Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Автором поставлены задачи:
- изучить экономическую сущность корпоративной облигации;
- проанализировать текущее состояние рынка корпоративных облигаций в России;
- рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.
Предметом исследования в данной работе стали сложившиеся тенденции использования корпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, а объектом – рынок корпоративных облигаций.
При написании работы были использованы научная литература, статьи из журналов, ресурсы из сети Интернет.
В первой главе рассматриваются основные характеристики корпоративной облигации, преимущества ее использования перед другими финансовыми инструментами как для инвестора, так и для эмитента, дана классификация корпоративной облигации.
Во второй главе анализируется российский рынок корпоративных облигаций: его становление и текущее состояние.
В последней главе выявляются предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций.
Введение 3
1 Корпоративные ценные бумаги 5
1.1 Виды корпоративных ценных бумаг 5
1.2 Облигации: виды, стоимость, инвестиционные свойства 10
2. Анализ современного состояния российского рынка корпоративных ценных бумаг 15
2.1 Становление рынка корпоративных облигаций: основные этапы 15
2.2 Текущее состояние рынка облигаций, его характерные особенности 21
3. Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций 28
Заключение 32
Список литературы 34
В соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» на российском фондовом рынке появились новые ценные бумаги — закладные.
Закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей права ее законного владельца. Закладная выписывается залогодателем, передающим свое имущество в залог по обязательству залогодержателю. При этом сам залогодатель не обязательно является должником залогодержателя, он может быть гарантом исполнения должником своих обязательств перед залогодержателем.
По договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Правила закона применяются также к залогу незавершенного строительством недвижимого имущества.
Депозитные
и сберегательные сертификаты как
ценные бумаги имеют право выпускать
только кредитные организации
Сертификаты могут быть именными и на предъявителя. Именной сберегательный (депозитный) сертификат должен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а также может иметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на которых оформляются цессии.
Для передачи другому лицу прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу.
Сертификаты являются срочными ценными бумагами, и процентные ставки по ним устанавливаются уполномоченным органом кредитной организации. Проценты по первоначально установленной при выдаче сертификата ставке, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо от времени его покупки.
Кредитная организация не может в одностороннем порядке изменить (уменьшить или увеличить) обусловленную в сертификате ставку процентов.
Несмотря
на многообразие ценных бумаг, при необходимости
привлечения значительных денежных
ресурсов банки, финансовые институты,
отдельные компании или их объединения
часто прибегают к выпуску и продаже
облигаций.
Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.
Как и акции, облигации являются ценными бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собой собственный капитал предприятий, облигации являются выразителями заемного капитала, то есть для предприятия они являются "долговыми бумагами".
В связи с этим права облигационеров отличны от прав акционеров: они не имеют права голоса и не могут участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязана выплачивать проценты по облигациям (в отличие от дивиденда по акциям, где никаких подобных обязательств у корпорации нет), причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами.
Существуют различные виды облигаций, зависящие от различия в условиях выпуска облигаций. Рассмотрим наиболее массовые виды, указанные в таблице 1, составленной автором.
Законодательством
установлены ограничения на выпуск необеспеченных
облигаций, а именно: объем их выпуска
допускается в том случае, если не превышает
размер уставного капитала и не ранее
третьего года существования общества
при условии положительных двух годовых
балансов данного общества.
Таблица 1 –Виды облигаций
Вид | Форма | Характеристика |
По эмитенту | Государственные | Выпускаются государством или от его лица |
Корпоративные | Выпускаются коммерческими организациями различных видов. | |
По срочности | Срочные | Устанавливается условиями выпуска период времени, по окончании которого номинал облигации возвращается его последнему владельцу. Могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 25 лет), долгосрочные (от 25 до 30 лет). |
Бессрочные | Конкретный срок выкупа не устанавливается, эмитент может погасить в любой момент облигации с предварительным уведомлением. | |
По конвертируемости | Конвертируемые | Владелец имеет право на определенных условиях обменять облигацию на определенное количество других ценных бумаг данной компании. |
Неконвертируемые | Владелец не имеет права на конвертацию облигаций в иные ценные бумаги. | |
По доходности | Купонные | Доход выплачивается в виде определенного процента к номиналу облигаций и на протяжении всего срока ее существования. Может быть фиксированная процентная ставка, плавающая и равномерновозрастающая. |
Дисконтные | Доход по облигации определяется в виде разницы между номиналом облигации и ценой ее приобретения владельцем, которая всегда меньше номинала. | |
По обеспеченности | Обеспеченные | Выпускаются под залог у третьего лица, которым обычно является банк. Предметом залога могут быть ценные бумаги, недвижимое имущество, ценное оборудование. |
Необеспеченные | Не имеют какого-либо обеспечения, но на самом деле они уже являются обеспеченными без заранее определенным видом имущества. |
Облигации
могут иметь различные
Стоимость
ценной бумаги обычно отличается от ее
цены, т.к. стоимость фиксирует
Нарицательная стоимость – это сумма, которая предоставляется в заем и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Напечатана на самой облигации и используется чаще всего в качестве базы для начисления процентов. Этот показатель имеет значение только в двух случаях: в момент выпуска облигации при установлении цены размещения, а также в моменты начисления процентов, если последние привязаны к номиналу. В период размещения облигационного займа цена облигации, как правило, совпадает с ее нарицательной стоимостью. Номинальную стоимость облигации устанавливает эмитент.
