Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:11, курсовая работа
В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы законодательства, т.к. это является важным и неотъемлемым элементом в любом государстве. Рассмотреть несколько вариантов определения системы законодательства.
Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы для раскрытия системы законодательства. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей системы законодательства, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д. является очень важным.
Введение
Глава I. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства
§ 1 Исторический аспект, в становлении законодательства и ее системы
§ 2 Понятие системы российского законодательства
Глава II Структура системы законодательства
§ 1 Отраслевая структура законодательства
§ 2 Система законодательства в федеративном государстве
Заключение
Список использованных источников и литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Отделение
права и экономики института
непрерывного профессионального образования
Система законодательства Российского государства
Курсовая
работа
Выполнил студент гр. 31ЮС-104
Сакулин
Владислав Вадимович
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, профессор
Шадрин В.М.
Оценка________________________
______________________________
(подпись
научного руководителя)
Челябинск
2011
Содержание:
Введение | |
Глава I. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства | |
§ 1 Исторический аспект, в становлении законодательства и ее системы | |
§ 2 Понятие
системы российского законодательства
Глава II Структура системы законодательства § 1 Отраслевая структура законодательства § 2 Система законодательства в федеративном государстве |
|
Заключение | |
Список использованных источников и литературы | |
Введение
В
свой теме я постараюсь раскрыть основные
направления системы
Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы для раскрытия системы законодательства. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей системы законодательства, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д. является очень важным.
Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т.д.), которые регламентируют различные вопросы, связанные с законодательством.
Во – вторых существует множество точек зрения авторов, которые я рассмотрю в своей работе такие как: С. С. Алексеев, Л. М. Карапетян, А. С. Пиголкин, Б. С. Эбзеев, Р. З. Лившиц, В. Г. Стрекозова, А. Б. Венгеров, С. А. Комаров А. В. Малько и т. д.
На выбранную мною тему точно и лаконично ответить нельзя, этот вопрос рассмотрен многими учеными, которые в своем решении и мнении не однозначны. Каждый ученый придерживается своего понятия системы законодательства и отстаивает его. Каждый кто хочет для себя узнать что же такое система законодательства может выбрать так же своего автора, точку зрения которого он может придерживается, и отстаивать ее.
Объектом курсового исследовании является состояние современного российского законодательства, широкий круг регулируемых им общественных отношений, направленных на решение социально-экономических и политических задач стоящих перед государством.
Предметом исследования выступают теоретические основы формирования развития федерального законодательства, рассматривается его система и структурный состав.
Цель
данной работы состоит в понимании,
какую роль играет система законодательства
в государстве; в научном осмыслении
и анализе системы
В курсовой работе я рассмотрю следующие задачи:
- исследовать понятие «системы законодательства» без понимания которого невозможно успешное написание курсовой работы;
- определить
исторический аспект в
- определить структурное содержание законодательства и показать его системные взаимосвязи.
Глава
I. Система законодательства.
Юридическая природа,
сущность системы законодательства
§1
Исторический аспект,
в становлении законодательства
и ее системы
Термин «закон», употребленный в общепринятом на сегодняшний день смысле, что закон – это совокупность правовых норм, впервые встречается на Руси в тексте русско-греческого договора 911 г., который приводится в Ипатьевской летописи. В заключительной части этого договора говорится о том, что представители князя Олега клянутся перед византийским царем «по закону и по покону» своего народа.1 Вероятно, что под «законом русским» здесь подразумеваются правовые нормы, сложившиеся в народном быту и которые являлись частью народной традиции, т.е. «нормы действовавшего в русском обществе устного обычного права». 2
Таким образом, можно с большой долей уверенности предполагать, что одним из основных источников права в Московском государстве выступал обычай. По словам В.И. Сергеевича, «и в Москве обычай продолжает действовать, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права... Еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину. Ясно, что еще нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творит право». 3
Во второй половине XVII века, предпринята попытка создания обновленного общегосударственного законодательного акта – Уложения. Вызванное неурядицами, оставленными в наследство смутным временем крепнувшему государству Российскому, Уложение 1649 г. должно было «водворить порядок на Руси, дать суд правый и равный, освободить народ от разорявших его судебных волокит и судейской неправды, установить единство права во всем государстве». 4 Инициатором создания юридического сборника - Соборного уложения 1649 г., был царь Алексей Михайлович, принявший данное решение после совета с Освященным собором и Боярской думой. Царь хотел, чтобы «его государства царственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердите и на мере поставите, чтобы все те великие дела, по нынешнему его государеву указу и соборному уложению, впредь были ничем нерушимы». 5
Соборное уложение 1649 г. стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде.
Конец
века XVIII и добрая половина века XIX в
истории становления
Комиссии
поручалось составить общие
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Сперанский внес на его рассмотрение подготовительный проект первой части гражданского Уложения, чуть позже - проект второй части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет был внесен проект третьей части Уложения.
Однако, император Николай I, продолжая дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих (действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление нового Уложения - был выбран первый (образцом стал кодекс Юстиниана).
Необходимо особо отметить, что в 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» - документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.
В России XIX - начала XX в. была довольно развитая система законодательства. Но множество законов не обеспечивало режима законности, пренебрежение законом было свойственно российской действительности. В народном сознании бытовало убеждение, что сами власти злоупотребляли законом.
История становления советского законодательства, его систематизации и структурирования в период с 1917 года по 1993 год, когда началась социально-экономическая перестройка системы законодательства России, содержит основные моменты, присущие системе законодательства современной России.
Стоит отметить, что в советское время была проведена глубокая систематизация законодательства, также выраженная в разделении всего объема законодательных норм на отраслевые блоки. Структурно законодательство подразделялось на общесоюзное и законодательство республик в составе СССР.
Законодательство
этого периода включало в себя
кодифицированные нормативно-правовые
акты, во всех отраслях права, правовое
регулирование отношений в
Значимая разница может наблюдаться лишь в право установлениях, выраженных в социально-экономических и политических приоритетах, которые трактовались советским правом – как социалистических, а в российском – построены на отношениях частной собственности.
Таким
образом, российское законодательство,
система законодательства имеют богатые
исторические корни своего развития, которые
включают в себя не только собственно
русские правовые традиции, но так, же
и перенятые у других правовых систем
нормы.
§ 2
Понятие системы российского
законодательства.
Существует множество точек зрения на понятие система законодательства, но прежде чем раскрыть данное понятие я рассмотрю, что же такое законодательство и когда оно появилось.
Определение понятия законодательства – проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с право пониманием и характером правового регулирования. Словари понятие законодательство трактуют по-разному:
Законодательство — общность и дух всех постановлений, законов страны6;
Законодательство — совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве7;
Законодательство — совокупность законов8;
Законодательство — совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти9.
Законодательство
— система законодательных
Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).