Рынок ценных бумаг в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими задачами рынка ценных бумаг Беларуси являются обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, привлечение инвестиций на белорусские предприятия, создание условий для стимулирования накоплений и последующего их инвестирования.

Мировой опыт стран с переходной экономикой показывает, что организация деятельности рынка ценных бумаг в различных странах исторически наряду с общими закономерностями и принципами приобретала специфические черты.

Формирование рынков ценных бумаг развитых стран происходило в течение длительного периода, испытывая на себе влияние различных факторов развития экономической и правовой системы государства. В экономически развитых странах выделяется два типа рынка ценных бумаг – банковский и биржевой, которые представляют собой две разные модели рынка ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

Рын цен бум РБ.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     -инвестиционные  фонды, совмещающие функции финансового  посредника на рынке ценных  бумаг и институционального инвестора,  то есть инвестора, для которого  инвестирование в ценные бумаги является основным источником дохода и неотъемлемой частью деятельности. Инвестиционные фонды аккумулируют средства инвестора для совместного инвестирования в ценные бумаги, действуя за счет и в интересах лиц, приобретающих их ценные бумаги.

     Для осуществления своей деятельности профессиональные участники могут объединяться в добровольные объединения, в том числе фондовые биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют операции, как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.

     В Республике Беларусь наряду с биржевым рынком ценных бумаг функционирует внебиржевой рынок ценных бумаг.

     На  внебиржевом рынке ценных бумаг  создаются торгово-информационные системы учреждений, созданных на определенных условиях саморегулируемыми  организациями или профессиональными участниками для организованной продажи ценных бумаг, целью которых является упорядочение этого рынка, повышение его эффективности и прозрачности.

     Эти торгово-информационные системы для  организации своей деятельности могут использовать мощности иных действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.

     В настоящее время в Республике Беларусь сложилась и функционирует  двухуровневая депозитарная система. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 18.01.1995 г. № 30/2 «был создан Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, где функционируют свыше сорока региональных депозитариев, являющихся структурными подразделениями банков или самостоятельными юридическими лицами» [4, c.81]  .

       Депозитарий, или независимый  реестродержатель (кроме эмитента  и инвестора), обеспечивает учет  и расчеты по операциям по  ценным бумагам, осуществляет  подготовку и передачу большого  объема информации о ценных  бумагах, выпускаемых, главным образом, в бездокументарной форме.

     Одной из важнейшей функций депозитарной системы ценных бумаг республики является создание полной системы учета, обеспечивающей баланс в движении ценных бумаг всех депозитариев республики при условии, что каждый депозитарий должен иметь свой счет в центральном депозитарии. Это позволяет вносить в эти счета соответствующие изменения, касающиеся владельцев ценных бумаг, количества по видам и категориям принадлежащих им ценных бумаг, а также осуществлять необходимый контроль объемов эмиссии при движении ценных бумаг между депозитариями на общереспубликанском уровне.

     Участниками рынка государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь являются:

     - Министерство финансов Республики  Беларусь - эмитент, выступающий  от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний  государственный долг.

     - Национальный банк Республики  Беларусь- «является Центральным  банком Республики и подотчетен  Верховному Совету Республики  Беларусь. Он имеет право законодательной инициативы» [6, c.43]  А также, финансовым агентом Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг; осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг, выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций.

     - Инвесторы – профессиональные  участники рынка ценных бумаг,  юридические и физические лица, в том числе и иностранные.

     Спектр  инструментов фондового рынка, которые  может использовать Правительство  Республики Беларусь  для привлечения  и перераспределения свободных денежных средств достаточно велик.

     В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени  Правительства выпускает  следующие  государственные ценные бумаги:

       для юридических лиц 

     -     государственные краткосрочные облигации,

     -     государственные долгосрочные облигации,

     - государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте,

     -     векселя Правительства Республики  Беларусь,

           для физических лиц

     - облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь,

     - облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от28 апреля 2006 г. № 277 ”О некоторых  вопросах регулирования рынкаценных  бумаг“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 71, 1/7529), постановлениями Совета МинистровРеспублики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 ”Вопросы Министерствафинансов Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2001 г., № 105, 5/9328) и от 10 сентября 2009 г.№ 1163 ”О некоторых вопросах выпуска, обращения и погашения ценных бумаг“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г.,№ 223, 5/30422) государственное регулирование осуществляется на сегментах: государственных, корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг местных исполнительных и распорядительных органов – Министерством финансов; ценных бумаг Национального банка и отдельных видов ценных бумаг, выпускаемых банками, – Национальным банком.

 

     2.2. Рынок ценных бумаг  на современном  этапе: состояние  и перспективы

     В структуре государственных ценных бумаг наибольший объемзанимают  государственные долгосрочные облигации  – 97 процентовна 1 января 2009 г., 100 процентов  – на 1 января 2010 г. и 1 января 2011 г.

       Суммарный объем торгов акциями  в мае 2011г. составил 8,13 млрд. рублей  или 450 207 акций. Количество сделок, заключенных с акциями в биржевой  торговой системе в мае 2011г., составило 1 309. При этом сделок  с расчетами за белорусские  рубли было заключено на сумму 6,67 млрд. рублей (1 269 сделок), с расчетами в долл. США – 8 150 долл. США (3 сделки), с расчетами в Евро – 158 566,03 Евро (6 сделок), с расчетами в росс. руб. – 6 532 325,00 росс. руб. (4 сделки). (В мае 2010г. с акциями было заключено 1 133 сделки на общую сумму 11,47 млрд. рублей или 8 074 525 акций)..  

