Создание Национального Банка Республики Казахстан и его организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение контрольной и надзорной деятельности Национального Банка Республики Казахстан. Национальный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства, в том числе Республики Казахстан. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1 Национальный банк РК – теория и методы
1.1. Понятие центрального банка……………………………………..6
1.2. Структура центрального банка. Место и роль НБ РК в банковской системе РК…………………………………………………..8
1.3. Функции Национального Банка………………………………..10
Глава 2. Деятельность НБРК
2.1. Функции и структура НБРК ……………………………………...13
2.2. Влияние Национального Банка на банковскую систему РК….19
Глава 3. Перспективы развития НБРК и зарубежный опыт
3.1 Перспективы развития НБ РК…………………………………….22
3.2. Зарубежный опыт…………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………......30

Работа содержит 1 файл

Нац банк новая курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, также как и Национальный Банк не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.

Национальный  Банк выступает в качестве финансового  советника Правительства Республики Казахстан при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства.

  Являясь по своему статусу финансовым агентом  Правительства, Национальный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга; ведение текущих счетов Правительства, поскольку средства Правительства Республики Казахстан размещаются в Национальном Банке; надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения банкнот и монет; перевод валютных средств при осуществлении расчетов Правительства с другими странами. В качестве агента Правительства Национальный Банк обслуживает государственные займы Правительства.

Национальный Банк Казахстана по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан вправе участвовать в регулировании обращения государственных ценных бумаг,

выпущенных  по решению Правительства.

  Объемы  выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства ежемесячно согласовываются Министерством финансов Республики Казахстан с Национальным Банком Казахстана.

Финансовую  основу деятельности Национального Банка Республики Казахстан составляют уставный и резервный капиталы банка и его доход.3

  Уставный  капитал Национального Банка  Республики Казахстан, принадлежит государству и формируется в размере 20 миллиардов казахстанских тенге путем передачи в распоряжение Национального Банка основных фондов и отчислений от полученного им чистого дохода, а также средств, выделяемых из республиканского бюджета.

  Уставный  капитал Национального Банка  Республики Казахстан и имущество, находящееся на его балансе, в отношении которого Национальный Банк самостоятельно осуществляет права владения, пользования и распоряжения, являются собственностью Республики Казахстан.

  При продаже, передаче, списании основных средств, вложенных в уставный капитал, а также при образовании убытков Национальным Банком Республики Казахстан сумма уставного капитала не уменьшается.

  Пополнение  уставного капитала за счет прибыли  производится ежегодно в абсолютных суммах, устанавливаемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правления Национального Банка Республики Казахстан.

Резервный капитал Национального Банка  Казахстана образуется в размере уставного капитала, пополняется за счет чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям.

Чистый  доход Национального Банка Казахстана за финансовый год определяется как разница между фактически полученными доходами и расходами, относящимися к данному финансовому году, включая амортизацию активов.

Чистый  доход Национального Банка направляется на формирование уставного и резервного капиталов в абсолютных суммах, устанавливаемых Президентом Республики Казахстан по представлению Правления Национального Банка Казахстана.

Оставшаяся  часть фактически полученного чистого дохода перечисляется в республиканский бюджет в следующем финансовом году. В случае недостаточности фактически полученного чистого дохода для формирования уставного и резервного капиталов образовавшаяся разница компенсируется за счет средств республиканского бюджета в следующем финансовом году.

1.2. Структура центрального  банка, место и  роль Национального  банка РК

  Национальный  Банк Республики Казахстан представляет собой единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения.

  В структуру Национального Байка Казахстана входят центральный аппарат, состоящий из департаментов и других подразделений, филиалы, представительства и организации'.

  Из  курса гражданского права известно, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

  Филиал  Национального Банка Республики Казахстан является структурным подразделением Национального Банка Республики Казахстан, подотчетен ему и входит в единую централизованную систему Национального Банка Республики Казахстан.

  Филиал  Национального Банка осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных ему Национальным Банком Казахстана.

  Филиал  в своей деятельности независим от местных органов представительной и исполнительной власти и не несет ответственности по обязательствам государства, за исключением случаев, когда такая ответственность возлагается на него Национальным Банком.

  Национальный  Банк несет ответственность по обязательствам филиала.

  Согласно  статье 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия. Представительства Национального Банка Республики Казахстан являются органами Национального Банка, представляющими за границей интересы Национального Банка Казахстана в сфере банковской деятельности, денежно-кредитной, валютной и финансовой политики, входящих в компетенцию Национального Банка Республики Казахстан'.

  Представительства Национального Банка Республики Казахстан учреждаются Правлением Национального Банка Казахстана на основе международных договоров и соглашений, заключенных между Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченными органами государств пребывания.