Конверсионная стоимость - расчетный показатель, характеризующий стоимость облигации, в условиях эмиссии которой предусмотрена возможность конвертации ее при определенных условиях в обыкновенные акции фирмы – эмитента.
Выкупная
цена (стоимость), цена досрочного погашения,
отзывная цена - это цена, по которой
производится выкуп облигации эмитентом
по истечении срока облигационного
займа или до этого момента, если
такая возможность
Рыночная (курсовая) цена (стоимость) облигации определяется конъюнктурой рынка. Определяется уровнем ссудного процента, кредитным рейтингом эмитента, сроком до погашения, наличием отложенного или выкупного фонда и уровнем риска вложений.
Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам. Корпоративные облигации привлекательны тем, что имеют средний риск, гарантированную доходность, высокую ликвидность, надежность и безопасность за счет формирования страхового и выкупного фондов при эмиссии облигаций. В отличие от акций имеют конечный срок погашения.
Владельцы облигаций имеют преимущество перед акционерами, т.к. корпоративная облигация обладает старшинством перед акцией в выплате процентов. Например, если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.
Это происходит потому, что эмитенты
облигаций являются заемщиками,
должниками перед держателями
облигаций, поэтому
Безусловно,
что для вкладчика ставящего
на первое место надежность своих
инвестиций облигации, как ценная
бумага с фиксированным и
Для эмитента в экономическом смысле облигации выгоднее: эмитент с инвестором связан напрямую, за счет чего – более низкий процент, который платит эмитент облигаций.
Выпуск
облигаций содержит ряд привлекательных
черт для компании-эмитента: посредством
их размещения хозяйственная организация
может мобилизовать дополнительные ресурсы
без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов
в управление финансово-хозяйственной
деятельностью заемщика. Следовательно,
выпуск облигаций открывает для предприятий
прямой источник привлечения инвестиций,
в то же время не затрагивает отношения
собственности.
2.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО
РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
В дореволюционной России хорошо развитый фондовый рынок после 1917 года оказался разрушенным, были ликвидированы фондовые биржи, исчезли из обращения ценные бумаги, потерян круг профессионалов, работавших на этом рынке.
В
огосударствленной экономике
С переходом к рыночной экономике в 90-е г.г. прошлого века оборот ценных бумаг возрос, стал формироваться их рынок. Становление рыночной экономики в России предполагал не только развитие предпринимательства в сфере производства товаров и оказания услуг, но и развитие новой отрасли экономики – фондового рынка, рынка ценных бумаг. В России объем рынка ценных бумаг в сопоставлении с зарубежными рынками мал, но это растущий, перспективный рынок.
В зависимости от экономической ситуации в стране, изменений в законодательстве, в том числе в налоговой сфере, предприятия осуществляли облигационные заимствования на различных условиях, которые определили характерные черты того или иного этапа в развитии рынка корпоративных облигаций России.
І этап – Докризисное стихийное развитие рынка.
До осени 1997 года рынок ценных бумаг быстро наращивал свою операционную способность. Постоянно увеличивалось число инвестиционных институтов, более заметной становилось их внедрение, см. таблицу 2.
Таблица 2 – Динамика численности инвестиционных институтов в РФ [17, С. 14]
Показатели | Октябрь
1993 г. |
Октябрь
1994 г. |
Апрель
1995 г. |
Апрель 1997 г. |
Всего инвестиционных институтов в РФ | 1023 | 2734 | 3176 | 5045 |
в % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Из
них, в %
- совмещающие лицензии финансового брокера и инвестиционного консультанта |
62,0 | 51,8 | 50,9 | 50,2 |
- совмещающие
лицензии финансового брокера,
инвестиционной компании и |
23,9 | 35,3 | 36,8 | 36,9 |