Система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы законодательства, т.к. это является важным и неотъемлемым элементом в любом государстве. Рассмотреть несколько вариантов определения системы законодательства.
Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы для раскрытия системы законодательства. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей системы законодательства, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д. является очень важным.

Содержание

Введение
Глава I. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства
§ 1 Исторический аспект, в становлении законодательства и ее системы
§ 2 Понятие системы российского законодательства
Глава II Структура системы законодательства
§ 1 Отраслевая структура законодательства
§ 2 Система законодательства в федеративном государстве

Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Следующим звеном в иерархической структуре  законодательства является закон. Закон - это принятый в особом, порядке  правовой акт, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.25

     Закон обладает верховенством в иерархической  системе законодательства, носит  первичный характер. Другие правовые акты должны основываться на законе и  не могут ему противоречить. Должна проявляться связь между правовой силой актов и кругом регулируемых ими общественных отношений. Чем важнее общественные отношения, тем выше по юридической силе должен быть правовой акт. При этом встает проблема определения важности общественных отношений. Принятие законов по “узким” вопросам общественных отношений, но рассчитанных на неоднократное применение, возможно. Это не должно приводить к мелочной регламентации общественной жизни.

     Важным  является установление взаимоотношений между федеральными конституционными законами и Конституцией. Прямое указание на соотношение их юридической силы в Конституции отсутствует.

Часть 3 статьи 76 Конституции устанавливает  приоритет федеральных конституционных  законов над федеральными законами. Следовательно, последние должны соответствовать первым и стоят в иерархической структуре на ступень ниже. Федеральные законы принимаются по текущим вопросам общественной жизни. Для их принятия Конституция устанавливает менее сложную процедуру, чем для принятия конституционных законов.

     К подзаконным актам российского  законодательства относятся нормативные  указы Президента Российской Федерации. В отличие от правоприменительных  указов они содержат нормы права, имеют общеобязательное значение, рассчитаны на многократное применение. Возможность издания Президентом нормативных указов предусмотрена ч. 1 ст. 115 Конституции.

     Согласно  ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и  распоряжения Президента “не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам”. Видимо, и в данном случае термин “федеральный закон” употребляется в собирательном смысле.

     Особые  отношения актов Президента с  законами объясняются тем, что согласно Конституции Президент не входит в систему разделения властей, соответственно акты, им издаваемые, во многом утратили исполнительно-распорядительный характер.

     Некоторые авторы положительно оценивают издание  указов, носящих законодательный  характер, так как они способствуют устранению пробелов в законодательстве. В.А. Четвернин даже разделяет указы Президента по юридической силе, считая, что указы Президента, изданные по вопросам, не урегулированным федеральным законом, выше по иерархии, чем указы, изданные на основании и во исполнение законов.26

     Правительство Российской Федерации принимает постановления, носящие нормативный характер. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Тем самым определяется их подзаконный характер.

     Статьей 115 Конституции, ст. 23 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” // Российская газета. 23 декабря 1997 г. установлена обязательность исполнения постановлений Правительства на всей территории Российской Федерации, чем подчеркивается их высокий статус в иерархической системе законодательства.

     Министерства, федеральные службы и федеральные  агентства принимают правовые акты с различными названиями: приказы, инструкции, инструктивные письма и т.д. Такое многообразие приводит в правоприменительной деятельности к проблеме выяснения юридической силы акта.

     Данные  акты объединяет то, что они издаются органами власти, обладающими специальной  компетенцией. Они являются подзаконными актами, принимаемыми на основе и во исполнение законов, указов Президента, актов Правительства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р устанавливается, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны приводится в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе не указан конкретный срок Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 октября 1994 № 1622-Р // Российская газета. 18 октября 1994 г.

     Таким образом, можно сделать вывод  что главным требованием ко всем нормативно-правовым актам, вне зависимость от их места в иерархии, является их законность, и точное следование и исполнение Конституции Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Система российского законодательства показала, что она носит противоречивый характер. Часто в правотворческой деятельности государства наблюдается преобладание интересов некоторых субъектов Федерации и отдельных групп населения, что приводит к ослаблению внутренних связей законодательства. Приведение его в упорядоченное состояние зависит, в том числе, и от решения теоретических проблем.

     Как видно из моей работы термин системы законодательства трактуется по-разному, однако можно выделить среди них одно общее свойство, а именно то, что система законодательства основывается на конституции Российской Федерации, т. к. все нормативные законодательные и подзаконные акты принимаются только в соответствии с конституцией Российской Федерации.

     Особое  внимание в работе уделено изучению законодательства его определения т.к. без законодательства невозможно было бы понять его систему. Так же рассмотрена система законодательства, ее определения структура, ее исторические корни, в том числе и законодательства, федеративной структуры законодательства в силу того, что федеративный аспект государственности оказывает в настоящее время основное влияние на целостность законодательства России.