  Организации Национального Банка Казахстана являются юридическими лицами, создаются и прекращают свою деятельность в соответствии с законодательными актами.

  Национальный  Банк Казахстана принимает решение  о создании и прекращении деятельности своих организаций, является их учредителем и уполномоченным государственным органом, осуществляющим по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, включая полномочия по принятию решений об изменении правового статуса указанных организаций.

    1.3.  Функции центрального  банка

В целях  обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан Национальный Банк вправе осуществлять регулирование деятельности банков.4

Одним из способов регулирования деятельности банков является инспектирование деятельности банков. Инспектирование деятельности банков производится Национальным Банком самостоятельно или с привлечением специалистов других организаций. Проверка банков может быть комплексной (в соответствии с утвержденным планом проверки банков), либо текущей, проводимой по отдельным вопросам. Национальный Банк вправе заранее известить банк о предстоящей плановой проверке его деятельности, затребовать перечень необходимых документов, который банк обязан предоставить инспектирующим лицам в день начала проведения проверки. Проведение инспектирования деятельности банка возможно и без предварительного уведомления (внезапная проверка). Во время инспектирования банки обязаны оказывать содействие инспектирующему органу. Лица, осуществляющие инспектирование, несут ответственность за разглашение сведений, полученных в ходе проверки деятельности банков и составляющих банковскую либо коммерческую тайну.

Законодательством предусмотрено, что в случаях  ухудшения финансового положения банка Национальный Банк Казахстана вправе поставить перед его акционерами вопрос о необходимости финансового оздоровления, смене руководства или реорганизации банка. Национальный Банк при ухудшении финансового положения банка может рекомендовать банкам:

ограничить  принятие депозитов;

увеличить уставный капитал банка;

прекратить  выплату дивидендов и увеличить  провизии;

сократить расходы банка посредством закрытия отдельных филиалов и представительств, а также посредством прекращения или ограничения дополнительного найма работников;

отстранить  от должности (постоянно или временно) любого из должностных лиц или работников банка;

приостановить или ограничить» некоторые виды банковских операций с повышенной степенью риска.

В случаях  же обнаружения Национальным Банком Республики Казахстан нарушений пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, нарушений нормативных правовых актов Национального Банка, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников банка, которые могут угрожать его финансовой безопасности и стабильности, а также интересам его депозиторов, клиентов и корреспондентов. Национальный Банк Республики Казахстан вправе применять к банкам определенные меры воздействия. Национальный Банк вправе:

  — затребовать письмо-обязательство, в котором содержатся факты признания банком имеющихся недостатков и гарантия руководства банка по их устранению в строго определенные сроки с указанием перечня запланированных мероприятий.

  Национальный Банк вправе затребовать у банка письмо-обязательство в случае:

  1) нарушения коэффициента ликвидности,  включая неисполнение или несвоевременное исполнение поручений клиента по переводу средств, ненадлежащее исполнение договорных обязательств по расчетным и переводным операциям, наличия картотеки к корреспондентскому счету банка;

  2) несоблюдения минимальных резерных  требований;

  3) непредставления или несвоевременного  представления сведений (информации) и/или документов письменному запросу Национального Банка;

  4) исполнения руководящими работниками  банка своих должностных обязанностей без соответствующего согласия Национального Банка свыше установленного срока;

  5) участия банка в уставном капитале  юридических лиц, за исключением  случаев, предусмотренных банковским законодательством;

  6) нарушения банком с иностранным  участием требований по размещению  средств по внутренние активы;

  7) непредставления Национальному  Банку Казахстана отчетности и сведений, запрашиваемых Национальным Банком;

  8) представление Национальному Банку заведомо недостоверной отчетности и сведений. Национальный Банк вправе затребовать письмо-обязательство и в других случаях;

— составить  с банком письменное соглашение о  необходимости незамедлительного устранения выявленных недостатков и об утверждении первоочередных мер по их устранению.

Письменное  соглашение составляется в случаях, когда Национальный Банк Казахстана и руководство банка приходят к выводу, что для устранения имеющихся нарушений и недостатков в деятельности банка требуется значительный срок;

  - дать обязательное для исполнения  банком письменное предписание  о принятии мер, направленных  на устранение выявленных недостатков в установленный срок;

  • вынести предупреждение. Письменное предупреждение является уведомлением Национального Банка о возможности применения к банку санкций в случае, если имеющиеся недостатки не будут устранены в установленный Национальным Банком срок.
 

 

Глава 2. Деятельность Национального Банка  РК

2.1.  Функции и структура  НБ РК

Согласно  Указу Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы страны.

Национальный  Банк Казахстана представляет интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Указом  Президента Республики Казахстан, имеющим  силу Закона, "О Национальном Банке  Республики Казахстан" на Национальный Банк возложены следующие задачи:

Информация о работе Создание Национального Банка Республики Казахстан и его организационная структура