Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа
Важнейшими задачами рынка ценных бумаг Беларуси являются обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, привлечение инвестиций на белорусские предприятия, создание условий для стимулирования накоплений и последующего их инвестирования.
Мировой опыт стран с переходной экономикой показывает, что организация деятельности рынка ценных бумаг в различных странах исторически наряду с общими закономерностями и принципами приобретала специфические черты.
Формирование рынков ценных бумаг развитых стран происходило в течение длительного периода, испытывая на себе влияние различных факторов развития экономической и правовой системы государства. В экономически развитых странах выделяется два типа рынка ценных бумаг – банковский и биржевой, которые представляют собой две разные модели рынка ценных бумаг
-инвестиционные
фонды, совмещающие функции
Для осуществления своей деятельности профессиональные участники могут объединяться в добровольные объединения, в том числе фондовые биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют операции, как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.
В Республике Беларусь наряду с биржевым рынком ценных бумаг функционирует внебиржевой рынок ценных бумаг.
На
внебиржевом рынке ценных бумаг
создаются торгово-
Эти торгово-информационные системы для организации своей деятельности могут использовать мощности иных действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.
В настоящее время в Республике Беларусь сложилась и функционирует двухуровневая депозитарная система. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 18.01.1995 г. № 30/2 «был создан Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, где функционируют свыше сорока региональных депозитариев, являющихся структурными подразделениями банков или самостоятельными юридическими лицами» [4, c.81] .
Депозитарий, или независимый
реестродержатель (кроме эмитента
и инвестора), обеспечивает учет
и расчеты по операциям по
ценным бумагам, осуществляет
подготовку и передачу
Одной из важнейшей функций депозитарной системы ценных бумаг республики является создание полной системы учета, обеспечивающей баланс в движении ценных бумаг всех депозитариев республики при условии, что каждый депозитарий должен иметь свой счет в центральном депозитарии. Это позволяет вносить в эти счета соответствующие изменения, касающиеся владельцев ценных бумаг, количества по видам и категориям принадлежащих им ценных бумаг, а также осуществлять необходимый контроль объемов эмиссии при движении ценных бумаг между депозитариями на общереспубликанском уровне.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:
-
Министерство финансов
-
Национальный банк Республики
Беларусь- «является Центральным
банком Республики и
- Инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
Спектр инструментов фондового рынка, которые может использовать Правительство Республики Беларусь для привлечения и перераспределения свободных денежных средств достаточно велик.
В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает следующие государственные ценные бумаги:
для юридических лиц
- государственные краткосрочные облигации,
-
государственные долгосрочные
- государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте,
-
векселя Правительства
для физических лиц
- облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь,
- облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от28 апреля 2006 г. № 277 ”О некоторых вопросах регулирования рынкаценных бумаг“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 71, 1/7529), постановлениями Совета МинистровРеспублики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 ”Вопросы Министерствафинансов Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2001 г., № 105, 5/9328) и от 10 сентября 2009 г.№ 1163 ”О некоторых вопросах выпуска, обращения и погашения ценных бумаг“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г.,№ 223, 5/30422) государственное регулирование осуществляется на сегментах: государственных, корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов – Министерством финансов; ценных бумаг Национального банка и отдельных видов ценных бумаг, выпускаемых банками, – Национальным банком.
В
структуре государственных
Суммарный объем торгов
Таблица
2.1. Лидеры на май 2011г. среди эмитентов
акций биржевого вторичного рынка акций
По состоянию на 01.06.2011г. к участию во вторичных торгах по акциям были допущены 24 банка и 34 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. (Таблица.2.1)
Основными
владельцами государственных
Так, «в 2008 году объем биржевого рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка составил 18 197,41 млрд.рублей, из них объем первичного биржевого рынка – 6 процентов, или1094,5 млрд. рублей» [4, c.83] . В суммарном объеме биржевого рынка указанных ценных бумаг (в 2009 году – 38 479,2 млрд. рублей, в 2010 году –17 514,22 млрд. рублей) первичный биржевой рынок государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка отсутствовал.