     Современный период развития и совершенствования  законодательства РФ характеризуется  возрастанием роли субъектов РФ в  законотворчестве, основанном на устанавливаемом  Конституцией РФ (ст. 72) разграничении  предметов ведения РФ и ее субъектов  и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов.

     Подводя итоги, обращаю внимание на тесную связь между становлением четкой, упорядоченной федеративной структуры законодательства в России. Непротиворечивая федеративная структура законодательства будет призвана обеспечить равенство экономических возможностей субъектов Федерации. Это позволит им упрочнить своё политическое и социально-экономическое положение, и в свою очередь будет способствовать реализации прав граждан в Российской Федерации.

В курсовой работе я рассмотрел следующие задачи:

- исследовал  несколько понятий «системы законодательства» 

- определил  исторический аспект в становлении  системы законодательства в России, с чего начиналось в общем  законодательство и ее система.

- определил  структурное содержание законодательства  и показал его системные взаимосвязи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

I Нормативные акты и опубликованная практика

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 231 – ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2006 г. - № 52. – Ст. 5497.

II Книги

1. Окуньков, Л. А. Конституции государств Европейского союза Л. А. Окуньков. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1999. – 816 с. С.201-207.

2. Явич, Л. С. Общая теория права  / Л. С. Явич. - Л.: Ленингр. ун-т, 1976. - 286 с. С. 115

3. Комаров, А. С. Общая теория государства и права / А.С. Комаров. – М.: Питер-Юг, 2008. – 510 с. С. 199.

4. Комаров, А. С. Основы государства и права / А.С. Комаров. – М.: Манускрипт, 2002. – 320 с.

5. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981. – 361 с.

6. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – 360 с.

7. Алексеев, С. С. Государство и право / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1994. – 192 с. С. 98-99.

8. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1998. – 457 с.

9. Лившиц, Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц. – М.: Бек, 1994. – 224 с.

10.  Иоффе, О. С. Вопросы теории права / О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский. - М.: Госюриздат, 1961. – 381 с. С. 251

11. Лившиц, Р. 3. Современная теория права / Р. З. Лившиц. - М.: Институт гос-ва и права РАН, 1983. – 93 с.

12. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

13. Керимов Д. А. Философские проблемы права / Д. А. Керимов. - М.: Мысль, 1972. – 472 с. С. 274, 300.

14. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. – 272 с. С. 177.

15. Свидерский, В. И. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений / В. И. Свидерский, Р. А. Зобов. - Л.: Ленинградский универ-т, 1970. – 128 с. С. 80-85.

16. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесяна. - М.: Норма, 2008. – 832 с. С. 327.

17. Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. – 384 с.

18. Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский. -М.: ИНФРА_М — НОРМА, 1997. – 318 с.

19. Муханов, Р. Т. Теория государства и права / Р. Т. Муханов. - М.: ИНФРА_М — НОРМА, 2001. – 328 с.

20. Манов, Г. Н. Теория права и государства Г. Н. Манов. – М.: Бек, 1996. 336 с.

21. Коваленко, А. И. Общая теория государства и права / А. И. Коваленко.  М.: ТЕИС, 1996. – 115 с.

22. Пиголкин, А. С. Общая теория права / А. С. Пиголкин. – М.: МГТУ им. Баумана, 1996. – 384 с.

23. Бабаев, В. К. Теория права и государства в схемах и определениях / В. К. Бабаев. – Г.: ГВШ МВД СССР, 1990. – 151 с.

24. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000. – 342 с.

25. Российская  юридическая энциклопедия. - М.: Издательский  Дом ИНФРА-М, 2004.

26. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. - М.: 2005.

27. Алексеев  С.С. Общая теория права. В  двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит., 2004

28. Алексеев  С.СГосударство и право: Начальный курс. - 2-е изд. - М.: Юрид. лит., 2006

29. Теория  государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и  А.В Малько. - М.: Юристъ, 2007.

30. Кутафин  О.Е. Предмет конституционного  права. М. 2001.

31. Авакьян  С.А. Государственно-правовые институты:  понятия и формирование Советское государство и право. 1977. №2.

32. Золотарёва  М.В. Асимметрия в федеративном  устройстве России // Вестник Московского  Университета. Серия 11. Право. 1999. №  1.

33. Правовые  акты. Учебно-практическое и справочное  пособие. Указ. соч.

34. Умнова  И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 1998.

35. Чиркин  В.Е. Конституционное право: Россия  и зарубежный опыт. - М.:

III Статьи

1. Системность законодательства как фактор повышения его качества Государство и право. – 2002 - № 8. – С. 5 – 15

2. Гущина, Н. А. Система права и система законодательства: Соотношение и некоторые перспективы развития // Правоведение. - 2003. - № 5. - С. 198 – 204.

4. Бобылев, А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. – № 2. – С. 22 – 27.

5. Жилин, Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. – 2000. - № 4. – С. 8 – 10. 

IV Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Шафеев, Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / Д. Р. Шафеев. – Уфа, 2002. –23 с.

Информация о работе Система законодательства