Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Автором поставлены задачи:
- изучить экономическую сущность корпоративной облигации;
- проанализировать текущее состояние рынка корпоративных облигаций в России;
- рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.
Предметом исследования в данной работе стали сложившиеся тенденции использования корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом – рынок корпоративных облигаций.
При написании работы были использованы научная литература, статьи из журналов, ресурсы из сети Интернет.
В первой главе рассматриваются основные характеристики корпоративной облигации, преимущества ее использования перед другими финансовыми инструментами как для инвестора, так и для эмитента, дана классификация корпоративной облигации.
Во второй главе анализируется российский рынок корпоративных облигаций: его становление и текущее состояние.
В последней главе выявляются предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций.
Введение 3
1 Корпоративные ценные бумаги 5
1.1 Виды корпоративных ценных бумаг 5
1.2 Облигации: виды, стоимость, инвестиционные свойства 10
2. Анализ современного состояния российского рынка корпоративных ценных бумаг 15
2.1 Становление рынка корпоративных облигаций: основные этапы 15
2.2 Текущее состояние рынка облигаций, его характерные особенности 21
3. Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций 28
Заключение 32
Список литературы 34
Характерными признаками этого этапа развития рынка корпоративных облигаций являются:
-
товарная индексация или
- эмитенты: производители или предприятия добывающей отрасли;
- небольшое число эмитентов и выпусков;
- отсутствие организованного вторичного рынка.
Наиболее известными выпусками этого этапа стали контракты «Гермеса» (1992 г.), привязанные к индексу цен на нефть; облигации АвтоВаза (1993 г.), привязанные к индексу цен на автомобили; облигации нефтяной компании ОАО «Коминефть».[37]
После кризиса осени 1997 г. – лета 1998 г. рынок сохранил основных игроков рынка. Продолжали развиваться две национальные торговые системы – Московская межбанковская валютная биржа и РТС.
ІІ этап – Ориентация на иностранных инвесторов (сер.1999 – сер.2000 г.г.).
После финансово-экономического кризиса 1998 г. российский рынок корпоративных облигаций получил серьезную перспективу развития. На этом этапе произошла значительная активизация выпуска корпоративных облигаций, т.к. в июне 1999 г. было выпущено постановление Правительства, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль уменьшалась на сумму процентов по облигациям. Пионерами рынка можно назвать “Газпром”, “ЛУКойл”, “Тюменскую Нефтяную Компанию”, разместившие в конце 1999 года облигации под средства нерезидентов на счетах типа С. Доходность к погашению составила в среднем 11,5-12,5% годовых. [23, С.10]
Помимо промышленных предприятий начали размещать облигации и банки: «МДМ-банк», «Новая Москва», «Внешторгбанк» и ряд других. Таким образом, круг участников рынка корпоративных облигаций расширяется.
Характерными признаками данного этапа являются:
- ориентация на привлечение инвестиционных средств нерезидентов, за счет индексации купонных выплат;
-
срок обращения от трех до
пяти лет с возможностью
-
эмитенты: крупнейшие предприятия
нефтегазовой отрасли и
ІІІ этап – Ориентация на привлечение средств физических лиц (март 2000 г. – март 2001 г.).
Политическая
стабилизация и улучшение макроэкономической
ситуации в России в 2000 г. не повлекли
за собой резкого притока
Для этого периода характерны эмиссии, рассчитанные на привлечение средств индивидуальных инвесторов. При формировании доходности основным индикатором выступали ставки по пенсионным вкладам, которые традиционно выше иных. Началось формирование вторичного рынка корпоративных облигаций, появились валютные аукционы для нерезидентов.
Рисунок
1 – Размещенные выпуски
Характерными признаками третьего этапа развития рынка корпоративных облигаций являются:
-
ориентация на привлечение
-
формирование доходности в
- срок обращения от одного до трех лет;
- объем эмиссии от 0,7 до 30 млн.рублей;
Рисунок
2 – Динамика объема размещения российских
корпоративных облигаций за 1999-2001 г.г.
-
эмитенты: региональные предприятия
связи. Примерами могут
ІV этап – Ориентация на привлечение средств финансовых институтов (сентябрь 2000 – апрель 2002 г.г.).
