бы отметить следующее: Национальный Банк вправе:

устанавливать пруденциальные нормативы и другие обязательные к соблюдению банками нормы и лимиты, включая нормы резервных требований, провизии против сомнительных и безнадежных активов;

издавать  обязательные к исполнению банками  нормативные правовые акты;

инспектировать (проверять) деятельность банков;

давать  рекомендации по оздоровлению финансового  положения банка. В целях решения вопроса о соответствии финансового положения банка предъявляемым требованиям Национальный Банк Казахстана вправе определять размер капитала банка на определенную дату.

применять к банкам ограниченные меры воздействия;

налагать  санкции на банки.

В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых  Национальным Банком для их обязательного  соблюдения банками, входят:

минимальный размер уставного капитала;

коэффициент достаточности собственного капитала;

максимальный  размер риска на одного заемщика;

коэффициент ликвидности;

лимиты  открытой валютной позиции.

Национальный  Банк Казахстана вправе устанавливать  дополнительные пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты, используемые в международной банковской практике.

    Национальный Банк устанавливает  ответственность банков за нарушение  пруденциальных нормативов и  (или) иных обязательных к соблюдению норм и лимитов.

Банковской системе  Республики Казахстан в современных  условиях принадлежит важнейшая  роль в достижении макроэкономической стабилизации, приостановлении спада производства, привлечении инвестиций. Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком страны, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы.

      Национальным Банком проводится работа по совершенствованию банковского законодательства, валютного регулирования, платежной системы, значительное внимание уделялось созданию и совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, а также деятельность банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

      Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» от 16.07.99 г. № 436-1 по вопросам банковской и страховой деятельности; закон был принят в целях приведения банковского и страхового законодательства в соответствие с новым законодательством об акционерных обществах, о платежах и переводах денег, а также в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления» от 30 июня 1998 года и упразднением Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан и передачи его функций, полномочий по управлению имуществом и делами Национальному Банку Республики Казахстан.

      В целях защиты интересов вкладчиков (депозиторов) банков и повышения доверия граждан к банковской системе страны, были приняты Правила коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня.

      Утверждены  и зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан Правила лицензирования и регулирования деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

      В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей порядок осуществления банками отдельных видов банковских и иных операций, порядка оформления платежных документов, используемых на территории Республики Казахстан, утверждены Правила применения государственного классификатора Республики Казахстан - единого классификатора назначения платежей, Правила использования платежных документов и осуществления платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан.

 

Список использованной литературы.

  1. «Банковское право Республики Казахстан» Алматы  изд. Жеты Жаргы 2000г.
  2. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 26. Ст.337; 1993. № 9. Ст. 227.
  3. Волкова Г.М., Наумова Л.П. Мировая валютная система. С.-П.: Литера плюс. 1999.
  4. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика. 1999.
  5. Джольер Дж. Банковская система США. С.-П.: Санкт-Петербург оркестр. 1994 г.
  6. Ефимова Л.Г. Банковское право. М., Изд-во БЕК. 1994 г. ПоллардА-М., ПассейкЖ.Г., ЭллисК.Х., ДейдиЖ-П.
  7. Закон «Обеспечение стабильности цен в РК» принят 01.01.2004 г.
  8. Закон РК от 24 декабря 1996 г. «О валютном регулировании»
  9. Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году) // Бизнес и банки. 1996. № 1.
  10. Конституция РК от 30.08. 1995 г.
  11. Котлов Г.Н. Банки в системе финансового капитала современной Англии. М.: МГИМО. 1987.
  12. М.М. Агартов в своих работах использовал термин "банковое право" -См.: АгарковМ.М, Основы банкового права: Курс лекций. Изд.2-е. М., Изд-во БЕК. 1994.
  13. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. М., ИНФРА-М. 1996. С. 59.
  14. Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Худяков А.И., Жакенов В.А. Право и предпринимательство в Республике Казахстан. Алматы, Жеги жарты, 1994. С. 108.
  15. Указ президента РК, имеющий силу закона от 30 марта 1995 г. №2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан». с изменениями и дополнениями на начало 2004 г.
  16. Худяков А.И. «Финансовое право РК» Алматы Каржы-Каражат 1995. С.36.
  17. Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы, Жеты жаргы. 1995.

Информация о работе Создание Национального Банка Республики Казахстан и его организационная структура