Создание Национального Банка Республики Казахстан и его организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение контрольной и надзорной деятельности Национального Банка Республики Казахстан. Национальный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства, в том числе Республики Казахстан. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1 Национальный банк РК – теория и методы
1.1. Понятие центрального банка……………………………………..6
1.2. Структура центрального банка. Место и роль НБ РК в банковской системе РК…………………………………………………..8
1.3. Функции Национального Банка………………………………..10
Глава 2. Деятельность НБРК
2.1. Функции и структура НБРК ……………………………………...13
2.2. Влияние Национального Банка на банковскую систему РК….19
Глава 3. Перспективы развития НБРК и зарубежный опыт
3.1 Перспективы развития НБ РК…………………………………….22
3.2. Зарубежный опыт…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………......30

Работа содержит 1 файл

Нац банк новая курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

    Совет директоров вправе принимать решения о применении к банкам некоторых видов санкций, не отнесенных к полномочиям Правления, а также иных мер воздействия, предусмотренных банковским законодательством. 

  2.2. Влияние Национального  Банка на банковскую  систему РК.

  Национальный Банк Казахстана способствует созданию общих условий для функционирования сети банков и внедрению принципов добросовестной банковской конкуренции. Его регулирующие функции направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов банковских кредиторов, вкладчиков и клиентов.

  Национальный  Банк Казахстана не вмешивается в  оперативную деятельность банков, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Действующим законодательством Национальному Банку предоставлено право осуществлять контроль и надзор за банкам. Национальный Банк Казахстана полномочен:

-пpинимaть  нормативные правовые акты, обязательные  для исполнения банками и их  клиентами;

-устанавливать  лицензионные процедуры и нормативы  для банков;

проверять деятельность банков и их филиалов, в том числе путем проверок на месте или приглашением аудиторской  организации, получать от них такую информацию, которую он сочтет необходимой для правильного осуществления своих контрольных и надзорных функций, и требовать разъяснения по полученной информации;

в случаях, установленных банковским законодательством, назначать временную администрацию (временного администратора) банка;

- устанавливать случаи обязательного коллективного страхования депозитов и механизм его реализации. Деятельность самого Национального Банка Казахстана ежегодно проверяется независимой аудиторской организацией, назначаемой Правлением Национального Банка.

  Национальным  банком также регулируется денежная система РК. Деньги возникли задолго до возникновения государства и представляли собой разновидность товара. Они явились продуктом развития меновых отношений. Постепенно деньги теряли свойство товара и превратились в меру его стоимости.

   Государство в процессе своей  финансовой деятельности пользовалось теми деньгами, которые существовали до него. Республика Казахстан до введения собственной национальной валюты пользовалась советскими (затем российскими) рублями. Национальная валюта Республики Казахстан (денежная единица страны) была введена Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 года. Указ предусматривал введение национальной валюты с 15 ноября 1993 года.

Денежной  единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является казахстанский  тенге. Тенге состоит из 100 тиынов.

Денежные  знаки Республики Казахстан, находящиеся  в обращении, состоят из банкнот и монет.

Структура номиналов банкнот и монет  определяется Национальным Банком Казахстана.

Выпуск  наличных денег, организация их обращения  и изъятие из обращения на территории Республики Казахстан согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан" осуществляются исключительно Национальным банком Казахстана в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.

В настоящее  время в Казахстане уже сложилась  своя Денежная система. Элементом денежной системы является устанавливаемый государством порядок денежного обращения. Денежное обращение включает в себя движение денег как в наличной, так и в безналичной форме.

Единственным  эмитентом денег в Республике Казахстан, как уже отмечалось, является Национальный Банк Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана определяет потребность в необходимом количестве банкнот и монет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения, уничтожения и инкассации наличных денег.

Банкноты  и монеты, выпущенные в обращение  Национальным Банком Казахстана, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем вицам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.

Никто, кроме Национального Банка Казахстана, не может объявить недействительными банкноты и монеты, выпущенные Национальным Банком Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана без ограничений обменивает ветхие поврежденные банкноты, если сохранилось более двух третьих их поверхности и не обязан компенсировать утерянные или уничтоженные банкноты и монеты.

Лица, виновные в противоправном изготовлении банкнот  и монет, а также в осуществлении  несанкционированной эмиссии наличных денег, несут уголовную и имущественную ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Право на замену денежной единицы имеет  Президент Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан определяет порядок, сроки и условия функционирования денежной единицы Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Перспективы развития НБРК и зарубежный опыт 

3.1  Перспективы развития  НБ РК

На настоящем  этапе развития банки все более  активно через свои дочерние организации  проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании (законодательная база для развития отношений в области финансового лизинга была принята в 2000 году). Разработана и одобрена Правительством Республики Казахстан Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. Для развития системы ипотечного кредитования Национальным Банком с участием международных финансовых организаций и банков второго уровня создана ЗАО "Казахстанская ипотечная компания". С принятием Закона Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" созданы условия для развития системы жилищных строительных сбережений, что также позволит привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения.

В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:

внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского  комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;

совершенствовать  нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;

содействовать развитию новых финансовых инструментов; продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.