Облигационные
займы переориентированы с
Для управления сроком обращения облигаций начали использоваться оферты. Оферта означает безусловное обязательство эмитента либо третьего лица выкупить облигации у их владельца в заранее определенную дату и по определенной цене.
В этом периоде эмитентами Центрального федерального округа стали использоваться выпуски облигаций, конвертируемых в акции из-за запрета прямого переоформления задолженности в акции.
Итак, характерными признаками этого периода являются:
-
ориентация на привлечение
-
формирование доходности в
-
использование оферт на
- эмитенты: широкий круг предприятий.
V этап – Упрощение структуры и управление сроками (апрель 2002 г.до нынешнего времени).
Новацией
стало предоставление держателям облигаций
возможности требовать
-
ориентация на привлечение
-
преобладание фиксированного
-
установление одного или
- досрочное погашение и выкуп для управления рисками;
-
эмитенты – широкий круг
- использование облигаций для переоформления задолженности в акционерный капитал;
-
установление ставки купона
К концу прошлого и началу настоящего веков сложились уникальные условия: наблюдался рост производства российской промышленности. Значит, увеличивалась суммарная потребность компаний в долгосрочных инвестициях, в том числе для проведения модернизации производства и наращивания мощностей.
По данным из материалов Воробьевой З.А. (2004 г.) за период с сер. 1999 – нач. 2004 г.г. размещено 238 выпусков 154 эмитентами-предприятими различных отраслей на сумму порядка 161,6 млрд. руб. по номиналу; финансовыми структурами размешено 76 выпусков на сумму (по номиналу) 45,6 млрд. руб.
По
тем же данным Воробьевой данные о
динамике размещения выпусков демонстрируют
динамичный рост рынка корпоративных
облигаций (см. рисунок 3).
Рисунок
3 – Динамика объема размещения выпусков
с 1999 по 2003 г.г.
По
материалам журнала «Рынок ценных бумаг»
2006 г. за май месяц 2005 год стал наиболее
удачным для рынка
Итак,
российский рынок корпоративных
облигаций существенно стал развиваться
и расширяться.
2.2
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА
За последние три года рынок пережил и взлет, и падение.
Немного выше было сказано, что по итогам 2005 года объем рынка корпоративных облигаций по сравнению с предыдущим годом вырос на 81-82 %. В 2006 г. рынок корпоративных облигаций стремительно рос. Даже небольшие компании все активнее стали размещать свои облигации. По материалам «Российской Бизнес-газеты» от 31.10.2006 г. объем рассматриваемого рынка превысил 660 млрд. руб., количество эмитентов – 280.
В 2006 г. сектор корпоративных облигаций практически догнал сектор государственных бумаг (см. рисунок 4), а объем обращающегося корпоративного долга вырос с 480 до 786 млрд. рублей.
По данным журнала «Экономика», для динамического роста корпоративных облигаций сложились благоприятные условия:
-
политическая и финансовая
-
повышение кредитного рейтинга
России до инвестиционного
Рисунок
4 – Динамика изменения структуры рублевого
долга в России
-
повышение уровня
-
готовность многих компаний
На отечественном рынке стали преобладать горизонтальные слияния и поглощения - происходило отраслевое укрупнение бизнеса и концентрация производственных мощностей. Лидерами в этом процессе явились нефтегазовая, телекоммуникационная, металлургическая, банковская, страховая, пищевая отрасли и сельское хозяйство. Продолжался процесс консолидации активов в различных секторах промышленности.
В
2006 г. на рынок ежемесячно выходило
12-13 новых корпоративных эмитентов.
Объем российского рынка
В
2007 году российские компании посредством
выпуска корпоративных
Рисунок
5 – Структура рублевого долга в России
в 2007 г.
Здесь сыграли два фактора:
-
на рынок вышло много
-
в 2006 г. Россия отменила
К 2007 году доходности по облигациям сильно выросли, а ставки по депозитам в Сбербанке упали примерно на один процент. Поэтому вложения в облигации получили свою привлекательность. Текущий уровень доходности облигаций в 2007 году составлял 11-20 %.
Но основным фактором привлекательности бумаг являлась все же не высокая доходность, а ожидание дальнейшего укрепления рубля.
2008
год на рынке российских