Система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы законодательства, т.к. это является важным и неотъемлемым элементом в любом государстве. Рассмотреть несколько вариантов определения системы законодательства.
Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы для раскрытия системы законодательства. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей системы законодательства, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д. является очень важным.

Содержание

Введение
Глава I. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства
§ 1 Исторический аспект, в становлении законодательства и ее системы
§ 2 Понятие системы российского законодательства
Глава II Структура системы законодательства
§ 1 Отраслевая структура законодательства
§ 2 Система законодательства в федеративном государстве

Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный  университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЧелГУ»)

  • Юридический факультет
  • Отделение права и экономики института  непрерывного профессионального образования 
     

    Система законодательства Российского  государства

    Курсовая  работа 
     

                Выполнил  студент гр. 31ЮС-104

                Сакулин Владислав Вадимович 

                Научный руководитель:

                кандидат  юридических наук, профессор  

                  Шадрин В.М.

                Оценка__________________________

                ________________________________

                  (подпись  научного руководителя) 
                 

    Челябинск

    2011 

    Содержание:

    Введение  
    Глава I. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства  
    § 1 Исторический аспект, в становлении законодательства и ее системы  
    § 2 Понятие системы российского законодательства

    Глава II Структура системы законодательства

    § 1 Отраслевая структура законодательства

    § 2 Система законодательства в федеративном государстве

     
    Заключение  
    Список  использованных источников и литературы  
       
       
       
       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

          В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы законодательства, т.к.  это является важным и неотъемлемым элементом в любом государстве. Рассмотреть несколько вариантов определения системы законодательства.

          Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что  многие ученые рассматривают различные  подходы для раскрытия системы  законодательства. В этой работе будет  рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей системы законодательства, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д. является очень важным.

          Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т.д.), которые регламентируют различные вопросы, связанные с законодательством.

         Во  – вторых существует множество точек зрения авторов, которые я рассмотрю в своей работе такие как: С. С. Алексеев, Л. М. Карапетян, А. С. Пиголкин, Б. С. Эбзеев, Р. З. Лившиц, В. Г. Стрекозова, А. Б. Венгеров, С. А. Комаров А. В. Малько и т. д.

          На  выбранную мною тему точно и лаконично ответить нельзя, этот вопрос рассмотрен многими учеными, которые в своем решении и мнении не однозначны. Каждый ученый придерживается своего понятия системы законодательства и отстаивает его. Каждый кто хочет для себя узнать что же такое система законодательства может выбрать так же своего автора, точку зрения которого он может придерживается, и отстаивать ее.

          Объектом  курсового исследовании является состояние  современного российского законодательства, широкий круг регулируемых им общественных отношений, направленных на решение социально-экономических и политических задач стоящих перед государством.

          Предметом исследования выступают теоретические  основы формирования развития федерального законодательства, рассматривается  его система и структурный состав.

          Цель  данной работы состоит в понимании, какую роль играет система законодательства в государстве; в научном осмыслении и анализе системы законодательства Российской Федерации.

          В курсовой работе я рассмотрю следующие  задачи:

    - исследовать  понятие «системы законодательства» без понимания которого невозможно успешное написание курсовой работы;

    - определить  исторический аспект в становлении  системы законодательства в России, с чего начиналось в общем  законодательство и ее система.

    - определить  структурное содержание законодательства и показать его системные взаимосвязи.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава I. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства 

    §1 Исторический аспект, в становлении законодательства и ее системы 

        Термин «закон», употребленный в общепринятом на сегодняшний день смысле, что закон – это совокупность правовых норм, впервые встречается на Руси в тексте русско-греческого договора 911 г., который приводится в Ипатьевской летописи. В заключительной части этого договора говорится о том, что представители князя Олега клянутся перед византийским царем «по закону и по покону» своего народа.1 Вероятно, что под «законом русским» здесь подразумеваются правовые нормы, сложившиеся в народном быту и которые являлись частью народной традиции, т.е. «нормы действовавшего в русском обществе устного обычного права». 2

        Таким образом, можно с большой долей  уверенности предполагать, что одним  из основных источников права в Московском государстве выступал обычай. По словам В.И. Сергеевича, «и в Москве обычай продолжает действовать, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права... Еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину. Ясно, что еще нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творит право». 3

        Во  второй половине XVII века, предпринята  попытка создания обновленного общегосударственного законодательного акта – Уложения. Вызванное неурядицами, оставленными в наследство смутным временем крепнувшему государству Российскому, Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве». 4 Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., был царь Алексей Михайлович, принявший данное решение после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь хотел, чтобы «его государства царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердите и на мере поставите, чтобы все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы». 5

        Соборное  уложение 1649 г. стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде.

        Конец века XVIII и добрая половина века XIX в  истории становления российского  законодательства отмечены некоторой  право устроенностью, большей его структурированностью. Основные направления работы были намечены еще в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II.

        Комиссии  поручалось составить общие государственные  законы, действующие на территории всей России. Из массы действующих  законов следовало выбрать те, которые наиболее полезны для  блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны.

        Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был  создан Государственный совет. Сперанский внес на его рассмотрение подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже - проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения.

        Однако, император Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление нового Уложения - был выбран первый (образцом стал кодекс Юстиниана).

        Необходимо  особо отметить, что в 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

        В России XIX - начала XX в. была довольно развитая система законодательства. Но множество законов не обеспечивало режима законности, пренебрежение законом было свойственно российской действительности. В народном сознании бытовало убеждение, что сами власти злоупотребляли законом.

        История становления советского законодательства, его систематизации и структурирования в период с 1917 года по 1993 год, когда началась социально-экономическая перестройка системы законодательства России, содержит основные моменты, присущие системе законодательства современной России.

        Стоит отметить, что в советское время была проведена глубокая систематизация законодательства, также выраженная в разделении всего объема законодательных норм на отраслевые блоки. Структурно законодательство подразделялось на общесоюзное и законодательство республик в составе СССР.

        Законодательство  этого периода включало в себя кодифицированные нормативно-правовые акты, во всех отраслях права, правовое регулирование отношений в РСФСР  производилось законами РСФСР, принимаемыми в соответствии с Конституцией РСФСР, однако, все законодательство не могло противоречить общесоюзным Конституции СССР и законам.

        Значимая  разница может наблюдаться лишь в право установлениях, выраженных в социально-экономических и политических приоритетах, которые трактовались советским правом – как социалистических, а в российском – построены на отношениях частной собственности.

        Таким образом, российское законодательство, система законодательства имеют богатые исторические корни своего развития, которые включают в себя не только собственно русские правовые традиции, но так, же и перенятые у других правовых систем нормы. 

    § 2 Понятие системы российского законодательства. 

          Существует  множество точек зрения на понятие  система законодательства, но прежде чем раскрыть данное понятие я  рассмотрю, что же такое законодательство и когда оно появилось.

         Определение понятия законодательства – проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с право  пониманием и характером правового  регулирования. Словари понятие  законодательство трактуют по-разному:

         Законодательство — общность и дух всех постановлений, законов страны6;

         Законодательство  — совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве7;

         Законодательство  — совокупность законов8;

         Законодательство  — совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти9.

         Законодательство  — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно  населением и действующих на территории страны.

         Законодательство  Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

    Информация о работе Система законодательства