Ну и важнейшей  задачей совершенствования банковской системы Республики Казахстан является создание системы консолидированного банковского надзора за рисками. Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: 1) оценка риска, 2) измерение риска, 3) контроль риска и 4) мониторинг риска. Система управления рисками обеспечивает в банке идентификацию, оценку, контроль и отслеживание всех видов рисков, которым подвержена или может подвергнуться банковская группа и аффилированные с банком лица, независимо от источника этих рисков, и предусматривает наличие у банка собственного капитала, адекватного таким рискам. Это позволит повысить объективность оценки рисков, которым подвергаются банки, и ограничить вероятность избыточных рисков, что, в конечном итоге, является основным условием обеспечения стабильности банковской и финансовой систем и защиты интересов депозиторов.

В целях создания необходимых законодательных условий  для внедрения надзора на консолидированной  основе 2 марта 2001 года принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам банковской деятельности". Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня. В соответствии с рекомендациями Национального банка, в каждом банке сейчас работают специальные рабочие группы для создания комплексной системы управления за всеми возможными видами рисков банковской деятельности, включая политические, технологические, ценовые, рыночные, репутационные и др.

В целом, внедрение  консолидированного банковского надзора  позволит обеспечить прозрачность и  понятность для общества деятельности банков и лиц, которые владеют банками, более объективно оценивать финансовое состояние банков и, тем самым, более надежно защищать вкладчиков.

3.2. Зарубежный опыт

    Центральный банк США в лице СФР также выполняет  все функции, свойственные, как правило, любому Центральному банку. На первом месте эмиссия денег. Денежная масса, обеспечивающая денежное обращение в США, состоит из банковских билетов и разменной монеты.6

    Готовые банковские билеты хранятся в казначействе, или одном из его отделений, или монетном дворе Соединенных Штатов в зависимости от того, что находится ближе к тому или иному БФР.

    Выпуск  банковских билетов в обращение  осуществляется по усмотрению Совета управляющих СФР. Совет управляющих  определяет минимальную сумму, на которую должны быть выпущены банковские билеты (количество билетов каждого номинала от общей суммы определяется по специальной математической формуле) каждым БФР. Периодически эта сумма пересматривается.

    Вместе  с тем любой БФР может обратиться к представителю Федерального резерва в своем округе с просьбой о выпуске дополнительно банковских билетов на нужды обращения. Представитель Федерального резерва удовлетворяет полностью или в части или отклоняет такую просьбу в соответствии с решением Совета управляющих СФР. Банкноты, выпущенные каждым БФР, должны быть обеспечены на всю сумму ценными бумагами, простыми векселями, долговыми обязательствами, переводными векселями, банковскими акцептами, золотыми сертификатами или сертификатами СДР, гарантированными обязательствами США или активами, которые БФР может купить и хранить у себя.

    Золотой запас США составляет более 8,2 тыс. тонн. Самое большое количество золота сосредоточено в г. Нью-Йорке. Основное хранилище золота - в подвалах БФР  г. Нью-Йорка; там хранится частично золотой запас страны и золото более чем семидесяти стран мира и Международного Валютного Фонда - всего 12 тыс. тонн. Основная же часть золотого запаса США сосредоточена в хранилище в Форт-Ноксе, штат Кентукки. Небольшая часть запаса находится в Уэст-Пойнте, штат Нью-Йорк, на монетных дворах в городах Денвер, Филадельфия, в пробирной палате города Сан-Франциско.

    Запасы  иностранной валюты в США в  виде денег незначительны. В основном иностранная валюта - валютные счета Банков Федерального резерва и коммерческих банков, имеющих право осуществлять операции за пределами страны, отделений иностранных банков. Операции с иностранной валютой совершаются банками Федерального резерва в соответствии с положениями устава без получения предварительного разрешения Совета управляющих Системы Федерального резерва в пределах определенных сумм.

    Кредитные функции СФР осуществляются строго в соответствии с основными целями денежной политики и направлены на поддержание здоровой и упорядоченной  финансовой системы. Эти основные цели достигаются путем влияния на общий объем и цену кредитов через воздействие на объем и стоимость резервов депозитных учреждений. Взятие кредитов отдельными депозитными учреждениями по учетным ставкам, изменяющимся время от времени в соответствии с господствующими условиями на экономическом рынке и денежном рынке, имеет прямое воздействие на положение резервов учреждений-заемщиков и, таким образом, на их способность удовлетворять потребности в кредите своих клиентов. Вместе с тем воздействие таких займов не остается локальным, но имеет важное влияние на все денежные и кредитные условия.

    Каждый  БФР имеет право, по правилам и  инструкциям Федеральной комиссии по операциям на открытом рынке, покупать и продавать на открытом рынке  любые прямые или полностью гарантируемые в основной своей части и процентах обязательства учреждений США.

    Каждый  БФР обязан открывать счета в  других БФР для осуществления  межбанковских операций. По указанию Совета управляющих СФР такие  банки должны также открывать  счета в иностранных государствах, определять банки-корреспонденты или создавать представительства за границей для упорядочивания системы международных расчетов США.

    С 1981 г. Совет управляющих СФР издает правила о ежегодном увеличении норм обязательных резервов по срочным вкладам. Увеличение представляет собой произведение последних данных о резерве в долларах на 80% от процентного увеличения всех сделок по счетам всех депозитных учреждений. Само увеличение сделок определяется путем вычета суммы таких сделок на 30 июня предыдущего года из суммы таких счетов на 30 июня настоящего календарного года. В случае, когда имели место уменьшения сделок, Совет управляющих СФР уменьшает на будущий год норму обязательных резервов путем умножения последней суммы на 80% от уменьшения всех сделок по счетам. Само уменьшение вычисляется так же.

Информация о работе Создание Национального Банка Республики Казахстан и его организационная структура