Рынок ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:46, реферат

Описание работы

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов: во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), во-вторых, советский период (с НЭПа и последующие годы), в-третьих, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.

Содержание

1 Введение
2 Фондовые биржи России
3 Российский рынок государственных ценных бумаг
4 Тенденции развития современного рынка ценных бумаг
5 Заключение
6 Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

      О всех совершаемых сделках маклеры  обязаны были сообщать котировальной  комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в “Биржевых ведомостях” и “Торгово-промышленной газете”.

      Международный политический кризис в в1914 г., приведший  к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи. Операции с ценными бумагами оказались дезорганизованными.

      С конца 1914 г. В Петербурге, а также  в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.

      Открытие  официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной  политики в отношении частных  эмиссий и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г. вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки, объектом сделок могли быть только ценные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался (“гости” не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Для упрощения взаимных расчётов акционерных банков по покупкам и продажам ценных бумаг при Петербургской конторе Государственного банка был утверждён фондовый расчётный отдел. При этом имелось в виду, что все биржевые сделки без исключения будут подлежать регистрации и контролю со стороны представителей Министерства финансов. Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.

      После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил своё существование.

      Декретом  советского правительства уже 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

      С переходом к НЭПу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала. Несмотря на небольшое количество акционерных обществ, они имели важное экономическое значение. В 1927 г. только уставный капитал 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 млн. руб.

      В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 гг. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

      В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной  валюты и векселей, чеков и иных платёжных документов, золота и серебра  в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ценных бумаг.

      Ценности, находившиеся в обороте, например царские  десятки, иностранные ценности и  другие, по соображениям экономической  политики не были допущены на биржу.

      Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и  с отечественной валютой.

      Фондовые  отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.

      Самостоятельно  фондовый отдел осуществлял созыв  и проведение общих собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность маклеров, издавал справочники и т.д.

      Членами фондового отдела бирж и их постоянными  посетителями могли быть представители  Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также  кредитные учреждения, кооперативные  союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.

      Помимо  членов фондового отдела участниками  торгов могли быть постоянные и разовые  посетители. Они имели право совершать  операции исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни за свой счёт, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на бирже.

      У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют  и фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключённые сделки оформлялись им в так называемой “маклерской записке”.

      Несмотря  на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в  России до революции и в период НЭПа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.

      В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.

      Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И, тем не менее, возрождение рынка ценных бумаг в период НЭПа произошло за счёт расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. В двадцатые годы было размещено 24 госзайма. Первый из них был осуществлён в 1922 г.; для физических лиц 6%-ный выигрышный заём на 100 млн. руб., а для предприятий 8%-ный заём, в ценные бумаги которого предприятия должны были вложить не мене 60% резервных капиталов. Первоначально реализация займа шла в добровольной форме, длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счёт заработной платы рабочим и служащим.

      С начала 30-х годов по 1957 г. государство  осуществило 45 займов. В 1948 г. займы 1936 – 1946 гг. были конверсированы в государственный 2%-ный заём 1948 г. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977 г.

      Погашение всех послевоенных займов закончилось  в декабре 1991 г.

      В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации  экономики.

      Приватизация  промышленности и других объектов государственной  собственности заложили основы к  формированию российского фондового  рынка.  
 
 

      Российский  рынок государственных ценных бумаг 

      Рынок государственных ценных бумаг обычно занимает ведущее место (до 50%) в общем  объёме рынка ценных бумаг (государственных  и корпоративных). До сих пор государственные  ценные бумаги по своим масштабам  преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.

      С переходом к рыночной экономике  российское государство стало более  активно использовать рынок ценных бумаг. Значение государственных внутренних выигрышных займов упало практически  до нуля. Последний заём их этой серии был выпущен в 1992 г., под 15% годовых, что в связи с огромной инфляцией полностью его обесценило.

      Фактически  на период 1992 – 1994 гг. государство почти  совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.

      Активно использовать рынок ценных бумаг  для привлечения средств в  государственную казну заставило  то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путём дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.

      В этих целях государство предприняло  несколько попыток привлечения  средств предприятий и организаций, наиболее удачным из которых оказались в конечном счёте выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объёмы выпуска которых в 1996 г. превысят 150 трлн. руб. Если в 1994 – 1995 гг. ГКО со сроком погашения три месяца составляли до 75% всего объёма выпуска, то к концу 1996 г. ставится задача уменьшить их удельный вес до 25% и увеличить удельный вес ОФЗ со сроком погашения до 2 лет до 50% всего объёма ГКО – ОФЗ.

      Особенностью  российского рынка государственных  облигаций является, как уже упоминалось, их высокая доходность (до 1000 и более  процентов годовых), позволившая  привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в существующих российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. На ближайшую перспективу государство будет стремиться экономическим путём снизить столь высокую доходность, которая в конечном счёте разорительна и не может быть оправдана на длительный период.

      В отличие от рынка корпоративных  ценных бумаг рынок государственных  облигаций в своей большей  части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала  Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчётной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных биржевых торгов.

      Следует заметить, что российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах.

      С 1996 г. российское правительство начало практику допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных  облигаций.

      В отличие от рынка государственных  ценных бумаг, который существовал  в России на протяжении всего периода её социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных, ценных бумаг возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992 г., а раньше — с образованием акционерных коммерческих банков и бирж.

      Условно современную историю российского  рынка корпоративных ценных бумаг  можно разделить на три этапа:

      Этап 1 — 1990 – 1992 гг. — создание предпосылок  для развития фондового рынка: образование  фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж.

      Этап 2 — 1993 – первая половина 1994 г. —  фондовый рынок существует в форме  рынка приватизационных чеков.

      Этап 3 — вторая половина 1994 г. по настоящее время — начало обращения акций российских акционерных обществ; зарождение общепринятого рынка корпоративных ценных бумаг.

      На  этапе 1 началось формирование законодательной  базы российского рынка ценных бумаг.

      2 этап — это начало, расцвет  и закрытие рынка приватизационных  чеков, которые были выпущены  государством и выдавались гражданам России бесплатно. Последние обменивали их на акции приватизируемых предприятий, вкладывали в чековые инвестиционные фонды или продавали на биржевом или внебиржевом рынке.

      Важной  особенностью этапа 2 и начала этапа 3 было наличие на российском фондовом рынке, кроме приватизационных чеков, различного рода “псевдо” ценных бумаг (типа акций “МММ” и др.), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы, а с другой — внешних обстоятельств (высочайшая инфляция, нищета и т.п., что провоцировало широкие слои населения складывать свои средства в ценные бумаги, которые оказывались в дальнейшем совсем не ценными, хотя и бумагами). Обманутые ожидания широких слоёв населения на рынке ценных бумаг подорвали веру частного инвестора в этот рынок возможно на многие годы вперёд.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России