Первичный биржевой рынок акций отсутствует. Количество сделок с акциями, совершенных на вторичном биржевом рынке, постоянно увеличивается.
В 2009 году совершена 6561 такая сделка, или на 37,9 процента (на 1805 сделок) больше, чем в 2008 году, в 2010 году –9164 сделки, или на 39,7 процента (на 2603 сделки) больше уровня2009 года. Объем биржевых торгов акциями в 2009 году составил 123,6 млрд.рублей, или на 38,8 процента (78,2 млрд. рублей) меньше, чем в2008 году, в 2010 году – 278,83 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше уровня2009 года.
Биржевой
рынок облигаций юридических
лиц является наиболее динамично развивающимся
сегментом. Так, «суммарный объем биржевых
торгов облигациями юридических лиц в
2009 году составил 2755,78 млрд.рублей (в 2,8
раза, или на 1782,67 млрд. рублей, больше,
чем в 2008 году)» [7, c.41].
В 2010 году – 3364,38
млрд. рублей (на 22,1 процента, или на 608,6
млрд.рублей, больше уровня 2009 года).
Таблица
2.2. Итоги регистрации информации о сделках
с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом
рынке
При этом доля первичного биржевого рынка облигаций юридических лиц в общем объеме биржевых торгов облигациями юридических лиц в2008 году составила 83,32 млрд. рублей, или 8,6 процента, в 2009 году –837,94 млрд. рублей, или 30,4 процента, в 2010 году – 1213,85 млрд. рублей, или 36,1 процента. Биржевой рынок облигаций местных исполнительных и распорядительных органов в 2008 году отсутствовал. В 2009 году объем вторичного биржевого рынка таких облигаций составил 9,95 млрд.рублей, в 2010 году – 1984,04 млрд. рублей. Первичный биржевой рынок облигаций местных исполнительных и распорядительных органов отсутствует.
На неорганизованном рынке ценных бумаг в мае 2011 года была совершена 701 сделка купли-продажи ценных бумаг на общую сумму 470,6 млрд. бел. руб., или 9,0 млн. ценных бумаг (таблица 2.2.)
Анализ приведенных данных свидетельствует о наличии существенных резервов «использования биржевого рынка в качестве централизованной площадки для размещения государственных ценных бумаг, акций и облигаций местных исполнительных и распорядительных органов на рыночных условиях с высокой степенью операционной прозрачности» [18, c.32] .
Принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в рамках реализации Программы на 2008 – 2010 годы меры способствовали становлению и развитию отечественного рынка ценных бумаг.
Вместе с тем следует отметить опережающее развитие законодательства и инфраструктуры данного рынка, тогда как отдельные его сегменты (вторичный рынок акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты.
Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг, в то время как рынок в стандартном его понимании не формируется, не проявляется его макроэкономическая роль. Данная ситуация на рынке государственных ценных бумаг обусловлена: зависимостью от финансово-экономического состояния банковского сектора, колебаний его ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении бумаг и соответственно равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета; проблемами с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов; усилением конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка; недостаточным развитием институциональных инвесторов (страховых, пенсионных и инвестиционных фондов), традиционно являющихся основными участниками рынка государственных ценных бумаг; недостаточностью участников рынка государственных ценных бумаг и т.д.
Основные направления развития рынка ценных бумаг: формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг; равномерное развитие его сегментов, включая использование различных финансовых инструментов; совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых инструментов с дальнейшим переходом на равные условия деятельности на различных сегментах данного рынка для всех его участников; функциональное и технологическое совершенствование, повышение конкурентоспособности биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры; развитие институтов финансового посредничества (профессиональных участников рынка ценных бумаг), институтов коллективных инвестиций; совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и стандартами Европейского союза; обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия рынка ценных бумаг Республики Беларусь с мировыми финансовыми институтами и структурами.
Важнейшим условием создания ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг, а также его дальнейшего развития является формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и нормативного регулирования и правоприменения.