Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:53, курсовая работа
Объект исследования – применение бюджетного планирования на предприятиях финансовыми менеджерами.
Предмет исследования – роль бюджетирования в составлении итоговой финансовой отчетности, необходимой для планирования, контроля и анализа деятельности определенного предприятия.
Первая глава данной курсовой работы посвящена теоретическому аспекту бюджетирования. Здесь рассмотрены понятие бюджетирования, его виды, основные цели, функции, его роль в деятельности предприятий.
Вторая глава рассказывает о построении системы бюджетирования, об особенностях внедрения процесса бюджетирования, основных требованиях к данному процессу, о построении организационной и финансовой структуры. Также во второй главе рассмотрены этапы построения сводного бюджета, виды бюджетов и принципы их расчетов, на основании которых формируется сводный бюджет. На основании операционных (промежуточных) бюджетов сформировывают Документы финансовой отчетности.
Но как поступить, когда будущее в тумане и никто точно не скажет, сколько продукции реализует компания в течение года? В этом случае, возможно составить бюджет продаж в нескольких вариантах – «пессимистическом», «оптимальном» и «оптимистическом»16. Оперировать таким гибким бюджетом очень удобно. В случае изменения ситуации не приходится перекраивать все планы и ломать голову над тем, что теперь делать. Вступает в силу соответствующий вариант бюджета, из которого вытекают конкретные управленческие действия: расширение штата, привлечение кредитов, закупка дополнительного оборудования и так далее.
После составления бюджета продаж можно переходить к бюджетам затрат. Если компания идет по пути составления «гибких» бюджетов, все затраты обязательно должны быть разделены на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от того, сколько продукции будет произведено или продано. В их перечень входит арендная плата за помещение, оплата труда управленческого персонала, амортизация оборудования, содержание ремонтных служб и сервисных подразделений. Переменные затраты растут пропорционально объему выпускаемой или проданной продукции. Зная нормы расходов на единицу произведенной или проданной продукции, легко просчитать суммы затрат при разных вариантах развития ситуации. Виды бюджетов затрат:
Qn = Впр + Ок - Он , где
Qn — продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Впр — прогноз объема продаж;
Ок — целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;
Он — остаток продукции на начало планируемого периода.
После составления бюджетов продаж и затрат составляется бюджет запасов. Он отвечает на вопросы, какое количество сырья и товаров необходимо для нормальной работы предприятия и какую сумму планируется направить на их закупку.
Третий финансовый бюджет – расчетный баланс (ПРИЛОЖЕНИЕ 9,10). Он похож на бухгалтерский баланс и повторяет его структуру. Этот бюджет позволяет оценить структуру активов и пассивов предприятия и рассчитать финансовые коэффициенты – коэффициенты ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты рентабельности и так далее. В отличие от бухгалтерского баланса, который составляется раз в квартал, этот бюджет составляется раз в месяц. Такой подход позволяет более оперативно реагировать на изменения в финансовом состоянии предприятия и эффективнее управлять им. Если предприятие привлекает инвестиции или берет кредиты, отдельно формируются инвестиционный или кредитный планы.
Итоговым (сводным) документом финансового плана является бюджет прибылей и убытков (ПРИЛОЖЕНИЕ 11), который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках.
2.3.Построение
финансовой отчетности.
Такие бюджеты, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет прямых затрат сырья и материалов, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет переменных накладных расходов, бюджет запасов сырья и готовой продукции, бюджет управленческих и коммерческих расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции – отображают технологические процессы, происходящие на предприятии. Их называют операционными бюджетами. Но помимо этого, необходимы бюджеты, показывающие финансовую сторону деятельности фирмы17. Это важно для планирования движения денежных средств, поступающих в ее распоряжение. По каждому из перечисленных операционных бюджетов составляют графики поступления или расходования денег. На основании их объединения в единое целое, получим бюджет движения денежных средств. Он является основным финансовым бюджетом для большинства предприятий, благодаря которому можно видеть, есть ли у компании «живые» деньги на оплату текущих издержек в каждый конкретный момент времени, а также спрогнозировать, сколько денег и когда ему может не хватить.
Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств, предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.
Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и так далее18. В целом, между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:
Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода
Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.
К
числу статей, по которым наблюдается
наибольший отток денежных средств,
относятся расчеты с
Отток денежных средств = Начальное сальдо + Увеличение кредиторской задолженности - Конечное сальдо
Увеличение
кредиторской задолженности определяется
объемом поступлений
Увеличение кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям
Для
определения необходимого объема закупок
можно воспользоваться
Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода - Начальные запасы
Для определения основных видов деятельности предприятия и источников поступления средств можно предварительно составить следующий бюджет финансовых потоков предприятия по доходам и расходам (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
На
основании бюджета финансовых потоков
построить бюджет денежных средств (табл.1):
|
Таблица
1. Бюджет денежных средств на 200__ г.
Поступления
денежных средств можно вести
по отдельным структурным
Бюджет прибылей и убытков необходим
для оценки рентабельности предприятия,
для контроля за его хозяйственной деятельностью.
Именно наличие прибыли в долгосрочной
перспективе является залогом положительного
сальдо отчета о движении платежных средств.
который по форме соответствует бухгалтерскому
отчету о прибылях и убытках Пример финансового
плана (бюджета), который могут разрабатывать
как крупные, так средние и малые предприятия,
дан в табл. 2:
Таблица 2. Финансовый план предприятия на 200__ г. (тыс. руб.)
|