Таблица 2.1. Лидеры на май 2011г. среди эмитентов акций биржевого вторичного рынка акций 

 

     По  состоянию на 01.06.2011г. к участию  во вторичных торгах по акциям были допущены 24 банка и 34 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. (Таблица.2.1)

     Основными владельцами государственных ценных бумаг являются банки (80 процентов), страховые организации (3 процента), прочие юридические и физические лица (около 17 процентов). В 2008 – 2010 годах биржевой рынок ценных бумаг характеризовался: превышением объемов биржевых сделок, совершаемых в процессе обращения ценных бумаг (далее – вторичный биржевой рынок), по сравнению с объемами сделок по размещению ценных бумаг (далее –первичный биржевой рынок) на всех сегментах биржевого рынка; значительными диспропорциями объемов различных сегментов биржевого рынка, выражающимися в превышении объемов биржевых сделок, совершаемых с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка, по сравнению с объемом сделок с иными видами ценных бумаг; положительной динамикой в объемах торгов по акциям и корпоративным облигациям и отрицательной динамикой по государственным ценным бумагам.

     Так, «в 2008 году объем биржевого рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка составил 18 197,41 млрд.рублей, из них объем первичного биржевого рынка – 6 процентов, или1094,5 млрд. рублей» [4, c.83]  . В суммарном объеме биржевого рынка указанных ценных бумаг (в 2009 году – 38 479,2 млрд. рублей, в 2010 году –17 514,22 млрд. рублей) первичный биржевой рынок государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка отсутствовал.

     Первичный биржевой рынок акций отсутствует. Количество сделок с акциями, совершенных на вторичном биржевом рынке, постоянно увеличивается.

     В 2009 году совершена 6561 такая сделка, или на 37,9 процента (на 1805 сделок) больше, чем в 2008 году, в 2010 году –9164 сделки, или на 39,7 процента (на 2603 сделки) больше уровня2009 года. Объем биржевых торгов акциями в 2009 году составил 123,6 млрд.рублей, или на 38,8 процента (78,2 млрд. рублей) меньше, чем в2008 году, в 2010 году – 278,83 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше уровня2009 года.

     Биржевой  рынок облигаций юридических  лиц является наиболее динамично развивающимся сегментом. Так, «суммарный объем биржевых торгов облигациями юридических лиц в 2009 году составил 2755,78 млрд.рублей (в 2,8 раза, или на 1782,67 млрд. рублей, больше, чем в 2008 году)» [7, c.41]. В 2010 году – 3364,38 млрд. рублей (на 22,1 процента, или на 608,6 млрд.рублей, больше уровня 2009 года). 

Таблица 2.2. Итоги регистрации информации о сделках с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке 

 

     При этом доля первичного биржевого рынка  облигаций юридических лиц в  общем объеме биржевых торгов облигациями юридических лиц в2008 году составила 83,32 млрд. рублей, или 8,6 процента, в 2009 году –837,94 млрд. рублей, или 30,4 процента, в 2010 году – 1213,85 млрд. рублей, или 36,1 процента. Биржевой рынок облигаций местных исполнительных и распорядительных органов в 2008 году отсутствовал. В 2009 году объем вторичного биржевого рынка таких облигаций составил 9,95 млрд.рублей, в 2010 году – 1984,04 млрд. рублей. Первичный биржевой рынок облигаций местных исполнительных и распорядительных органов отсутствует.

     На  неорганизованном рынке ценных бумаг  в мае 2011 года была совершена 701 сделка купли-продажи ценных бумаг на общую  сумму 470,6 млрд. бел. руб., или 9,0 млн. ценных бумаг (таблица 2.2.)

     Анализ  приведенных данных свидетельствует о наличии существенных резервов «использования биржевого рынка в качестве централизованной площадки для размещения государственных ценных бумаг, акций и облигаций местных исполнительных и распорядительных органов на рыночных условиях с высокой степенью операционной прозрачности» [18, c.32]  .

     Принятые  Правительством Республики Беларусь и  Национальным банком в рамках реализации Программы на 2008 – 2010 годы меры способствовали становлению и развитию отечественного рынка ценных бумаг.

       Вместе с тем следует отметить опережающее развитие законодательства и инфраструктуры данного рынка, тогда как отдельные его сегменты (вторичный рынок акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты.

     Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг, в то время как рынок в стандартном его понимании не формируется, не проявляется его макроэкономическая роль. Данная ситуация на рынке государственных ценных бумаг обусловлена: зависимостью от финансово-экономического состояния банковского сектора, колебаний его ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении бумаг и соответственно равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета; проблемами с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов; усилением конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка; недостаточным развитием институциональных инвесторов (страховых, пенсионных и инвестиционных фондов), традиционно являющихся основными участниками рынка государственных ценных бумаг; недостаточностью участников рынка государственных ценных бумаг и т.д.

     Основные  направления развития рынка ценных бумаг: формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг; равномерное развитие его сегментов, включая использование различных финансовых инструментов; совершенствование системы налогообложения доходов от операций с ценными бумагами в целях создания условий для внедрения новых финансовых инструментов с дальнейшим переходом на равные условия деятельности на различных сегментах данного рынка для всех его участников; функциональное и технологическое совершенствование, повышение конкурентоспособности биржевой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры; развитие институтов финансового посредничества (профессиональных участников рынка ценных бумаг), институтов коллективных инвестиций; совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и стандартами Европейского союза; обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия рынка ценных бумаг Республики Беларусь с мировыми финансовыми институтами и структурами.

     Важнейшим условием создания ликвидного и прозрачного  рынка ценных бумаг, а также его дальнейшего развития является формирование и поддержание благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и нормативного регулирования и правоприменения.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в РБ