Система безналичных расчетов в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы осветить проблему безналичных расчетов в Казахстане. Изучить виды и формы безналичных расчетов и рассмотреть возможность их развития в Республике Казахстан.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

      Необходимое количество экземпляров документов с образцами подписей и оттиска  печати, представляемых клиентом для  открытия счета, определяется банком.

      При этом один из экземпляров должен постоянно  находиться у операционного работника  банка, другой - в деле клиента банка. Остальные экземпляры хранятся в  порядке, установленном внутренними  правилами банка.

      При замене хотя бы одного образца подписи  либо оттиска печати, в банк представляется новый документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенный в порядке, указанном в Инструкции.

      Конкретное  применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Расчетные документы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов. Порядок их оформления регламентируется Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года N 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан»,  которое предусматривает единый документооборот в банках.2 При безналичных расчетах применяются формы, основанные на следующих основных расчетных документах: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы. Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя, и пластиковой карточки.

      Помимо  форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа.

Выделяются  следующие способы платежа:

1)перечисление денежных средств с расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;

2)зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачётной суммы;

3)гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

      По  видам выделяются следующие платежи: полной суммой, частями, по сальдо взаимных требований.

      Все расчетные документы вне зависимости  от формы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов и содержать следующую информацию: наименование расчетного документа; номер  расчетного документа, число, месяц, год  его выписки; номер корреспондентского счета, и название банка плательщика; наименование плательщика и номер  его расчетного счета в банке, а также его расчетный номер  налогоплательщика (РНН); наименование получателя средств, номер его расчетного счета и РНН; наименование, номер  корреспондентского счета и банк получателя; название платежа; сумму  платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре поручения – оттиск печати.

      Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих  право подписи при совершении расчетно-денежных операций по счетам в банке. Расчетные документы  по операциям предпринимателей, без  образования юридического лица, принимаются  к исполнению при наличии в  них одной подписи, указанной  в карточке, с образцами подписей, без оттиска печати. Расчетные  документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время  работы банка  с клиентами. При  этом документы, принятые банком в течение  операционного дня, проводятся в  тот же день.  За несвоевременное  или неправильное списание средств  со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать  от банка уплаты в пользу штрафа в размере 0,5% несвоевременно зачисленной  и списанной суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено  договором между банком и владельцем счета. Расчетные документы предоставляются  в необходимом количестве экземпляров  для банка и всех участвующих  в расчетах сторон.

      Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счета плательщика производится на основании первого экземпляра документа или на основании документа, переданному по телефаксу. При использовании  систем типа “клиент – банк”  списание средств может происходить  по электронной копии платежного документа.

      Участниками платежной системы Казахстана являются нефинансовый сектор (предприятия, организации, фирмы), личный сектор и финансовый сектор (банки и другие кредитные  учреждения).

      Нарушение договорных обязательств в части  расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

1.2   Основы и принципы построения системы безналичных расчётов

 

      Систему безналичных расчетов можно представить  как денежные расчеты путем записей  по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика  и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве  организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных  расчетов, требований, предъявляемых  к их организации, определенных конкретными  условиями хозяйствования, а также  форм и способов расчетов и связанного с ним документооборота.

      Развитие  рыночных отношений в экономике  потребовало изменения основ  системы безналичных расчетов, в  том числе принципов их организации.

      Первый  принцип  - правовой режим осуществления  расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы, как  основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных  взаимоотношений предопределяют необходимость  установления единообразия посредством  регулирования.

      К правовой базе регулирования платежной  системы Казахстана относятся законы и указы Республики Казахстан, основными  из которых являются законы "О  Национальном банке Республики Казахстан"3 и "О банках и банковской деятельности"4, принятые в соответствии с ними нормативные акты НБ РК, а также банковские правила. 

      Второй  принцип организации расчетов –  осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как  у получателя, так и  плательщика  – необходимая предпосылка таких  расчетов. Согласно  основам гражданского законодательства, безналичные расчеты  производятся юридическими лицами и  гражданами через банк, в котором  им открыт соответствующий счет. Для  расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор  банковского счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено  законом.

      Третий  принцип – поддержание ликвидности  на уровне, обеспечивающем бесперебойное  осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого  безусловного выполнения обязательств.

      Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, реализуется  применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или  специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного  векселя).

      Принцип срочности платежа вытекает из самой  сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное  и полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление  расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных  в хозяйственных, кредитных, страховых  договорах, инструкциях Минфина  РК, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

      На  практике могут встречаться как  досрочные, так  и отсроченные  и просроченные платежи. Досрочный  платеж – это выполнение денежного  обязательства до истечения, оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует  невозможность погасить денежное обязательство  в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному  платежу, т.е. продление первоначально  установленного срока платежа, производимое по согласованию с получением средств.

      Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

      С  принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности  за соблюдением договорных условий. Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.

     2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, А ТАКЖЕ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ 

     2.1 Безналичные расчеты  платежными требованиями 

     Платежное требование – это требование поставщика к получателю об уплате ему определенной суммы денежных средств за поставленную продукцию.

     Данной  форме расчета присущи три  особенности:

  1. данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции;
  2. требования оплачиваются с предварительным акцептом;

     Срок  предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня  поступления требования в банк. В  течение этого времени покупатель проверяет выполнение поставщиком  условий договора.

     В целях ускорения расчетов между  плательщиком и получателем средств  договором может быть предусмотрена  оплата требований в день их поступления  в банк плательщика. Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

     Требования, подлежащие оплате в день поступления  в банк плательщика, должны содержать  надпись, учиненную по следующей  форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет  со списком только те требования, которые  содержат указанную надпись. При  отсутствии на требованиях надписи  об оплате в день поступления в  банк плательщика, а также при  поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным  акцептом. Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения  срока предварительного акцепта.

     Плательщик  имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта  требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ  может быть полным или частичным  с указанием соответствующих  мотивов. Основанием для отказа могут  быть:

  • отсутствие договора;
  • предъявление бестоварного требования;
  • отсутствие данной формы расчетов в договоре.

     Плательщик  имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчетов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

     Банки не рассматривают споры между  получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

  1. данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.

     Инкассо – банковская операция, при которой  банк по поручению своего клиента  – получателя средств и на основании  составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся  получателю сумму денежных средств  от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

     Ответственный исполнитель банка, принимающий  документы на инкассо, обязан проверить:

Информация о работе Система безналичных расчетов в РК